Тема 5. Нравственные основы профессиональной деятельности представителей отдельных направлений правоприменения
Нравственное значение правоприменительной деятельности. Виды правоприменительной деятельности. Специфика отдельных направлений правоприменения, обуславливающая специфические требования к ее представителям. Этические требования к личности правоприменителя - профессионала.
Нравственные принципы отдельных направлений правоприменительной деятельности. Нравственные качества юриста. Моральные конфликты в профессиональной этике юриста. Профессиональные этические кодексы и комитеты в правовой деятельности.
Соотношение законности и нравственности в праве и правоохранительной деятельности. Нравственные нормы и принципы в материальном праве. Справедливость в уголовном процессе; роль закона и морали в ее обеспечении. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ. Правовые и нравственные отношении в уголовном процессе.
Следственная этика как система нравственных принципов, норм и отношений, складывающихся в процессе раскрытия и расследования преступлений: между следователем, должностными лицами государственных органов, общественностью и отдельными гражданами.
Нравственные требования при производстве основных следственных действий. Нравственные основы избрания меры пресечения. Этика следователя в условиях конфликтной ситуации. Этика проведения допроса и очной ставки. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.
Нравственные начала в деятельности прокуратуры: Гласность, независимость и беспристрастность. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.
Понятие адвокатской этики. Место адвокатской этики в системе юридической этики. Судебная и адвокатская этика: общее и особенное. Значение этики в деятельности адвоката. Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката. Основные принципы нравственного поведения адвоката: добросовестность, честность, правдивость, нравственный долг, уважение к суду и др. Нравственные аспекты адвокатской тайны. Нравственный выбор адвоката при решении вопроса об отказе от поручения.
Нравственные основы содержания и специфика способов ведения дел адвокатом: подготовка к судебному разбирательству; участие в суде первой инстанции (представление доказательств, исследование доказательств) и т.п.
Нравственные аспекты различных видов адвокатской деятельности.
Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката в отстаивании правды.
Тема 6. Культура профессиональной деятельности юриста
Понятие деловой культуры и делового этикета. Значение культуры делового общения в деятельности юриста.
Нравственные требования, предъявляемые к судебной речи. Культура речи юриста. Нравственные требования, предъявляемые к процессуальному порядку и составлению юридических документов. Конфликтность уголовного судопроизводства. Культура полемики, спора, дискуссии.
Совесть как нравственно-психологический механизм принятия решений и внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.
Профессиональная честь – моральная основа оценки заслуг сотрудника правоохранительных органов, сплоченности служебного коллектива. Содержание и особенности профессиональной чести сотрудников правоохранительных органов. Понятие «честь мундира».
Профессиональный долг и ответственность сотрудника правоохранительных органов. Взаимосвязь нравственной и правовой сторон в содержании служебной ответственности. Соотношение служебного и нравственного долга в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы
1 Подготовка докладов по одной из тем курса.
2 Подготовка и сдача реферата (тема по выбору студента).
3 Подготовка к тестированию по всем темам курса.
4 Подготовка сообщения к выступлению на семинаре.
ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ
Задание 1
1. Как Вы представляете себе, что включает в себя категория этики «Долг»? Это-
а) добродетельность;
б) противостояние злу;
в) содействие благу других людей;
г) «есть необходимость совершения поступков из уважения к закону» - И.Кант
2. Как Вы представляете себе, что включает в себя категория этики - «Справедливость»? Это-
а) порядок человеческой жизни, при котором существует соответствие между деянием и воздаянием;
б) мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении;
в) все перечисленное вместе;
г) другое.
3. Как Вы представляете себе, что включает в себя категория этики - «Зло»? Это –
а) враждебность;
б) распущенность;
г) стихийные силы, которые разрушают наше благополучие;
в) все перечисленное вместе;
г) другое.
4. Как Вы представляете себе, что включает в себя категория этики – «Совесть»? Это –
а) « душевные муки, угрызения»;
б) озабоченность по поводу аморальности своего поведения;
в) «второе Я» - ответственность человека перед собой;
в) все перечисленное вместе;
г) другое.
5. Как Вы представляете себе, что включает в себя категория этики – «Честь»? Это –
а) репутация человека;
б) моральное отношение человека к самому себе и окружающих к нему;
в) моральные заслуги человека;
в) все перечисленное вместе;
г) другое.
6. Профессиональная этика юриста формируется:
а) на основе правовых принципов;
б) на основе моральных принципов;
в) все вышеперечисленное вместе;
г) другое.
Задание 2.
1. С точки зрения этических норм, имеет ли право адвокат продолжать участие в деле, если он выявит противоречия между интересами своих клиентов уже в ходе оказания им юридической помощи? Дайте ответ и укажите статьи нормативных документов, подтверждающие вашу точку зрения.
а) Да;
б) Нет.
2. Адвокат на основании соглашений осуществляет защиту двух обвиняемых в деле о преступлении, совершенном группой лиц. В ходе предварительного расследования выявляются существенные противоречия между его доверителями.
Обязан ли адвокат немедленно расторгнуть соглашение с одним из обвиняемых либо он может принять меры к устранению конфликта интересов? Дайте ответ и укажите статьи нормативных документов, подтверждающие вашу точку зрения.
а) Да;
б) Нет.
3. Председатель районного суда г. Москвы А., федеральный судья этого же суда З. обратились в АП г. Москвы с сообщением, в котором обратили внимание на ненадлежащее поведение адвоката Ц., которая, заключив соглашение с подсудимым Б., длительное время не является в суд для участия в рассмотрении уголовного дела по существу. При этом было отмечено, что подсудимый Б. не отказывался от услуг адвоката. Правы ли председатель суда и федеральный судья? Дайте ответ и укажите статьи нормативных документов, подтверждающие вашу точку зрения.
а) Да;
б) Нет.
4. К числу дисциплинарных проступков нотариусов относятся виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение не только своих профессиональных обязанностей, дисциплинарных норм, но и этических норм. Дисциплинарным проступком (нарушением норм этики) являются:
а) несоблюдение общих принципов профессиональной этики;
б) неисполнение специальных принципов профессиональной этики;
в) совершение действий, прямо запрещенных Кодексом.
Так ли это? Дайте ответ и укажите статьи нормативных документов, подтверждающие вашу точку зрения.
а) Да;
б) Нет.
5. Является ли нарушением профессиональной этики нотариуса отсутствие без уважительных причин постоянного места совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года? Дайте ответ и укажите статьи нормативных документов, подтверждающие вашу точку зрения.
а) Да;
б) Нет.
6. На основании, какого нормативного документа на судью возложена обязанность, соблюдать правила этического поведения?
а) Кодекс этики адвоката;
б) Кодекса этики судьи;
в) Кодекса этики нотариуса.
Задание 3.
1. В течение дня вы общаетесь с коллегами в офисе. За чем нужно следить?
а) нужно следить, чтобы аромат туалетной воды или духов не был слишком сильным;
б) не нужно брать телефонную трубку телефона коллеги, когда его нет на месте;
в) если курение в помещении разрешено, то можно курить, не спросив разрешения у коллег;
г) можно устраивать перестановку мебели, спросив разрешение только у руководства.
2. Если руководитель в своем кабинете подписывает бумаги и при этом говорит посетителю (сотруднику, пришедшему из вне человеку): «Слушаю, Вас», какие ваши действия:
а) подождать, пока руководитель закончит подписывать бумаги;
б) начать говорить сразу после предложения.
3. Вы уже долго говорите по телефону с собеседником. Кто первым заканчивает телефонный разговор?
а) женщина в разговоре с мужчиной;
б) старший в разговоре с младшим;
в) руководитель в разговоре с подчиненным;
г) при равных условиях,- тот, кто звонил.
4. Нравственное самовоспитание - это:
а) формирование и развитие внутренней культуры личности;
б) постоянная систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек;
в) интеллектуальное, эмоциональное, волевое развитие личности;
г) все сказанное выше;
д) другое.
5. Нравственно допустимое поведение – это:
а) поведение, находящееся на грани нравственного и безнравственного поведения;
б) «Минимум нравственности»;
в) поступки, которым придается положительная оценка, но которые не выступают идеалом нравственности.
6. Чем отличаются друг от друга Мораль и Право?
а) сферами приложения;
б) по средствам и методам обеспечения реализации своих норм;
в) все перечисленное выше;
г) другое.
Задание 4
1. Вы сидите за столом на рабочем месте, у вас звонит телефон, вы снимаете трубку и говорите:
а) «Слушаю, Вас»;
б) «Да»;
в) «Здравствуйте или добрый день»;
г) «У телефона, Смирнов»;
д) «Добрый день, компания « Матисс», чем могу вам помочь?»
2. Вы звоните не очень знакомому коллеге или клиенту. О чем уместно поинтересоваться в самом начале разговора?
а) о погоде;
б) спросить как дела на работе?
в) о времени и возможности говорить в настоящий момент;
г) о проблемах в отрасли, о партнерах и конкурентах.
3. Похоже, вы, ошиблись номером, абонент не представился. Какие ваши действия:
а) Спросить: «Какой это номер?
б) Спросить: «Это компания «Матисс»?
в) Я правильно набрал: «Ваш номер 499 7738212?»
4. Когда вы разговариваете по телефону, каких выражений следует избегать?
а) «Я не знаю».
б) «Мы не можем этого сделать».
в) « Вы должны».
г) «Подождите, секундочку, я вернусь».
д) «Нет».
5. Вам нужно отослать конверт с письмом деловому партнеру, и вы не хотите, чтобы письмо было прочитано ни кем другим. Какую пометку для этого необходимо сделать:
а) «Лично».
б) « Конфиденциально».
6. Вы пищите деловое письмо хорошо знакомому человеку. Какую из учтивых фраз следует поставить в конце письма;
а) «Искренне Ваш»;
б) «С уважением»;
в) «С благодарностью»;
г) «Сердечно».
Задание 5
1. Вы пришли в магазин, чтобы выбрать наряд для работы. Чтобы вы выбрали, если учесть, что работаете вы в жаркой стране, например в Бразилии:
а) темный костюм с белой рубашкой и красным галстуком;
б) светлый костюм с рубашкой с коротким рукавом и без галстука;
в) брюки с рубашкой с коротким рукавом и галстуком;
г) шорты и футболка;
д) другое.
2. В женском наряде украшений должно быть:
а) много;
б) как можно меньше;
в) от них следует отказаться вообще.
3. Какое самое лучшее сочетание цветов в деловой одежде:
а) серый с розовым;
б) серый с синим;
в) коричневый с бежевым.
4. Вы отправляетесь на деловое свидание. Что с чем должно сочетаться?
а) туфли и сумка;
б) ремень на юбке и туфли;
в) цвет ремня с цветом юбки.
5. Какую обувь лучше одевать деловой женщине:
а) без каблука:
б) на среднем каблуке;
в) на высоком каблуке.
6. Обязательно ли летом деловой женщине одевать чулки?
а) обязательно летом и зимой;
б) только зимой;
в) по ситуации.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 9 - Результаты освоения компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования (наименование тем) | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.) |
ОК-2 | способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Понятие, предмет и система этики. Понятие и признаки морали | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ОК-4 | способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | Предмет и система юридической этики | Доклад с мультимедийным сопровождением | Оценивание качества работы |
ОК-5 | обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Культура профессиональной деятельности юриста | Доклад с мультимедийным сопровождением | Оценивание качества работы |
ОК-6 | имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Нравственное содержание правового регулирования | Доклад с мультимедийным сопровождением | Оценивание качества работы |
ОК-7 | стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | Нравственное содержание правового регулирования | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Нравственные основы правосудия | Доклад с мультимедийным сопровождением | Оценивание качества работы |
ПК-4 | способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Нравственные основы профессиональной деятельности представителей отдельных направлений правоприменения | Доклад с мультимедийным сопровождением | Оценивание качества работы |
ПК-8 | готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Культура профессиональной деятельности юриста | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ПК-9 | способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина | Культура профессиональной деятельности юриста | Доклад | Оценивание качества работы |
ПК-12 | способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | Нравственные основы правосудия | Аналитическая обработка текста. | Оценивание качества работы |
ПК-14 | готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции | Нравственные основы профессиональной деятельности представителей отдельных направлений правоприменения | Подготовка эссе | Оценивание качества работы |
ПК-16 | способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Нравственные основы профессиональной деятельности представителей отдельных направлений правоприменения | Аналитическая обработка текста | Опрос |
ПК-17 | способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне | Предмет и система юридической этики | Предмет и система юридической этики | Предмет и система юридической этики |
ПК-19 | способен эффективно осуществлять правовое воспитание | Культура профессиональной деятельности юриста | Подготовка эссе | Оценивание качества работы |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
Тематика рефератов, эссе.
1. "Моральный закон во мне" как высшая ценность.
2. Общественные ценности в контексте исторического развития.
3. Нация и общественные ценности.
4. Историческое развитие нравственности: прогресс или регресс?
5. "Что законно, то морально": за и против.
6. Особенности предмета профессиональной этики юриста.
7. Соотношение общей и профессиональной морали юриста.
8. Соотношение цели и средств в работе юриста.
9. Долг как основополагающая ценность в работе юриста.
10. Нравственный и служебный долг сотрудника правоохранительных органов: вопросы соотношения.
11. Совесть как основа внутреннего убеждения при принятии процессуального решения.
12. Совесть как критерий оценки доказательств.
13. Позиция А.Ф. Кони о нравственном содержании деятельности юриста.
14. Роль справедливости в правоприменительной деятельности.
15. Справедливость, как нравственное требование к приговору.
16. Нравственное и правовое сознание юриста.
17. Нравственные особенности деятельности юриста.
18. Нравственный выбор в работе юриста.
19. Честность, как нравственное требование, предъявляемое к адвокату и его деятельности.
20. Культура полемики в суде.
21. Правовая и нравственная культура: проблема соотношения.
22. Принципы и культура делового общения.