Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации
В 1990 году СССР стал полноправным членом Национального центрального бюро Интерпола, а его правопреемницей в настоящее время является Российская Федерация.
Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации в соответствии со своим Положением является подразделением криминальной полиции, входящим в состав центрального аппарата МВД России, и имеет статус Главного управления. Возглавляет бюро начальник Национального центрального бюро Интерпола при МВД России. Сегодня эту должность занимает генерал-майор полиции А. В. Прокопчук.
Решение о создании Европола было принято странами Евросоюза 14 лет назад: Маахстрихтское соглашение о Европейском союзе от 8 февраля 1992г. предусматривало создание в своей структуре Европола, однако с 1994 по 1999годы Европол, по сути, осуществлял только функции отдела по борьбе с наркотиками.
В полном объеме выполнять свои функции новая организация начала в июле 1999 г. после того, как в 1998 г. все страны - члены ЕС ратифицировали Конвенцию о Европоле и приняли ряд общеевропейских законодательных актов. Сегодня управление деятельностью Европола осуществляет Совет министров юстиции и внутренних дел стран - участниц ЕС. Совет назначает директора Европола, его заместителей и утверждает бюджет. Штаб-квартира Европола располагается в Гааге.
Европол осуществляет свою деятельность только на территории Европейского союза, финансируется за счет взносов стран-членов с третьими странами, т.е. не входящими в ЕС, сотрудничает только на основании соответствующих договоров.
Европол на сегодняшний день подписал договоры о сотрудничестве со следующими международными организациями: Всемирная таможенная организация (WCO), Европейский центр контроля за наркотиками и наркоманией (EMCCDA), Европейский центральный банк, Европейская комиссия, Евроюст, Интерпол; а также странами: Болгария, Исландия, Канада, Колумбия, Норвегия, Россия, Румыния, США, Турция, Швейцария.
История развития отношений России и Европола началась в 2003 г. Именно тогда на саммите «Россия – ЕС» было подписано Соглашение о сотрудничестве (так называемое стратегическое соглашение), в котором были определены российские компетентные органы, ответственные за его реализацию, и предусматривался обмен стратегической и технической информацией о состоянии и развитии преступности, новых формах противодействия ей, методах проведения полицейских расследований и криминалистических экспертиз, каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем, и др.
В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизма взаимодействия.
В соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000 г. в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро следует сообщать о преступлениях террористического характера, если: - цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;
- совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;
- материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;
- преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;
- жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций;
- ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства, или международные организации, или предприятия с иностранным участием;
- преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим международную значимость;
- финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;
- постоянная или временная сети материально-технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;
- орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государство;
- одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено.
На сайте МВД России в разделе «Интерпол» приведены данные о том, что, начиная с 1990 года, НЦБ Интерпола и его филиалы осуществляли информационное сопровождение при расследовании более 50 тыс. уголовных дел и 38 тыс. дел оперативного учета. Это привело к аресту и экстрадиции в Россию более 150 человек, установлению местонахождения около 200 пропавших без вести лиц, обнаружению более 19 тыс. похищенных автомашин, обнаружению за рубежом и возвращению в Россию 180 похищенных предметов искусства, в том числе около 50 особо ценных.
В базе данных Генерального секретариата находятся примерно 8 тыс. лиц с «окраской» «терроризм» - это лица, уже арестованные либо разыскиваемые за преступления террористической направленности (таковых около полутора тысяч), подозреваемые в причастности к террористической деятельности и т.д.
Всего за различные преступления по каналам Интерпола разыскивается более 40 тыс. человек, в том числе свыше полутора тысяч по запросам российского бюро Интерпола. Это не только российские граждане, хотя таковых большинство.
Ежегодно по всему миру задерживаются примерно 5-7 тыс. лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола.
Международная организация уголовной полиции помогает странам скоординировать усилия в борьбе и со многими другими общеуголовными преступлениями. Для каждой страны характерна своя определенная группа преступлений, которые проходят через Национальное центральное бюро Интерпола. Такие группы преступлений зависят, прежде всего, от социально-экономического развития страны, ее географического положения и «преступных традиций». При этом следует признать первенствующей причиной разнообразия преступлений социально-экономический фактор.
Область повышенного внимания и особого напряжения в работе сотрудников бюро составляют автотранспортные преступления и преступления в сфере экономики. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации имеет выход к базе данных похищенных автомобилей Генерального секретариата Интерпола.
В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов собственности. А также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне.
Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации принимает также участие в борьбе с новыми для страны преступлениями в сфере компьютерных технологий. Так злоумышленники:
- используют похищенные реквизиты кредитных карт, заказывая по ним в зарубежных Интернет-магазинах товары,
- получают неправомерный доступ к компьютерной информации юридических и физических лиц,
- создают и распространяют вредоносные программы,
- неправомерно воспроизводят элементы компьютерной техники или программного обеспечения,
- используют электронно-вычислительные машины и сети в противоправных целях: для размещения детской порнографии, обмена нелегальным программным обеспечением, распространения хакерской информации и т. д.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Определите структуру ООН.
2. Какие полномочия возложены на ООН?
3. В каком году Россия стала членом Интерпола?
4. Что входит в функции Российского национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом?
ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Кто такие «неоломброзианцы»
1 Последователи Чезаре Ломброзо
2 Противники, «не ломброзианцы»
3 Ученые, работавшие в одно время с Ч. Ломброзо