Налоговая отчетность как инструмент налогового контроля
Основную проблему налоговой системы представляют трудности, связанные с налоговой отчетностью, ее подготовкой, составлением, сдачей в налоговые органы. Вследствие этого рассмотрение налоговой системы должно проводиться комплексно, начиная с системы налогообложения государства, ведения налогового учета в организации и заканчивая составлением и сдачей налоговой отчетности в налоговые органы. В условиях глобализации учета и отчетности эффективность составления и достоверность налоговой отчетности являются важными моментами развития экономики в целом.
По мнению Мельникова М.М., налоговая отчетность - это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.
Налоговая отчетность представляет собой совокупность действий налогоплательщика (или лица, его представляющего) и налогового органа по составлению, ведению и сдаче документов установленной формы, которые содержат сведения о результатах деятельности плательщика. В узком смысле слова налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых документов, фиксирующих исчисление налога и определение суммы, подлежащей к уплате.[9,с.65-66]
Для контроля за выполнением производственных и финансовых планов, выявления недостатков и их устранения, анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от заданных параметров организации используют отчетность.
Налоговая отчетность представляется субъектами, осуществляющими деятельность, направленную на получение дохода, в виде деклараций по исчислению обязательных к уплате налогов. Состав отчетности зависит от применяемой системы налогообложения.
Налоговая отчетность организаций включает ряд деклараций и расчетов по уплате авансовых платежей. Состав налоговой отчетности зависит от действующего режима налогообложения. Наиболее полная нагрузка по составлению налоговой отчетности ложится на организации, работающие по общему режиму налогообложения.
Организации, использующие специальные режимы налогообложения, декларации по некоторым видам налогов не подают. Это касается налоговой отчетности по прибыли, имуществу (кроме налога, начисляемого от кадастровой стоимости), НДС (за исключением подачи деклараций в качестве налоговых агентов, по импортным операциям). Периодичность некоторых видов налоговой отчетности (в частности, по налогу на прибыль) зависит от общего уровня доходов организации.
Обязанность по самостоятельному составлению налоговой отчетности и ее подаче в контролирующие органы есть у всех организаций и ИП, зарегистрированных на территории РФ. В некоторых случаях представлять декларации по итогам полученных в прошедшем налоговом периоде доходов следует и прочим физическим лицам (п. 1 ст. 227.1, п. 1 ст. 228 НК РФ):
- иностранным гражданам, ведущим трудовую деятельность по найму на территории РФ;
- физлицам, получившим доход от продажи имущества или прочих выплат.
- декларации и расчеты по авансовым платежам передаются в органы ФНС как на бумажных носителях, так и в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). При наличии у налогоплательщика свыше 100 наемных работников налоговая отчетность сдается только с использованием ТКС.
Встречаются и исключения. Налоговую отчетность по НДС требуется представлять только в электронном виде.
С 2017 года обязательная электронная форма введена и для пояснений, подаваемых к декларации по НДС.
Налоговая отчетность должна представляться в законодательно установленные сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). Как правило, они совпадают со сроками уплаты налогов. Однако по некоторым видам налогов предусматривается частичная уплата налогов либо авансовых платежей.
Возможно также и некоторое расхождение по срокам подачи и уплаты. Так, например, декларация по ЕНВД должна быть представлена не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. А перечислять налог требуется до 25-го числа.
Несоблюдение сроков представления налоговой отчетности влечет за собой ответственность в виде штрафов, которые зависят от размера налога к уплате.
В налоговой отчетности должна отражаться информация, дающая полное представление о данных, необходимых для расчета соответствующего налога. В декларациях отражается либо сразу сама налогооблагаемая база (если она не требует расчета), либо приводится ее расчет (например, как разница между величиной полученных доходов и понесенных расходов).
Кроме того, сведения из налоговой отчетностисодержат все необходимые коэффициенты, влияющие на расчет, и показывают сам арифметический процесс исчисления налога с распределением его по бюджетам, если в последнем есть необходимость.
При обнаружении в декларациях ошибок и информации, отличной от действительной, инспекция вправе потребовать от налогоплательщиков разъяснения и при необходимости подачи исправленных данных.
В случае получения требования Федеральной Налоговой Службы о необходимости внести корректировки в налоговую отчетность предприниматели и организации обязаны в 5-дневный срок после этого проверить данные, при обнаружении ошибок внести исправления и подать измененную декларацию (либо дать объяснения).
Если после проверки сумма налога к уплате увеличилась, ее требуется доплатить вместе с начисленными за период просрочки пенями.
Непредставление налоговой отчетности или отражение в ней заведомо ложных данных, ведущих к занижению налоговых платежей в крупных размерах, может быть уголовно наказуемо (ст. 199 УК РФ). В качестве меры наказания могут быть применены крупные штрафы и лишение свободы ответственных лиц.