Глава 1. теоретические основы налогового контроля в российской федерации
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов Российской Федерации по праву считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом.
Обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов способствует росту их финансовой самостоятельности, что является необходимым условием для выполнения субфедеральными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно-коммунальными услугами.
Самый распространенный в мире способов аккумуляции денежных средств является сбор налогов, но не все субъекты заинтересованы принимать участие в формировании денежных доходов государства за счет собственных средств, поэтому в любом государстве осуществляется налоговый контроль за налогоплательщиками.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, привлечение лиц к ответственности за нарушение налоговое законодательства.
Система налогового контроля — это одна из подсистем финансово-экономического контроля, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур, методик и др.), взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств для достижения основных целей налогового контроля. Эта система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта контроля.
Общая система налогового контроля включает в себя, подсистемы внешнего и внутреннего налогового контроля, которые организуются и функционируют на основных уровнях управления: международном, отдельного государства; региона, министерства и ведомства; деятельностью объединений, холдингов, учреждений, организаций и предпринимателей.
Налоговый контроль — это неотъемлемая часть системы управления в стране, целью которого является вскрытие отклонений от правовых норм в области налогообложения, а также их предупреждение и пресечение, что указывает на актуальность темы исследования в выпускной квалификационной работе.
Налоговый контроль – это, прежде всего, целенаправленная деятельность налоговых органов, обеспечивающая строгое выполнение двух основных задач.
Во-первых, это государственное регулирование экономикой и исполнение налогового бюджета.
Системно контроль обеспечивает непрерывное поступление финансовых средств в казну государства. Все используемые для достижения этих целей формы и методы налогового контроля постоянно совершенствуются.
Во-вторых, контроль со стороны налоговых организаций обеспечивает регулирование качественного исполнения должностных обязанностей руководящими лицами в сфере правильного налогообложения различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности, исследуя субъект в целом, выявляя основания для осуществления дополнительных налоговых вливаний в бюджет, устанавливая меру ответственности для руководящих лиц за совершение ими вольных или невольных правонарушений.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ контрольной работы налоговых органов в РФ на примере ИФНС по Советскому району в г.Красноярск.
Для успешной реализации поставленной цели, в работе были намечены следующие задачи:
-рассмотреть понятие, цели и задачи налогового контроля;
-изучить формы, виды и методы налогового контроля;
-ознакомиться с налоговой отчетностью как с инструментом налогового контроля;
-дать общую характеристику деятельности налоговой службы;
-провести анализ результатов контрольной деятельности налоговой службы;
-выявить перспективы развития контрольной деятельности налоговой службы.
Объектом исследования выступает ИФНС по Советскому району г.Красноярск
В качестве предмета исследования выступают результаты налогового контроля исследуемой налоговой службы.
Теоретической и методологической основой исследования являются нормативно-правовые документы по исследуемой проблеме, налоговая отчетность, труды ученых, таких как Рожок А.Б., Пономарев О.В., Федорова Т.Н. и других.
В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе: аналитический, сравнительный, структурно-логический метод и другие.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении, уточнении и развитии теоретических и методологических основ налоговой безопасности России, системы ее обеспечения, в новом теоретическом понимании места и роли налогового контроля в механизме обеспечения налоговой безопасности государства, форм и методов налогового контроля, стратегии повышения эффективности контрольной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методологических подходов, предложений по совершенствованию проблем, касающихся налогового контроля, порядка его организации, форм и методов в условиях необходимости нейтрализации существующих угроз налоговой безопасности страны а так же перспектив повышения налогового потенциала государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.
При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
В работе был проведен анализ контрольной деятельности ИФНС по Советскому району г.Красноярска.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ИФНС по Советскому району г. Красноярска находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Детальный анализ показателей эффективности организации и проведения налоговых проверок ИФНС по Советскому району г. Красноярска свидетельствует в целом об улучшении ситуации по данному виду контрольной работы. Так, в 2016 году произошло увеличение процента результативности проверок с 15 до 19%, а также прослеживается весьма положительная тенденция в увеличении суммы доначислений на одну результативную проверку, которая в 2016 году составила 82,26 тыс. руб. против 52,24 тыс. руб. в 2015 году.
Резкое снижение удельного веса взысканных платежей в общей сумме доначисленных также по нашему мнению свидетельствует о положительных тенденциях, которые связаны, прежде всего, с повышением правовой культуры налогоплательщиков, а также с проводимой Инспекцией эффективной разъяснительной и консультативной работы на подведомственной ей территории.
Однако, в контрольной работе ИФНС по Советскому району г. Красноярска возможно проследить и ряд недостатков, среди которых большинство связано именно с проведением выездных налоговых проверок:
- налицо слабо отработанная процедура осуществления аналитической работы на этапе предпроверочного анализа, о чем свидетельствует нестабильные тенденции в количестве проведенных за период 2015-2016гг. выездных и камеральных налоговых проверок, а также рост числа выездных налоговых проверок, проведенных Инспекцией в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Дополнительным фактом служит и достаточно слабая организация выездных налоговых проверок, о чем нам говорят невысокие проценты результативности данных проверок с небольшой положительной динамикой в рассматриваемом периоде. О слабой организации процесса выездных налоговых проверок говорит нам и показатель доначисленных платежей по результатам их проведения, а точнее его снижение на 68% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;
-недостаточная автоматизация процедуры организации и сопровождения выездных налоговых проверок. В этой связи, сформулированные направления повышения эффективности контрольной работы налоговых органов, должны касаться, главным образом, совершенствования организации и проведения налоговых проверок.
В соответствии с вышеизложенным, можно выделить следующие приоритетные направления по совершенствованию налогового контроля и повышению эффективности степени внедрения информационных технологий в налоговый контроль:
4) взаимосвязь мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов.
5) Присутствие квалифицированного кадрового состава, постоянное переобучение сотрудников налоговых инспекций новым методам работы в компьютеризированной среде, а также разработка специальной программы по работе с налогоплательщиками, включающая в себя организацию консультаций, проведение семинаров и др., будет способствовать увеличению сдачи в налоговые органы документов в электронном виде.
Как правило, налоговая служба на современном этапе развития должна быть нацелена, помимо контроля, на оказание услуг налогоплательщикам, т. е. помогать исчислять и уплачивать налоги, а затем уже заниматься недисциплинированными налогоплательщиками.
Таким образом, сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками должны тщательно отбираться, так как они обязаны быть не только профессионалами, но и коммуникабельными, доброжелательными работниками.
6) необходимость улучшения программного обеспечения процедуры самой камеральной проверки и дальнейшего выбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Данное направление вместе с теми программно-информационными комплексами, которые будут использованы налоговыми органами, позволят проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и на основе полученных данных формировать список налогоплательщиков, подлежащих проведению выездных налоговых проверок.
4) применение перспективных автоматизированных способов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок. Этот метод будет способствовать рационализации и повышению результативности производительности налоговых органов, что непосредственно повлияет на сбор налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.
Таким образом, применяя данные меры в совокупности, будут достигнуты те задачи и цели, которые стоят перед налоговыми органами по достижению совершенствования налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям / под ред. Г. Ю. Касьяновой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : АБАК, 2011. – 784 с
2. Бодрова, Т.В. Налоговый учет и отчетность: Учебное пособие / Т.В. Бодрова. - М.: Дашков и К, 2013. - 472 c.
3. Акчурина, Е.В. Налоговая проверка и ее последствия / Е.В. Акчурина. - М.: Экзамен, 2015. - 144 c.
4.Актуальные проблемы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации в условиях административной реформы. Монография / Садовская Т.Д. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. 164 c.
5. Бакина, С.И. Налоговые декларации: заполняем правильно / С.И. Бакина. - М.: Бератор, 2016. - 240 c
6.Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации // Юстицинформ, 2011.
7.Беспалов М. В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях // Налоги. – 2011. – № 1. – С. 28–32.
8.Букланова А.А. Современные проблемы определения понятия "налоговый контроль" // Преемственность и новации в юридической науке. Материалы научной конференции адъюнктов и соискателей (17 апреля 2013 г.). Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2013, Вып. 4. С. 151-155
9.Бурнышева Л.В. Формы и методы налогового контроля // Международные юридические чтения: материалы ежегодной научно-практической конференции (Омск, 22 мая 2012г.). Омск: Изд-во Омск. юрид. ин-т, 2012, Ч. II. С. 15-19
10.Варданян А.О. Налоговые проверки как наиболее эффективная форма налогового контроля // Государство и право: теория и практика: Сборник научных трудов (Материалы научно-практической конференции: "Проблемы юридической науки и образования в современной России" 5 ноября 2011 года. Часть 2. С.-Пб.: Лема, 2012, Вып. 6. С. 192-195
11.Гиниятуллин Ф.К. Особенности легального и доктринального понятия "налоговый контроль" // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013, № 38 (214) Вып. 24. С. 85-90
12.Гончарова Ю.В. Налоговый контроль основной элемент налогового администрирования // Юридическая наука и методология преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РИНХ, 2013. С. 316-320
13.Гончарова Ю.В. Налоговый контроль основной элемент налогового администрирования // Юридический вестник РГЭУ. Ростов-на-Дону: РГЭУ "Ринх", 2012, № 1 (49). С. 31-38
14.Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами, при осуществлении мероприятий налогового контроля // Административное и муниципальное право. М.: Nota Bene, 2014, № 8. С. 72-78
15.Космынина Е. Камеральная налоговая проверка // Налоговый вестник. 2012, № 4.
16.Пономарев О.В., Федорова Т.Н. Камеральная и выездная проверка как ступени налогового контроля // Закон и порядок: Материалы I Международной научно-практической конференции (31 января 2011 г.): Сборник научных трудов. М.: Спутник+, 2011. С. 101-107
17.Рожок А.Б., Щепотьев А.В. Органы налогового контроля // Право и экономика. М.: Юстицинформ, 2011, № 2. С. 35-43
18.Сидорович Ю.С. Проблемы применения неопределенных норм налогового законодательства при проведении налогового контроля // Модернизация правовой системы России: проблемы теории и практики: Муромцевские чтения: Материалы XI Международной научной конференции. Москва, 14 апреля 2011 г.. М.: РГГУ, 2011. С. 413-418
19.Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
20.Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
21.Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.
22.Степанченко О.В. Принципы налогового контроля как формы правоохранительной деятельности // Очерки новейшей камералистики. Краснодар: ГУК КК "Кубанькино", 2011, № 1. С. 67-71
23.Щепотьев А. В., Рожок А. Б. Органы налогового контроля // Право и экономика. – 2011. – № 2. – С. 35–43.
24. Хашева З.М., Серпков Ю.В. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России / З.М. Хашева, Ю.Ы. Серпков / Научный вестник Южного института менеджмента. 2014. № 1. С.86–91.
25.Челпанова М. М. Перспективы и пути совершенствования налогового контроля в Российской Федерации [Текст] / М. М. Челпанова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 37–39.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов Российской Федерации по праву считаются важнейшими условиями динамичного развития экономики России в целом.
Обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов способствует росту их финансовой самостоятельности, что является необходимым условием для выполнения субфедеральными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно-коммунальными услугами.
Самый распространенный в мире способов аккумуляции денежных средств является сбор налогов, но не все субъекты заинтересованы принимать участие в формировании денежных доходов государства за счет собственных средств, поэтому в любом государстве осуществляется налоговый контроль за налогоплательщиками.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, привлечение лиц к ответственности за нарушение налоговое законодательства.
Система налогового контроля — это одна из подсистем финансово-экономического контроля, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур, методик и др.), взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств для достижения основных целей налогового контроля. Эта система характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта контроля.
Общая система налогового контроля включает в себя, подсистемы внешнего и внутреннего налогового контроля, которые организуются и функционируют на основных уровнях управления: международном, отдельного государства; региона, министерства и ведомства; деятельностью объединений, холдингов, учреждений, организаций и предпринимателей.
Налоговый контроль — это неотъемлемая часть системы управления в стране, целью которого является вскрытие отклонений от правовых норм в области налогообложения, а также их предупреждение и пресечение, что указывает на актуальность темы исследования в выпускной квалификационной работе.
Налоговый контроль – это, прежде всего, целенаправленная деятельность налоговых органов, обеспечивающая строгое выполнение двух основных задач.
Во-первых, это государственное регулирование экономикой и исполнение налогового бюджета.
Системно контроль обеспечивает непрерывное поступление финансовых средств в казну государства. Все используемые для достижения этих целей формы и методы налогового контроля постоянно совершенствуются.
Во-вторых, контроль со стороны налоговых организаций обеспечивает регулирование качественного исполнения должностных обязанностей руководящими лицами в сфере правильного налогообложения различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности, исследуя субъект в целом, выявляя основания для осуществления дополнительных налоговых вливаний в бюджет, устанавливая меру ответственности для руководящих лиц за совершение ими вольных или невольных правонарушений.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ контрольной работы налоговых органов в РФ на примере ИФНС по Советскому району в г.Красноярск.
Для успешной реализации поставленной цели, в работе были намечены следующие задачи:
-рассмотреть понятие, цели и задачи налогового контроля;
-изучить формы, виды и методы налогового контроля;
-ознакомиться с налоговой отчетностью как с инструментом налогового контроля;
-дать общую характеристику деятельности налоговой службы;
-провести анализ результатов контрольной деятельности налоговой службы;
-выявить перспективы развития контрольной деятельности налоговой службы.
Объектом исследования выступает ИФНС по Советскому району г.Красноярск
В качестве предмета исследования выступают результаты налогового контроля исследуемой налоговой службы.
Теоретической и методологической основой исследования являются нормативно-правовые документы по исследуемой проблеме, налоговая отчетность, труды ученых, таких как Рожок А.Б., Пономарев О.В., Федорова Т.Н. и других.
В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе: аналитический, сравнительный, структурно-логический метод и другие.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении, уточнении и развитии теоретических и методологических основ налоговой безопасности России, системы ее обеспечения, в новом теоретическом понимании места и роли налогового контроля в механизме обеспечения налоговой безопасности государства, форм и методов налогового контроля, стратегии повышения эффективности контрольной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методологических подходов, предложений по совершенствованию проблем, касающихся налогового контроля, порядка его организации, форм и методов в условиях необходимости нейтрализации существующих угроз налоговой безопасности страны а так же перспектив повышения налогового потенциала государства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ