Внештатные сотрудники милиции и организация их работы
Наиболее значимой формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка является институт внештатных сотрудников милиции. Эта форма широко используется как в деятельности милиции общественной безопасности, так и в службе криминальной милиции. Наиболее активно внештатные сотрудники милиции привлекаются к работе по линиям уголовного розыска и службы участковых уполномоченных милиции.
Порядок подбора внештатные сотрудников милиции, их оформления и работы с ними определен Временной инструкцией по организации работы с внештатными сотрудниками милиции, утвержденной приказом МВД России от 20 ноября 1992 года № 420.
В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольных началах граждане России не моложе 18 лет, способные по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи, а именно оказывать милиции содействие в:
– охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
– предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений,
– раскрытии преступлений.
Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений милиции. Внештатные сотрудники подбираются на строго добровольных началах и в индивидуальном порядке, как правило, из числа народных дружинников, пенсионеров – бывших работников органов внутренних дел, федеральных органов государственной безопасности, юстиции, прокуратуры и военнослужащих, проживающих на территории, обслуживаемой соответствующим органом внутренних дел. Количество внештатных сотрудников определяется действительными потребностями каждой службы милиции и оперативной обстановкой на обслуживаемой территории.
Подбор кандидатур внештатных сотрудников осуществляется с учетом линейного принципа организации работы служб милиции, специфики выполняемых ими задач. Так, внештатными сотрудниками ОППН эффективно могут работать учителя средних общеобразовательных школ, студенты педагогических вузов и др. По линии ГИБДД, как показывает практика, внештатные сотрудники подбираются, прежде всего, из числа работников автохозяйств, профессиональных водителей и владельцев индивидуальных транспортных средств, хорошо знающих правила дорожного движения. Внештатными сотрудниками подразделений паспортно-визовой службы целесообразно подбирать инспекторский состав отделов кадров предприятий, организаций, учреждений, работников ЖЭУ и домоуправлений, комендантов общежитий. Такие внештатные сотрудники окажут большую помощь в работе по поддержанию паспортного режима и тем самым по выявлению лиц, допускающих правонарушения. Внештатными сотрудниками милиции по линии деятельности участковых уполномоченных милиции могут успешно работать граждане, пользующиеся уважением и авторитетом среди населения обслуживаемой территории. Как правило, он должен проживать на территории административного участка. Квалифицированную помощь в охране общественного порядка, предупреждении и раскрытии преступлений и административных правонарушений оказывают внештатные сотрудники из числа пенсионеров, особенно органов милиции. Они подбираются и используются в основном по линиям тех служб, где длительное время работали. Имея большой жизненный опыт и хорошую профессиональную подготовку, эти люди успешно могут оказывать содействие милиции. Безусловно, приведенные выше рекомендации не являются исчерпывающими. Исходя из конкретных обстоятельств можно использовать и другие пути подбора внештатных сотрудников милиции.
Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, подлежит изучению и проверке, в том числе на конкретных поручениях. О результатах изучения докладывается рапортом руководству органа внутренних дел о возможности или невозможности оформления лица в качестве внештатного сотрудника милиции.
К рапорту прилагаются:
– личное заявление кандидата с просьбой о зачислении внештатным сотрудником;
– автобиография;
– две фотографии размером 4 на 5 см;
– справка о результатах проверки по учетам органов внутренних дел (пенсионеры МВД, ФСБ, министерства обороны по учетам органов внутренних дел не проверяются, если со дня их увольнения на пенсию прошло менее года. При рассмотрении вопроса о возможности привлечения к внештатному сотрудничеству этих лиц обращается внимание на основания их увольнения из государственных органов);
– при необходимости – характеристики-рекомендации с места работы либо учебы.
Зачисление внештатных сотрудников производится приказом начальника органа внутренних дел, в нем указывается и специализация внештатного сотрудника и за каким конкретным сотрудником данного органа он закрепляется.
После зачисления внештатному сотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца, которое подписывается: в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) – начальником структурного подразделения; в горрайлинорганах – начальником органа внутренних дел или его заместителем по криминальной милиции, милиции общественной безопасности. На каждого внештатного сотрудника заводится учетная карточка.
Внештатного сотрудника представляют личному составу подразделения или службы горрайлиноргана внутренних дел, а при необходимости трудовым коллективам, собраниям жителей микрорайонов либо сельским сходам.
Внештатные сотрудники работают под руководством сотрудников милиции, выполняя их поручения.
Руководство заключается:
– в планировании работы;
– в даче конкретных поручений;
– в обучении методике и тактике предупреждения и раскрытия преступлений;
– в проведении воспитательной работы.
Сотрудник милиции должен помочь внештатному сотруднику составить план работы, глубже изучить оперативную обстановку, обязанности по должности и т. д., а затем давать ему поручения для самостоятельного исполнения, контролировать их выполнение. Поручения внештатному сотруднику дает тот сотрудник милиции, за которым он закреплен, а в случае его отсутствия – сотрудник, выполняющий его обязанности. Содержание поручения определяется должностными обязанностями сотрудника милиции и не может выходить за их пределы. Очень важно показать личный пример в проведении конкретного профилактического мероприятия.
Для изучения нормативных актов, форм и методов работы, круга обязанностей внештатные сотрудники посещают служебные занятия по специально разработанной программе. С целью обмена опытом и распространения передовых методов работы в масштабе области, района, города целесообразно проводить служебные совещания, слеты всех внештатных сотрудников милиции не реже одного раза в квартал.
По возможности внештатным сотрудникам милиции следует выделять рабочее место в отделе внутренних дел.
Руководители, оперативный и начальствующий состав подразделений и служб в работе с внештатными сотрудниками обязаны:
1) использовать помощь внештатных сотрудников в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и необходимостью привлечения их для выполнения отдельных мероприятий;
2) давать внештатным сотрудникам только конкретные поручения и инструктировать о способах их выполнения;
3) контролировать действия внештатного сотрудника при выполнении поручения, проверять полноту и достоверность сообщаемых им сведений и представляемых материалов;
4) участвовать в проведении занятий по обучению внештатных сотрудников формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, изучению основ уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей законодательства;
5) обобщать и распространять опыт работы внештатных сотрудников, вносить предложения по ее совершенствованию;
6) при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания может использовать помощь внештатных сотрудников для раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших, а так же для выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.
Кроме того, для участия в выполнении отдельных мероприятий разрешается направлять внештатных сотрудников (с их согласия) в свободное от работы или учебы время в служебные командировки вместе с работниками милиции.
Сотрудникам милиции запрещается:
1) поручать внештатным сотрудникам самостоятельное производство процессуальных и других действий, оперативно-разыскных мероприятий, составляющих исключительную компетенцию сотрудников милиции,
2) привлекать внештатных сотрудников к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности,
3) знакомить внештатных сотрудников с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.
Результаты работы внештатного сотрудника, его личные и деловые качества систематически, но не реже одного раза в год, анализируются работником милиции, за которым он закреплен, и докладываются рапортом с выводом о целесообразности дальнейшего использования в качестве внештатного сотрудника руководителю соответствующего подразделения милиции. Основные положения и выводы доводятся до сведения внештатного сотрудника.
К внештатным сотрудникам, активно участвующим в выполнении поручений, могут применяться различные формы поощрения (благодарность, денежная премия, ценный подарок и другие), в случае же неоднократного недобросовестного отношения к выполнению поручений сотрудником милиции может быть поставлен вопрос о его исключении из числа внештатных сотрудников.
Гражданин, подавший заявление об освобождении его от работы в качестве внештатного сотрудника, либо скомпрометировавший себя, или не желающий продолжать оказывать помощь милиции, исключается из числа внештатных сотрудников приказом начальника органа внутренних дел. При этом его удостоверение изымается и уничтожается, а учетная карточка выбывшего хранится в течение одного года, после чего также подлежит уничтожению.
§ 4. Взаимодействие милиции с общественностью
в охране правопорядка
Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации.
В общей теории права взаимодействие рассматривается как согласованные по цели, месту и времени усилия и взаимная помощь по достижению задач, стоящих перед взаимодействующими субъектами. Оно не проявляется автоматически, а реализуется в процессе совместной деятельности.
Исследуя исторический опыт, основания и принципы правового статуса граждан и их объединений, а также, беря за основу теорию управления и основные функции управления, можно сделать вывод о том, что сегодня взаимоотношения органов внутренних дел с гражданами нельзя определить с помощью только одной функции управления – взаимодействия. Так, например, в структуре центрального аппарата МВД России имеется Управление региональных и общественных связей, в состав которого входит отдел по связям с общественными формированиями. Одним из важных направлений его деятельности является координация усилий служб и подразделений органов внутренних дел с различными объединениями граждан, в том числе в сфере правопорядка. В составе ГУПР и ВС МВД России находится Управление международного сотрудничества, одной из функций которого является координация международных связей. Важная роль в формировании общественного мнения о деятельности органов внутренних дел принадлежит Управлению информации МВД России. На уровне МВД России, МВД, УВД субъектов Российской Федерации, в ГУВД крупных городов созданы Координационно-методические советы по предупреждению преступлений, специализированные координационно-методические советы по предупреждению правонарушений и усилению контроля за оборотом оружия, боеприпасов к нему и частной детективной и охранной деятельностью и др.
На наш взгляд, деятельность органов внутренних дел и объединений граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, созданных органами местного самоуправления, может и должна координироваться соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
Исследование подтверждает необходимость налаживания координации органов внутренних дел с общественными объединениями по изучению и формированию общественного мнения, совершенствования критериев оценки работы участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы и др. С объединениями, имеющими государственно-общественную форму и специальный административно-правовой статус (или как их называют в уставе патрульно-постовой службы – общественными формированиями), следует организовывать взаимодействие, надежный надзор и контроль, необходимые для предупреждения возможных нарушений и превышения властных полномочий с их стороны.
Наиболее важные отношения, возникающие в процессе координации и взаимодействия, могут, а порой и должны быть урегулированы соглашениями, если они не получили закрепления в нормах права.
Сотрудники милиции имеют право беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам; получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц их совершивших (п. 29-31 ст.11 Закона РФ «О милиции»).
Милиция обязана (п. 23 ст. 10 Закона РФ «О милиции») оказывать содействие представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность. Этот принцип находит свое воплощение (реализацию) в обязанностях отдельных служб и подразделений милиции общественной безопасности, а также отдельных сотрудников. Например, участковый уполномоченный милиции обязан обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями (ст. 24 УППСМ). Командиры строевых подразделений милиции и их заместители обязаны обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями для совместной работы на постах и маршрутах, оказывать им методическую и практическую помощь в обучении формам и методам борьбы с правонарушениями (ст. 21 УППСМ). Однако в данном случае положение Устава ППСМ не совсем верно, поскольку члены общественных объединений не наделены необходимыми властными полномочиями и, соответственно, не имеют реальной возможности нести службу на постах или маршрутах.
Следует обратить внимание на обязанности патрульных и постовых нарядов взаимодействовать с общественными формированиями (ст. 91 УППС). Эти обязанности определяют соответствующие организационные формы. Во-первых, обязанность взаимодействовать постоянно в целях реализации конкретной цели – оказания содействия в осуществлении возложенных на общественные формирования задач по обеспечению порядка на улицах и в общественных местах. Во-вторых, обязанность обучать представителей общественных формирований по охране правопорядка приемам и методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению наиболее распространенных видов правонарушений, знакомить их с оперативной обстановкой на обслуживаемой территории, что осуществляется при совместном несении службы. В-третьих, оказывать помощь в задержании и доставлении правонарушителей. В-четвертых, информировать граждан, участвующих в обеспечении правопорядка об обстоятельствах совершения преступления, приметах преступников. В-пятых, задействовать их в установлении свидетелей и очевидцев, охране места происшествия.
Наукой и практикой выработаны основополагающие начала или, как их называют принципы координации и взаимодействия, к которым относятся законность, гласность, научность и планомерность, оперативность и гибкость, непрерывность и активность координации и взаимодействия, преемственность, оптимальное использование разных возможностей, элементов взаимоотношений, нахождение общих интересов, взаимная ответственность за последствия несоблюдения договоренностей (соглашений) или правовых оснований. Соблюдение этих и других принципов способствует обеспечению решения важных проблем, возникающих в процессе совместной деятельности милиции и общественности в сфере правопорядка, определяет качественно новый уровень их взаимосвязи, а также возможность координации своих усилий по достижению правоохранительных целей.
При осуществлении координации и взаимодействия целесообразно учитывать приоритеты деятельности, цели и задачи, время и место, отношения к ним участвующих сторон, сложившиеся общественные отношения и связи, внешние условия среды (оперативной обстановки), имеющиеся возможности и другие факторы.
Основными направлениями (формами) взаимодействия органов внутренних дел с различными объединениями граждан правоохранительной направленности являются:
– разработка и реализация совместных планов и отдельных мероприятий (например, по проведению общественно-политических акций: митингов, шествий и т. п.);
– совместное изучение состояния правонарушений, общественного мнения;
– обмен информацией, представляющей взаимный интерес;
– совместная разработка предложений (рекомендаций) по вопросам укрепления правопорядка;
– проведение совместных мероприятий в сфере правовой пропаганды, подготовки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.
Разнообразие форм взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями свидетельствует о множестве взаимоотношений, возникающих между этими субъектами.
В настоящее время остро встает вопрос об использовании возможностей СМИ для предупреждения правонарушений и преступлений. Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации могут включать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях). По наиболее актуальным и важным вопросам деятельности органов внутренних дел проводятся пресс-конференции, брифинги, приёмы, встречи представителей прессы с руководством внутренних дел, руководителями служб и подразделений органов; для более эффективного информирования представителей средств массовой информации готовятся пресс-релизы.
В заключении можно отметить, что активность граждан, участвующих в охране общественного порядка в последние десятилетия, хотя и нестабильна, однако имеет некоторую положительную тенденцию к росту. Милиции следует шире использовать свое право применять меры материального стимулирования за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших; иными способами поощрять граждан, оказывающих помощь милиции в выполнении возложенных на нее обязанностей.
[1] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Государственное управление в области внутренних дел: Учебное пособие. М., 1997. С. 3.
[2] Безденежных В.М. О соотношении учебных курсов «Административное право» и «Административная деятельность органов внутренних дел» // Актуальные проблемы административного права России: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Омск: Юридический институт МВД России, 1999.
[3] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментариий к Закону Российской Федерации «О милиции». 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2003.
[4] Институты административного права / Отв. ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. М., 1999. С.4, 5.
[5] Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т. Василенкова. М.:Юрид. лит., 1990. С. 3.
[6] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 342; Т. 25. Ч. 1. С. 422.
[7] Указ. учебник. С. 4.
[8] Безрядин Д.Н. Основы управления органами внутренних дел: Пособие. М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 3.
[9] Там же.
[10] Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 44.
[11] Там же.
[12] Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Академия МВД СССР, 1990. С. 7.
[13] Советское административное право: Учебник / Под ред. П.Т. Василенкова. С. 5.
[14] Тихомиров С.З. Теория компетенции. М., 2001. С. 3.
[15] Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 1990. С. 74, 78.
[16] Управление деятельностью служб общественной безопасности. С. 62.
[17] Управление деятельностью служб общественной безопасности. С. 63.
[18] Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. М., 1998. С. 13.
[19] Артемов В.М. Указ. соч. С. 14.
[20] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1993. С. 594.
[21] Административное право и административная деятельность органов внутренних дел. С. 78.
[22] Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М., 2001. С. 257.
[23] Административное право (вопросы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел) / Под ред. Л.Л. Попова. М., 1983. С. 80.
[24] К. Маркс, например, отмечал: «Капитал – это не сама вещь, а определенное производственное отношение, представленное в вещи» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С.380-381); «…преступная сущность посягательства на лес по своей сути есть посягательство на право собственности как таковое, а не на нечто материальное» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 149).
[25] Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 81 – 82.
[26] Еропкин М.И. Указ. соч. С. 83 – 84.
[27] Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВШМ МВД РФ, 1993. С. 140.
[28] Соловей Ю.П. Там же. С. 141.
[29] Соловей Ю.П. Там же. С. 432.
[30] Подобный перечень подразделений МВД России появился в результате реорганизации ОВД, проводимой в рамках административной реформы. На настоящий период (начало 2005 года) эта реорганизация окончательно не завершена.
[31] Приказ МВД России от 29 ноября 2004 г. № 788 «Об организационно-штатных вопросах по Департаменту кадрового обеспечения МВД России и непосредственно подчиненным подразделениям»
[32] Подробнее об этимологии милиции см.: Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск: ВШМ МВД России, 1993. С. 20 – 21.
[33] Административно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации: Учебное пособие. Омск: Юридический институт МВД России, 1997. С. 27 – 28.
[34] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) определяет учреждение как организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично (ст. 120).
[35] Указ Президента РФ «Вопросы министерства внутренних дел Российской федерации» от 19 июля 2004 г. № 927 // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.
[36] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478.
[37] Там же. 2004. № 21. Ст. 2023; № 31. Ст. 3234; № 38. Ст. 3775; № 42.
Ст. 4107.
[38] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М.: МП «Вердикт», 1992. С. 68.
[39] Соловей Ю.П. Указ. соч. С. 125.
[40] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции». 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2003. С. 14.
[41] ВСНД РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033.
[42] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. С. 19.
[43] ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Там же. 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 49.
Ст. 5905; 2000. № 31. Ст. 3204; № 46. Ст. 4537; 2001. № 1 (ч. 2). Ст. 15; № 31.
Ст. 3172; № 32. Ст. 3316; 2002. № 18. Ст. 1721; № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3029; 2003. № 2. Ст. 167; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4847; 2004.
№ 30. Ст. 3087; № 35. Ст. 3607.
[44] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; № 9. Ст. 1066; 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 31. Ст. 3160; № 40.
Ст. 3853; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 30. Ст. 3101; 2004. № 35. Ст. 3607.
[45] Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 1995. № 2. Ст. 47;
№ 5. Ст. 118; 1997. № 3. Ст. 4394; 1999. № 2. Ст. 880; 2001. № 2. Ст. 1353; 2002. № 1. Ст. 1599; № 3. Ст. 1737; 2003. № 3. Ст. 1995; Омский вестник. 2004. 6 августа.
[46] Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2001. № 3. Ст. 1418; 2003. № 4. Ст. 2067.
[47] Омская правда. 2002. 29 марта; 11 октября.
[48] ВС НД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1798.
[49] Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 11. Ст. 192; 1988. № 6. Ст. 94.
[50] Ведомости Верховного Совета СССР. 1985. № 41. Ст. 777.
[51] Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 141.
[52] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23.
[53] Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В.Российский закон о милиции. М.: МП «Вердикт», 1992. С. 71 – 77.
[54] Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г.
№ 522 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты"» на 2004 – 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы // СЗ РФ. 2004. № 42.
Ст. 4131.
[55] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. М.: МЮИ МВД России, Изд-во «Щит-М». 1999. С. 214 – 216.
[56] Килясханов И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан в сфере административной деятельности милиции: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России. 1996. С. 17.
[57] Конклюдентные действия (от лат. concludere заключать, делать выводы) – это поведение лица, которое свидетельствует о его намерении вступить в правоотношение, совершить сделку. Это косвенный способ выражения воли не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.
[58] Административная деятельность органов внутренних дел (милиции). Ч. 2: Учебное пособие. М.: ЮИ МВД России, 1995. С. 8.
[59] Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М., 1968. С. 38.
[60] Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России».
[61] Пп. 4. п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г.
№ 927.
[62] Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; 1999. № 8. Ст. 1026.
[63] См. подробнее: Приказ МВД России от 9 января 2003 г. № 15 «Об организации планирования в системе МВД России».
[64] От лат. methodus «прием», «способ», «метод».
[65] Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С. 185.
[66] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Академия МВД СССР, 1987. С. 130.
[67] Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Государство и право. 2003. № 4. С. 11 – 18.
[68] СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 269.
[69] Перечень опасных предметов и веществ, запрещенных пассажирам и членам экипажей к перевозке в салонах гражданских воздушных судов, установлен Министерством транспорта Российской Федерации (см. приложение к Руководству по производству досмотра, утвержденного Приказом Минтранса России от 21 ноября 1995 г. № 102).
[70] Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
[71] Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 39. Ст. 584.
[72] Порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, будет рассмотрен в следующей главе.
[73] Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 137.
[74] В дежурных частях системы органов внутренних дел это комнаты для разбирательства с задержанными в административном порядке (количество комнат предусматривает раздельное содержание мужчин, женщин и несовершеннолетних).
[75] БНА ФОИВ. 2003. № 47.
[76] Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 года № 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов».
[77] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 46 (ч. 1). Ст. 4437.
[78] Ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с измен. на 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729; 2002. № 18. Ст. 1722; № 48. Ст. 4737; 2003. № 40. Ст. 3818; 2004. № 35. Ст. 3607.
[79] Ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[80] Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 88.
[81] Разаренов Ф.С. Основы административной деятельности милиции. М., 1986.
С. 14.
[82] Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 144 – 145.
[83] Соловей Ю.П. Там же.
[84] Разаренов Ф.С. Там же. С. 17.
[85] Социалистическая законность. 1966. № 8.
[86] Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. № 30. Ст. 597.
[87] Котюргин С.И. Специальный надзор милиции (проблемы, задачи, функции). Омск, 1973. С. 14.
[88] См., например: Бабаев М.М., Блувштейн Ю.Д. Бюрократизм в правоохранительной деятельности: истоки и пути преодоления. Советское государство и право. 1990. № 9. С.63 – 64.
[89] Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» от 29 апреля 1993 г. ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 22. Ст. 789.
[90] Поляков А. Существует ли административный надзор? // Законность. 1999.
№ 8. С. 30.
[91] В 2002 г. авторами с помощью специально разработанного инструментария было опрошено 320 участковых уполномоченных милиции, непосредственно осуществлявших административный надзор в г. Омске.
[92] Бабаев М.М., Блувштейн Ю.Д. Указ. Соч.
[93] Специальная подготовка к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, состоит из трех обязательных составных частей:
а) изучения материальной части, тактико-технических характеристик табельного огнестрельного оружия, правил обращения с ним, б) изучения положений законодательства, регламентирующих правила применения и использования огнестрельного оружия, в) огневой подготовки.
[94] Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Утв. Приказом МВД России
от 8 октября 2002 г. № 965.
[95] В соответствии с Приказом МВД России «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел» от 8 октября 2002 г. № 965 специальное первоначальное обучение лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ МВД России проводится последовательно в два этапа: во время прохождения испытательного срока (стажировки по должности); после назначения на должность и присвоения специального звания.
[96] Приложение к приказу МВД России «Об организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации» от 12 июля 1995 г. № 269.
[97] Приказ МВД России «Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации» от 11 сентября 2000 г. № 955
[98] В Федеральном законе «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. огнестрельное оружие определяется как «оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда».
[99]Опасность означает «свойство по значению прилагательного опасный», т. е. «способный причинить ущерб, вред», либо «возможность, угроза бедствия, несчастья» (Словарь русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 1983. Т. 2. С. 620).
[100] Федеральный закон «О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1021.
[101] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. «Внимание: оружие!» (правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции). М.: Интердетектив, 1992. С. 31.
[102] Соловей Ю.П., Каплунов А.И. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Учебно-практическое пособие. Омск: Высшая школа милиции МВД России, 1995. С. 40.
[103] Бюллетень Верховного Суда (БВС) СССР. 1989. № 6. С. 11. Следует отметить, что действующий УК РФ не содержит данного состава преступления, поэтому указанные действия следует рассматривать только как разновидность противодействия, с которым сталкиваются сотрудники при пресечении различных противоправных действий.
[104] Постановление Правительства РФ «О подразделениях милиции общественной безопасности» от 7 декабря 2000 г. № 926 // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4905.
[105] Ст. 7 – 11 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. (с изменениями на 9 марта 2001 года) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. № 11. Ст. 1002.
[106] Необходимо особо подчеркнуть, что субъектом данного преступления могут быть только лица, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, либо лица, осужденные к лишению свободы и отбывающие это наказание. Лица, задержанные по основаниям, указанным
в ст. 91 УПК РФ, в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ, субъектом данного преступления не являются.
[107] Под групповым в данном случае понимается такое нападение, когда лицо, в отношении которого применяется огнестрельное оружие, действует совместно хотя бы еще с одним соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния здоровья.
[108] Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» от 22 сентября 1989 г. №4 // БВС СССР. 1989. № 6. С. 11; Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах практики применения судами республики законодательства об административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка и мелкую спекуляцию» от 27 июня 1978 г. № 4 // БВС РСФСР. 1978. № 9. С. 6.
[109] Порядок применения органами внутренних дел специальных средств более подробно / Приказ МВД России от 5 ноября 2003 г. «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами внутренних дел специальных средств».
[110] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М.: «Проспект», 2000. С. 313.
[111] Опарин В.Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1998. С. 56 – 57.
[112] Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ соч. С. 315 – 316.
[113] В случае, если специальные средства и огнестрельное оружие применяются по приказу начальника, оценка его правомерности производится в соответствии со ст. 42 УК РФ (исполнение приказа или распоряжения). Однако и эта норма основывается на принципе индивид