Понятие, цели и задачи Следственного комитета Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-ознакомиткльая практика является важной составной частью учебного процесса. Она способствует закреплению и расширению знаний, полученных в процессе обучения, позволяет приобрести профессиональные навыки самостоятельной работы в подразделениях предприятия или государственного учреждения, обеспечивает ознакомление с организацией производства и работой учреждения, знакомство с трудовым коллективом.
Место прохождения учебно-ознакомптельной практики – Гродненский межрайонный отдел Следственного комитета (Гродненский МОСК).
В ходе прохождения учебно-ознакомительной практики в Гродненском МОСК мною была проанализирована ее деятельность, с целью закрепления знаний, полученных в процессе обучения по специальности «Правоведение» и составлен данный отчет.
Учебно-ознакомительнаяэпрактика - это необходимое средство в подготовке высококвалифицированных кадров, специалистов в различных сферах жизни общества, в данном случае в правовой сфере.
Так как не всегда все то, что изучается теоретически в книгах, на учебных занятиях совпадает с тем, что происходит в реальной жизни. На мой взгляд, практика так же призвана повышать интерес студента к выбранной профессии, стремление к получению необходимых знаний которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.
В отчете более подробно будет освещена деятельность следователя, полномочия следственного комитета, конституционные гарантии прав и свобод граждан.
Деятельность следственного комитета многофункциональна. Она связана с применением мер принуждения. Так, при расследовании уголовного дела следователь при наличии к тому оснований, может заключить обвиняемого под стражу, осуществить привод свидетеля, произвести обыск, выемку, освидетельствование, задержание и т. д.
Но все это может применяться в соответствии с законом и в интересах расследования. Так как правоохранительную деятельность осуществляют многие государственные органы и негосударственные образования, их организация и методы работы регулируются множеством нормативных актов различного уровня и различной юридической силы. Все эти нормативные акты можно классифицировать по их предмету (содержанию), другие - по форме (виды источников).
Учебногю-ознакомительная практика представляет собой важнейшую часть подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающей закрепление теоретических знаний.
Целью практики является закрепление полученных знаний, выработка практических умений и формирование профессиональных навыков правовой работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
В ходе прохождения практики на решение были поставлены следующие задачи:
1. Изучить положение и статус следственного комитета в системе правоохранительных органов в Республике Беларусь;
2. Исследовать правовые положения следователя, как участника уголовного процесса;
3. Рассмотреть конституционные гарантии по обеспечению прав и свобод граждан;
Юрист высшей квалификации должен в совершенстве владеть специальностью, обладать широкой научной и практической подготовкой, быть умелым организатором, способным на практике применять принципы научной организации труда, уметь работать с людьми, иметь навыки работы с персональным компьютером и иной оргтехникой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Виды следственных действий
Осмотр – это неотложное следственное действие по непосредственному визуальному обнаружению и исследованию лицом, производящим расследование объектов, имеющих значение для дела, их признаков, состояния и взаиморасположения (визуальное обследование объектов и фиксация следов).
Фактические основания – любые фактические данные о возможности и необходимости производства осмотра.
Юридические основания – при осмотре жилища без согласия собственника необходимо письменное постановление с санкцией прокурора.
Виды осмотра:
1. осмотра места происшествия;
2. осмотр предметов;
3. документов;
4. местности;
5. жилища и иного законного владения ( с согласия собственника, без согласия собственника);
Участие понятых обязательно только при осмотре жилища.
При осмотре жилища обязательно участие собственника либо лица, проживающего. При невозможности их участия приглашаются представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилого фонда. При невозможности их участия – без них.
Отдельный вид осмотра – осмотр трупа.
1. Осмотр трупа до погребения;
2. Осмотр трупа после официального погребения (эксгумация).
Осмотр трупа до погребения проводится с участием специалиста (врача). Эксгумация проводится только по постановлению и санкции прокурора.
Производство осмотра фиксируется протоколом. Возможно использование схем, фотографий. В протоколе обязательны ссылки на схемы и фототаблицы.
Осмотр предмета проводится в случае приобщения его в качестве вещественных доказательств.
Освидетельствование – осмотр живого человека. Если нужна экспертиза – проводится экспертиза.
Освидетельствование производится в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего (когда тяжкое или особо тяжкое преступление).
Цель освидетельствования – обнаружение следов преступления.
Для производства освидетельствования лица противоположного пола при обнажении привлекаются врач и двое понятых того же пола.
Для проведения освидетельствования выносится постановление, при отказе от его проведения – оно проводится принудительно. Результат освидетельствования фиксируется протоколом.
Следственный эксперимент – следственное действие, проводимое путем воспроизведения действий или событий с целью установления фактических обстоятельств дела.
Следственный эксперимент проводится в тех же условиях (освещении, влажности, графике движения и т.д.), в которых проводились определяемые действия. При производстве эксперимента могут привлекаться специалисты, эксперты, которые будут оказывать техническую помощь. По окончании следственного эксперимента составляется протокол, в котором расписываются все его участники. Данные участники могут сделать запись о замечаниях или нарушениях или вывести свои замечания.
Обыск – следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещения и иных мест, лиц в целях отыскания и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для дела, для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.
Фактические основания – любые фактические данные, свидетельствующие о том, что в каком-либо помещении, месте, у кого-либо лица могут находиться какие-либо предметы, документы, имеющие значение для дела.
Юридические основания – при обыске помещения или иных законных владений постановление санкционируется прокурором.
В экстренных случаях (случаях, не терпящих отлагательств) проводить обыск можно без санкции, но в 24 ч. об этом письменно уведомить прокурора.
Выемка – следственное действие, состоящее в изъятии индивидуально определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если известно их точное местоположение. Выемка может быть добровольной или принудительной. Фактические и юридические основания такие же как и при обыске. Процессуальный порядок и участники аналогичны.
Наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления – это следственное действие, заключающееся в изъятии из почтовых отделений телеграфных, почтовых и иных отправлений, их исследование и приобщение к материалам дела.
Прослушивание и запись разговоров - следственное действие, производящееся при расследовании тяжких или особо тяжких преступлений, при которых соответственное оперативное подразделение организует прослушивание и фиксацию переговоров определенных лиц.
Фактические основания – предположение, что при переговорах лиц будет озвучена информация, необходимая для раскрытия дела.
Юридические основания – постановление плюс санкция прокурора. В постановлении указывается, какие разговоры, в какой период, через какие средства коммуникации необходимо прослушать.
Допрос – получение информации от допрашиваемого путем общения с ним и фиксацией этих показаний в протоколе.
Проверка показаний на месте – следственное действие, которое свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый в определенным месте показывает и уточняет свои показания.
Экспертиза – следственное действие, когда по постановлению органа уголовного преследования или суда эксперт дает заключение на интересующие вопросы.
Таким образом, действующие законодательство Республики Беларусь в полной мере содержит совокупность следственных действий, которые помогают органом уголовного преследования раскрывать преступления.
В первый день прохождения практики я ознакомилась с деятельностью
Гродненского межрайонного отдела Следственного комитета.
Мною была изучена система Следственного комитета. Систему Следственного комитета составляют:
· центральный аппарат Следственного комитета;
· управления Следственного комитета по областям и г. Минску;
· районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.
Центральный аппарат Следственного комитета возглавляет систему Следственного комитета и осуществляет в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере предварительного следствия. В структуру центрального аппарата Следственного комитета входят главные управления, управления, отделы, секторы (группы) и иные подразделения.
Управления Следственного комитета по областям и г. Минску непосредственно подчинены центральному аппарату Следственного комитета. В структуру управлений Следственного комитета по областям и г. Минску входят управления, отделы, секторы (группы) и иные подразделения.
Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета непосредственно подчинены соответствующим управлениям Следственного комитета по областям и г. Минску.
Мною были изучены основные задачи Следственного комитета. Таковыми являются:
· всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;
· защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;
· совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
· выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
· участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;
· осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.
Мною были изучены Указ Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2011 года № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2011 года № 518 «Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2011 года № 523 «О некоторых вопросах Следственного комитета Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 11 июня 2012 года №262 «О мерах по обеспечению деятельности Следственного комитета», Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О Следственном комитете Республики Беларусь», ознакомилась с основными изменениями в УК РБ и УПК РБ.
В процессе практики я изучила порядок составления процессуальных документов таких, как протокол осмотра места происшествия, протокол допроса, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о назначении экспертизы, протокол осмотра вещественных доказательств, постановление о признании предметов вещественными доказательствами, протокол очной ставки и т.д.
Также я участвовала в процессуальных и следственных действия в качестве понятого (осмотр жилица и иного законного владения, предъявление для опознания, обыск.) Изучила порядок осмотра вещественных доказательств, научилась составлять описи документов по уголовному делу, а также осматривать материалы оперативно-розыскных мероприятий и составлять протоколы по ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика, как часть основной образовательной программы, является важным элементом в процессе подготовки специалиста в области юриспруденции.
Целью прохождения учебно-ознакомительной практики является получение опыта работы в качестве юриста, повышении профессиональной подготовки, закреплении полученных ранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим правовым дисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях.
Практика позволила усвоить ранее полученный теоретический материал, научила ориентироваться в законодательстве, применять правильные нормы законодательства и отличать одни от других.
Во время прохождения учебно-ознскомительной практики, главная цель которой состоит в закреплении теоретических знаний на основе изучения работы следственного комитета, получении практических навыков и подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности:
- закрепил, расширил и систематизировал теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин;
- ознакомился с законодательной базой, регламентирующей деятельность следственного комитета;
- изучил стадии уголовного процесса, ознакомился с методикой выявления правонарушений, причин и условий им способствовавших;
- принимал участие в производстве и оформлении следственных действий;
- закрепил знания об основании и порядке применения мер процессуального принуждения и пресечения;
- участвовал в производстве и оформлении следственных действий;
По прибытии на место прохождения учебно-ознакомительной практики, была ознакомлена с техникой безопасности, прослушала лекцию по технике безопасности и по охране труда. В процессе прохождения практики ознакомилась с рядом уголовных дел, которые находились в производстве.
В ходе практики мне пришлось столкнуться с взаимосвязью различных отраслей права, таких как уголовное, уголовно процессуальное, гражданское, что позволило мне понять, что законодательство, как дисциплины в ВУЗе на практике в чистом виде не используется, а тесно взаимодействует между собой.
Исходя из изложенного, можно отметить, что мною выполнены цели и задачи, поставленные перед началом прохождения практики.
Таким образом, защита интересов граждан и государства – первостепенная следственного комитета Республики Беларусь, основные усилия которых направлены на обеспечение общественного порядка, противодействие организованной преступности, соблюдение конституционных гарантий по обеспечению прав и свобод граждан.
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-ознакомиткльая практика является важной составной частью учебного процесса. Она способствует закреплению и расширению знаний, полученных в процессе обучения, позволяет приобрести профессиональные навыки самостоятельной работы в подразделениях предприятия или государственного учреждения, обеспечивает ознакомление с организацией производства и работой учреждения, знакомство с трудовым коллективом.
Место прохождения учебно-ознакомптельной практики – Гродненский межрайонный отдел Следственного комитета (Гродненский МОСК).
В ходе прохождения учебно-ознакомительной практики в Гродненском МОСК мною была проанализирована ее деятельность, с целью закрепления знаний, полученных в процессе обучения по специальности «Правоведение» и составлен данный отчет.
Учебно-ознакомительнаяэпрактика - это необходимое средство в подготовке высококвалифицированных кадров, специалистов в различных сферах жизни общества, в данном случае в правовой сфере.
Так как не всегда все то, что изучается теоретически в книгах, на учебных занятиях совпадает с тем, что происходит в реальной жизни. На мой взгляд, практика так же призвана повышать интерес студента к выбранной профессии, стремление к получению необходимых знаний которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.
В отчете более подробно будет освещена деятельность следователя, полномочия следственного комитета, конституционные гарантии прав и свобод граждан.
Деятельность следственного комитета многофункциональна. Она связана с применением мер принуждения. Так, при расследовании уголовного дела следователь при наличии к тому оснований, может заключить обвиняемого под стражу, осуществить привод свидетеля, произвести обыск, выемку, освидетельствование, задержание и т. д.
Но все это может применяться в соответствии с законом и в интересах расследования. Так как правоохранительную деятельность осуществляют многие государственные органы и негосударственные образования, их организация и методы работы регулируются множеством нормативных актов различного уровня и различной юридической силы. Все эти нормативные акты можно классифицировать по их предмету (содержанию), другие - по форме (виды источников).
Учебногю-ознакомительная практика представляет собой важнейшую часть подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающей закрепление теоретических знаний.
Целью практики является закрепление полученных знаний, выработка практических умений и формирование профессиональных навыков правовой работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
В ходе прохождения практики на решение были поставлены следующие задачи:
1. Изучить положение и статус следственного комитета в системе правоохранительных органов в Республике Беларусь;
2. Исследовать правовые положения следователя, как участника уголовного процесса;
3. Рассмотреть конституционные гарантии по обеспечению прав и свобод граждан;
Юрист высшей квалификации должен в совершенстве владеть специальностью, обладать широкой научной и практической подготовкой, быть умелым организатором, способным на практике применять принципы научной организации труда, уметь работать с людьми, иметь навыки работы с персональным компьютером и иной оргтехникой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Понятие, цели и задачи Следственного комитета Республики Беларусь
В целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия, усиления защиты прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве был образован Следственный комитет Республики Беларусь.
Следственный комитет Республики Беларусь является составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Основными задачами Следственного комитета являются:
1. защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
2. защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
3. защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
4. профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
5. розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
6. организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
7. участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;
8. оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
Деятельность Следственного комитета осуществляется на следующих принципах:
1. законности;
2. уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;
3. единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;
4. сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
5. независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
Деятельность Следственного комитета является гласной, открытой для граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Следственный комитет в порядке и пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь, информируют государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии общественного порядка и мерах по его обеспечению.
Следственный комитет Республики Беларусь осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами, что отражено в законе Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка».
В данном законе определены правовые условия реализации гражданами права на защиту от противоправных посягательств и уровень повышения их активности в охране правопорядка.
Предметом регулирования данного правового акта являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан в охране правопорядка.
Правовую основу участия граждан и их объединений в охране правопорядка составляют Конституция Республики Беларусь, закон «Об участии граждан в охране правопорядка» и иные акты законодательства Республики Беларусь.
Основными принципами участия граждан и их объединений в охране правопорядка являются:
· добровольность;
· законность;
· гуманность и уважение прав человека;
· гласность;
Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам внутренних дел в исполнении возложенных на них обязанностей.
Граждане могут добровольно участвовать в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел, в том числе на конфиденциальной основе, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, Следственный комитет Республики Беларусь наделен широким перечнем полномочий и занимает важное место в системе правоохранительных органов Республики Беларусь.