Понятие, цели и задачи налогового контроля
В условиях перехода от командно-административных методов управления к рыночным и сокращения возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.[13]
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Не было ни системных научных исследований и разработок по вопросам налогов и налогообложения, ни практики налоговой работы.
При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не отразиться на негативном, пренебрежительном отношении большинства членов общества к налогам как таковым.
В настоящее время положение коренным образом изменилось, абсолютное большинство населения страны стало уплачивать те или иные налоги, то есть стало налогоплательщиками, – поэтому соблюдение налогового законодательства является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.[16,с.88]
В то же время налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Это затрагивает интерес государства как другой стороны налоговых правоотношений. В такой ситуации государство вынуждено выработать такой механизм взаимодействия с налогоплательщиками, который обеспечил бы надлежащее исполнение ими их налоговых обязательств. Этот механизм должен давать государству возможность проверять полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, а при необходимости принуждать их к выполнению таких обязательств. В налоговом законодательстве России этот механизм получил название «налоговый контроль».
Теоретически налоговый контроль должен выполнять не только контрольную, но и распределительную, социальную функции. Пока же он носит преимущественно фискальный характер.
Акценты сделаны на выявлении нарушений и привлечении виновных к ответственности, возмещении причиненного государству ущерба; применении высоких штрафов за налоговые правонарушения.
Так, например, были установлены критерии законной и незаконной налоговой оптимизации, что способствовало усилению аналитической составляющей налогового контроля.
В последние годы налоговые органы ведут работу по легализации налоговой базы, по борьбе с убыточными организациями. Соответствующие комиссии были созданы в налоговых органах и администрациях субъектов Российской Федерации. При этом число налоговых споров остается стабильно высоким.
Объективно это связано, в частности, с тем, что в российском налоговом законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения экономически оправданных и необоснованных затрат. Кроме того, действующее законодательство не содержит единого перечня доказательств, которые могут быть использованы при рассмотрении налоговых споров.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации. [10,с.33]
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.[12,с.96]
Налоговый контроль проводится в целях создания совершенной системы налогообложения и достижения высокого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается наличие нарушений налогового законодательства.
Раскрывая содержание налогового контроля, необходимо отметить, что он включает в себя определенные элементы, основными из которых являются предмет, субъекты, объект, формы и методы.[22,с.84]
Предметом налогового контроля, по мнению одних ученых, являются различные (документальные, цифровые и т. п.) носители информации, применяемые налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными лицами для исполнения их налоговых обязательств, а по мнению других – различные нематериальные характеристики финансово-хозяйственных отношений: обоснованность, целесообразность, законность, достоверность и другие.
Субъектами налогового контроля являются стороны налоговых правоотношений.
В экономической литературе принято выделять следующие группы субъектов налогового контроля:
1.Контролирующие субъекты. Контролирующими субъектами признаются те государственные структуры, которые наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения. В число таких органов входят Федеральная налоговая служба России и Федеральная таможенная служба России.
2. Контролируемые субъекты. В качестве таких субъектов выступают лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности перед бюджетной системой государства. К их числу можно отнести, в частности, налогоплательщиков, налоговых агентов.
3. Факультативные субъекты. К факультативным субъектам (их также принято называть вспомогательными субъектами) относятся те лица, которые своими действиями способствуют осуществлению контрольных мероприятий в сфере налоговых правоотношений.[19]
К их числу можно отнести, в частности, понятых, свидетелей, экспертов.
В процессе налогового контроля налоговые органы реализуют следующие основные функции:
1. Фискальная – заключается в увеличении доходной части государственного бюджета.
2. Регулирующая – заключается в сглаживании конкурентных преимуществ и имущественного положения налогоплательщиков и иных лиц, что позволяет положительно решать задачи развития экономики, а также снижать социальную напряженность, вызванную большими диспропорциями в уровнях доходов населения.
3. Контрольная– предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов на предмет ее соответствия налоговому законодательству, а также оценку эффективности функционирования налоговой системы для последующего принятия мер, направленных на ее развитие и совершенствование.
4. Профилактическая– заключается в предупреждении налоговых правонарушений, что, в свою очередь, способствует повышению уровня налоговой дисциплины налогоплательщиков.[8,с.73]
Исходя из методов и функций налоговых органов можно выделить и основные задачи налогового контроля, к которым относятся:
1) неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
2) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
3) предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах.[17,с.46]
Объектом налогового контроля является разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности.
В настоящее время правовым основанием осуществления налогового контроля выступает глава 14 НК РФ.