Подразделения собственной безопасности органов внутренних дел: задачи, функции, полномочия

Анализ состояния законности и дисциплины в органах внутренних дел свидетельствует о том, что количество правонарушений среди личного состава имеет тенденцию не к снижению, а наоборот, к увеличению. К их числу относятся злоупотребления служебным поведением, взяточничество, вымогательство. Особую опасность представляют действия сотрудников милиции в виде покровительства организованным преступным группам, оказания им помощи в реализации преступных замыслов и уклонения от ответственности, предательства интересов службы, высшей степенью которого является прямое вхождение сотрудников милиции в преступные сообщества и руководство ими.

Все эти негативные моменты обусловлены невысоким уровнем внутриведомственного контроля, недостаточной полнотой и достоверностью учета правонарушений, совершенных сотрудниками милиции, нравственной и профессиональной деформацией некоторой части сотрудников, упущениями в воспитательной работе с личным составом.

В целях активизации работы по обеспечению безопасности и укреплению законности в органах внутренних дел и во исполнение статьи 10 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» Министром внутренних дел Российской Федерации был издан Приказ от 26 февраля 1996 г. № 129 «О мерах по обеспечению законности в Российской Федерации и укреплению собственной безопасности»[122], которым впервые в истории органов внутренних дел образована система аппаратов собственной безопасности. Одновременно этим приказом были утверждены: Временное положение об Управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации; Временное типовое положение об Управлении (отделе) собственной безопасности МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и на режимных объектах; Временная инструкция о порядке осуществления контроля за состоянием собственной безопасности и законности в органах внутренних дел Российской Федерации и проведения служебных проверок по правонарушениям, совершенными сотрудниками органов внутренних дел; Временная инструкция по учету сведений о сотрудниках органов внутренних дел Российской Федерации, совершивших должностные проступки и преступления.

В соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 г. № 1407 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» в структуре центрального аппарата МВД России образован Департамент собственной безопасности МВД России.

В соответствии с Приказом МВД России от 23 ноября 2004 г. № 765 дсп «Вопросы Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» основными задачами ДСБ МВД России являются:

1) разработка и реализация мер обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от проникновения лиц, преследующих противоправные цели;

2) участие в обеспечении государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких;

3) участие в предупреждении, выявлении и пресечении преступлений и коррупционных связей со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел и ФМС России;

4) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности;

5) организационно-методическое руководство подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел.

В целях выполнения возложенных на него задач Департамент собственной безопасности МВД России выполняет следующие функции:

– организует и осуществляет анализ и прогнозирование состояния и реализации мер обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России;

– участвует в определении основных направлений деятельности ОВД и ФМС России и разработке мер по их совершенствованию в области обеспечения собственной безопасности;

– обобщает и анализирует практику применения законодательства РФ в области оперативно-разыскной деятельности подразделений собственной безопасности ОВД, организации обеспечения государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких; выработка правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел в этом направлении;

– участвует и координирует деятельность подразделений Министерства и ФМС России по вопросам обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России;

– организует в пределах своих полномочий:

а) обеспечение государственной защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников органов внутренних дел и их близких, применения и осуществления подразделениями системы ОВД предусмотренных законом мер безопасности;

б) охраны Министра и его заместителей, координации деятельности привлекаемых с этой целью подразделений МВД России, взаимодействия в этой области с соответствующими подразделениями других федеральных органов исполнительной власти;

– осуществляет сбор, обработку и учет оперативно-разыскной информации в установленной области деятельности, разработку форм отчетности о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел, формирование и ведение необходимых информационных систем;

– выявляет и устраняет условия, способствующие совершению преступлений сотрудниками, федеральными государственными служащими и работниками ОВД и ФМС России;

– осуществляет проведение служебных и предварительных оперативных проверок по поступившим в Департамент жалобам, заявлениям и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях сотрудниками, федеральными государственными служащими, работниками ОВД и ФМС России и на их основе информирует население о результатах своей деятельности;

– осуществляет проведение проверок кандидатов на руководящие должности в подразделения системы ОВД дел и ФМС России, назначение на которые рекомендуется в установленном порядке согласовывать с Департаментом;

– разрабатывает проекты законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, нормативное и методическое обеспечение в области обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России;

– представляет в установленном порядке в судах интересы МВД России, а по соответствующим поручениям – интересы Российской Федерации по вопросам деятельности Департамента;

– координирует деятельность управлений (отделов) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и осуществляет другие функции.

Управления (отделы) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах выполняют три основные задачи, возложенные на Департамент собственной безопасности МВД России, за исключением задачи по организационно-методическому руководству и координации деятельности других подразделений собственной безопасности, поскольку на уровне горрайлинорганов внутренних дел такие подразделения не создаются. Последнее замечание относится и к функциям Управлений (отделов) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. То есть эти подразделения осуществляют те же функции, что и Департамента собственной безопасности МВД России, за исключением функции по координации деятельности.

Полномочия подразделений собственной безопасности следует рассматривать, исходя из объема прав и обязанностей сотрудников, проводящих служебные проверки.

Так, сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, имеет право:

а) знакомиться с соответствующими документами органов внутренних дел, в случае необходимости приобщать их копии к материалам проверки;

б) посещать любые подразделения, учреждения системы МВД, а также служебные и режимные объекты иных министерств, ведомств со своим удостоверением при наличии соответствующего предписания;

в) получать консультации специалистов по вопросам, требующих специальных познаний, а также акты, справки о результатах исследований;

г) готовить поручения и запросы в другие органы внутренних дел о представлении необходимой информации и выяснения обстоятельств, подлежащих установлению, исполнение которых обязательно для всех должностных лиц;

д) выезжать на место, где было совершено преступление или иное правонарушение;

е) изучать в установленном порядке материалы оперативно-разыскной деятельности в части проводимой проверки;

ж) вносить соответствующему руководителю органа внутренних дел предложения об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, в отношении которых проводится служебная проверка.

К обязанностям лица, которому поручено проведение служебной проверки, относятся: получение от сотрудников органов внутренних дел письменных объяснений, а также от гражданских лиц, проходящим по материалам проверок; принятие законных мер к выяснению обстоятельств, относящихся к событию и виновности сотрудника, его деловым и моральным качествам, смягчающие и отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения; разъяснение и соблюдение прав и интересов заявителя и лица, в отношении которого проводится проверка; своевременный доклад начальнику, назначившему служебную проверку, о ее результатах.

Сотрудник, проводивший служебную проверку, по ее окончании готовит заключение, в котором указывается:

– должность, звание и фамилия сотрудника, проводившего такую проверку, основания для ее назначения;

– должность, звание, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время службы в органах внутренних дел и занимаемой должности лица, в отношении которого проведена служебная проверка;

– сущность установленного правонарушения, его последствия, какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника, обстоятельства, способствующие нарушению законности или иному правонарушению, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, принятые, либо предполагаемые меры по их устранению;

– предложение о применении конкретного вида дисциплинарного взыскания или мер общественного воздействия, о возмещении материального ущерба, направлении материалов в орган предварительного следствия.

Копия заключения служебной проверки приобщается к личному делу сотрудника, совершившему должностной проступок, связанный с нарушением законности, или преступление. По окончании служебной проверки, связанной с совершением сотрудником дисциплинарного проступка, материалы по ней подлежат сдаче в архив органа внутренних дел. Что же касается материалов служебной проверки в связи с возбуждением уголовного дела, то такие материалы должны находиться на контроле в Управлении (отделе) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ до принятия окончательного решения органами следствия и суда. Служебная проверка должна быть закончена не позднее, чем в месячный срок со дня поступления в орган внутренних дел заявления, жалобы, информации, сообщения о правонарушении и лишь в исключительных

случаях срок проверки может быть продлен руководителем органа, но не более чем на один месяц.

Если материалами проверки подтверждается грубое либо систематическое нарушение служебной дисциплины, начальник органа внутренних дел, не позднее одного месяца со дня окончания проверки, может наложить одно из следующих видов взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел.

Наши рекомендации