Особый предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Наличие специфики производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обусловливает существование особого предмета доказывания по данной категории уголовных дел.
При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 421 УПК РФ).
Развернутая регламентация предмета доказывания по этим делам является существенной гарантией всестороннего и полного исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия уголовного процесса.
В целом предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних значительно шире общего предмета доказывания и требует установления различных демографических, правовых, социально-психологических и иных данных, имеющих особое значение для применения разумных и гуманных мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Возраст
В ч. 1 ст. 420 УПК РФ содержится прямое указание на то, что особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних распространяются на лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет. Таким образом, определяющим моментом статуса несовершеннолетнего, здесь является возраст, в котором было совершено преступление, а не фактический возраст лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование или происходит рассмотрение уголовного дела.
Отсюда следует, что несовершеннолетний обвиняемый – лицо, привлеченное в качестве обвиняемого за преступление, которое оно совершило в возрасте до восемнадцати лет. По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). По делам о некоторых тяжких, насильственных и корыстных, а также других преступлениях, круг которых очерчен в уголовном законе, несовершеннолетний подлежит привлечению в качестве обвиняемого по достижении четырнадцати лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Недостижение, в соответствующих случаях, необходимого возраста – обстоятельство, исключающее производство по уголовному делу и влекущее отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела (ч. 3 ст. 27 УПК).
Из содержания п. 1 ч. 1 статьи 421 УПК РФ вытекает, что уголовно-процессуальный закон придает важное значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего. Данные о календарном исчислении возраста несовершеннолетнего необходимы для:
а) установления личности обвиняемого и решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);
б) определения возможности совершения конкретного деяния с учетом физического статуса несовершеннолетнего (например, оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т.п.);
в) скорейшего осуществления особых правил и процедур судопроизводства по уголовному делу;
г) учета возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;
д) применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, а также принудительных мерах воспитательного воздействия (гл. 14 УК РФ) и др.
Пленум Верховного суда указывает, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Причем день достижения того или иного возраста определяется в зависимости от того, какая возрастная группа (14, 16 или 18 лет) имеет уголовно-правовое или процессуальное значение. Источником сведений об этих данных является свидетельство о рождении (метрика) или общегражданский паспорт. Поэтому даже в тех случаях, когда лицо, задержанное на месте происшествия, имеет при себе удостоверение личности, студенческий билет или иной документ, лично известно потерпевшим, свидетелям либо явилось с повинной в орган дознания, к следователю, прокурору, его возраст должен быть установлен на основании указанных документов. Копия документа приобщается к уголовному делу только после того, как следователь осмотрел документ и убедился в его подлинности.
При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным причинам получить их копию (дубликат), а также в случае сомнений относительно подлинности документа, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза (ст. 196 УПК РФ). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены вопросы: каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого); достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год и время суток) 14-, 16- или 18-летнего возраста. На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной ответственности. Компетенция судебных медиков не позволяет им диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего ("психологический возраст" подростка).
В случаях определения возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста такого лица.