Предупреждение преступности женщин
Предупреждения женской преступности — неотъемлемая часть системы предупреждения преступности вообще. Она также осуществляется на двух уровнях: общесоциальном и специально-криминологическом. Общесоциальное предупреждения женской преступности — это задача социально-экономической и политической систем страны принять обоснованных, эффективных, комплексных, конкретных, реальных по времени мероприятий по совершенствованию тех отношений, которые касаются проблемы положения женщины в нашем обществе.
Итак, для выявления особенностей предупредительных мер и мероприятий в отношении преступлений, совершаемых лицами женского пола, используем разделение их по цели воздействия на общие (общесоциальные), специально-криминологические и индивидуальные меры, применяемые в отношении конкретного лица и группы лиц.
Меры общесоциального характера, которые могут служить основой в отношении рассматриваемой проблемы, определены Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [77]. В частности, первоочередными мерами определены:
-разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики, а также разработка и утверждение стандартов, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания;
- оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей;
- формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнсва и детства (п. 3 разд. II Указа Президента РФ).
Кроме того, при Президенте РФ образуется координационный совет, в задачу которого входит координация и взаимодействие всех органов, принимающих участие в реализации принятых мер (разд. VIII).
В системе мониторинга и статистического учета необходимо определить показатели учета преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола (субъекты, объекты, причины и условия преступлений, принятые меры и результаты их воздействия). Иначе невозможно оценить результативность принимаемых различными ведомствами профилактических мер.
К.А. Демина констатирует, что в российской официальной уголовной статистике, опирающейся на установленные формы первичного учета, находят отражение только данные о лицах женского пола, совершивших преступления. Сами преступления, совершенные женщинами, в ней не выделяются. В итоге нарушается единый принцип формирования уголовно-правовой статистики - учета преступлений и лиц, их совершивших.
Решение данной проблемы состоит в формировании показателей уголовно-правовой статистики по женской преступности как по принципу учета преступлений, совершенных женщинами, так и по принципу учета лиц, совершивших преступления.
Специально-криминологическое предупреждения женской преступности складывается из мер криминологической профилактики, предотвращения преступлений и их пресечение.
Важная роль в радикальном снижении женской преступности принадлежит предвидению и своевременному опережению возникновения и распространения криминогенных явлений, которые могут детерминировать или детерминирующие преступность женщин.
Профилактика упреждения включает широкий комплекс мероприятий: социально-экономических (обеспечение женщины работой и заработной платой, повышения ее образования и квалификации, помощь семьи и т. п); идеологических (защита нравственности, достоинства и чести женщины, улучшение адаптационных возможностей тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы, борьба с криминальной субкультурой и др); социально-воспитательных, препятствующих возникновению, распространению и рецидиву криминогенных явлений внешней среды, где происходит физическая и моральная деформация женщины (ранняя сексуальная деморализация, распад семьи, внебрачная рождаемость, отказ от воспитания детей, умственная отсталость и проч.); лечебно-профилактических (например, ранняя диагностика и исправление различных психических аномалий, психопатий, совершенствование системы социально-трудовой адаптации женщин с такими отклонениями психики, патронаж и т. п). Следует отметить, что проведение криминологической профилактики опережение женской преступности требует значительных материальных и других ресурсных затрат.
Еще много негативных общественных явлений в современной жизни не могут быть устранены теми мерами, которые есть сейчас в распоряжении общества. Это реальный факт и на него необходимо обращать внимание. Единственно возможное средство профилактического воздействия на такие явления — ограничение их криминогенного влияния. Ограничение криминогенного семейного неблагополучия, виктимности, криминальной субкультуры, пьянства, наркомании, безнадзорности детей, бродяжничества, попрошайничества — путь к сокращению преступности женщин.
В современных условиях важное значение приобретают вопросы устранения детерминант преступного поведения женщин. Кстати, общество не может похвастаться успешным уничтожением наиболее распространенных негативных явлений, сопровождающих человечество. Наоборот, все больше женщин поражаются этими антисоциальными явлениями.
Криминогенные явления, детерминирующих женскую преступность, как известно, различаются в зависимости от социального уровня общественных отношений: от недостатков, связанных с нарушениями в семейно-бытовой сфере конкретных лиц или групп населения, криминогенных явлений и процессов, охватывающих значительную прослойку населения.
Следовательно, компетентные органы должны максимально конкретизировать мероприятия по профилактике криминогенных явлений в определенные сроки. Неудачи в проведении профилактики преступлений, которые совершают женщины, могут свидетельствовать как о неадекватности использования средств, так и о неположенное для этого время.
Профилактика защиты ставит целью создание достаточной защиты и безопасности материальных ценностей и лица, а также внешние препятствия для такого посягательства (например, введение особого порядка приобретения и реализации ценностей, устранение виктимного состояния определенных лиц, немедленное реагирование на насилие в семье и прочее).
Предотвращения преступлений. Главная задача предотвращения преступлений заключается в том, чтобы не допустить их совершения со стороны определенных лиц или групп, в которых возник есть ли уже постоянным умысел на совершение преступления, или их поведение свидетельствует о возможности такого развития событий. Это касается прежде всего тех женщин, у которых сложилась неблагоприятная конкретная жизненная ситуация в семье или на производстве, или которые ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, наркотиками и тому подобное. Кроме того, эффект предотвращения преступлений может дать тяжелая, но необходимая работа с женщинами-рецидивистками, бродягами, проститутками и проч. Индивидуальная работа по предупреждению преступлений со стороны женщин по сути не отличается от такой же деятельности среди мужчин — потенциальных преступников, но и здесь есть своя специфика. Работа по предупреждению женской преступности должна охватывать те сферы жизнедеятельности женщин, которые формируют их отрицательные черты и чаще всего вызывают намерение совершить преступление. Это семья, быт, производство.
Пресечение преступлений. Для предотвращения неоконченным преступлениям могут использоваться меры побуждения, осторожности или активного вмешательства. Меры побуждения осуществляются с целью достижения добровольного отказа от продолжения преступной деятельности (своевременное выявление начатой преступной деятельности, побуждения виновных к добровольному отказу, проведения органами внутренних дел различных оперативных мероприятий по выявлению антиобщественных элементов, пропаганда законодательства о добровольном отказе, устранения условий, которые непосредственно способствуют совершению преступления, и др.).
Меры предосторожности применяются для того, чтобы создать условия, которые исключают саму возможность или препятствующих продолжению начатой преступной деятельности (например, усиления патрулирования общественных мест, изменение режима работы лица, вызов в полицию с объяснением причин антиобщественного поведения).
Меры активного вмешательства — это оперативная работа соответствующих государственных органов и общественных организаций о прекращении начатого преступления, который не успели предупредить (задержания во время совершения незаконных действий, привлечении женщин к уголовной ответственности за другие законченные посягательства, арест и др.).
Понятно, что эффективность мер пресечения преступлений, которые совершают женщины, требует наличия добротной оперативной информации, технической оснащенности и профессионализма сотрудников правоохранительных органов и общественных формирований.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что представляет из себя женская преступность?
2. Определите структуру, динамику, состояние женской преступности.
3. Какие существуют причины и условия, влияющие на женскую преступность?
4. Назовите причины латентной женской преступности.
5. Выделите типы женщин-преступниц.
6. Какие уровни предупредительных мер существуют для предотвращения женской преступности?