Воронин Сергей Эдуардович д.ю.н., профессор

Методические указания

по написанию курсовых работ для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Воронин Сергей Эдуардович д.ю.н., профессор - student2.ru

Красноярск, 2016

ББК 67

Издаётся по решению научно-методического совета юридического факультета АНО ВО СИБУП

Воронин Сергей Эдуардович д.ю.н., профессор

ББК 67 Уголовный процесс: методические указания по написанию курсовых работ для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016 г. – 39 с.

Аннотация: Методические рекомендации для студентов по написанию курсовых работ, общие методические указания, варианты курсовых работ.

  © НОУ ВПО СИБУП, 2016 © Воронин.С.Э., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………………………..
2. Общие методические указания по написанию курсовых работ………………...........
3. Варианты курсовых работ………………………….........................................................
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………
Приложения…………………………………………………………………………………
Приложение 1 (Образец оформления содержания)……………………………………….
Приложение 2(Образец оформления постраничных ссылок по тексту)………………... Приложение 3 (Образец оформления списка использованной литературы)…………… Приложение 4 (Образец оформления библиографических записей документов)……… Приложение 5 (Образец оформления приложения)………………………………………    

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины является: изучение основных институтов уголовно-процессуального права; изучение порядка расследования, судебного разбирательства и разрешения уголовных дел; приобретение первоначальных умений и навыков анализа и применения норм уголовно-процессуального закона; получение практических навыков составления процессуальных документов.

Основными задачами изучения дисциплины являются: получение студентами знаний об основных принципах, категориях, институтах и нормах уголовного процесса; приобретение навыков и умений правильно толковать и применять нормы уголовного процесса; воспитание у студентов профессионального отношения к уголовно-процессуальному закону.

Дисциплина нацелена на формирование:

общекультурных компетенций:

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6).

профессиональных компетенций:

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10).

Общая трудоемкость освоения дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 8 зачетных единиц, 288 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия в объеме 8 часов (0,22 зач.ед.), практические занятия в объеме 22 часа (0,61 зач.ед.), самостоятельная работа студентов в объеме 249 часов (6,91 зач.ед.). По завершении изучения курса «Уголовный процесс» сдается экзамен.

Общая трудоемкость освоения дисциплины для студентов очной формы обучения составляет 8 зачетных единиц, 288 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия в объеме 32 часов (0,88 зач.ед.), практические занятия в объеме 102 часа (2,83 зач.ед.), самостоятельная работа студентов в объеме 118 часов (3,27 зач.ед.). По завершении изучения курса «Уголовный процесс» сдается экзамен.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ

Общие методические указания

В соответствии с учебным планом НОУ ВПО «Сибирского института бизнеса, управления и психологии» студент, выбравший уголовно-правовую специализацию, должен написать курсовую работу по дисциплине «Уголовный процесс».

Основной целью курсовой работы является приобретение и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.

Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы студентов. Это одно из первых исследований, в котором студенты в полной мере проявляют и развивают свои творческие способности, изучая определенную тему за рамками учебного материала. Важно, чтобы студент проявил самостоятельность, что может выразиться, например, в оригинальности композиционного построения работы (плане работы), высказывании своих независимых суждений, глубоком и всестороннем анализе вновь принятого нормативного правового акта, обобщении материалов неопубликованной судебно-следственной практики, аргументированной полемике с высказанными в юридической науке мнениями и предложениями, их всестороннем и критическом анализе, дополнительной аргументации сформировавшихся в доктрине положений.

Курсовая работа не может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых проявляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

Творческое выполнение курсовой работы учит логически излагать свои мысли и способствует:

Во-первых, более глубокому усвоению теоретических положений и методических аспектов изученной дисциплины, выработке необходимых приемов анализа и обобщения теоретических положений и юридических источников, а также юридической практики;

Во-вторых, привитию навыков самостоятельной работы с научной литературой и нормативными актами, овладению и прочному закреплению правовой терминологии;

В-третьих, расширению научного, профессионального кругозора студентов, формированию интереса к научно-исследовательской работе, приобретению навыков творческого подхода к изучению юридических дисциплин, выработке самостоятельных выводов, что имеет большое значение для будущих специалистов с высшим образованием;

В-четвертых, четкой организации руководства самостоятельной работой студентов, одновременно являясь средством контроля за тем, насколько успешно выполняется каждым конкретным обучающимся учебный план и усваивается материал в объеме, установленном программой.

Курсовая работа должна быть основана на прочном фундаменте знаний, полученных при изучении юридических дисциплин, а так же должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса по дисциплине «Уголовный процесс» и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории с практикой деятельности по пресечению, раскрытию, расследованию преступлений и разрешения уголовного дела по существу, делать выводы и предложения по улучшению работы органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. Студенту при написании курсовой работы необходимо показать умение критично оценивать взгляды ученых, их отдельные позиции, аргументированно и убедительно отстаивать правоту или доказывать ошибочность тех или иных положений, устанавливать закономерности, формулировать самостоятельные выводы, давать рекомендации по решению проблем, затронутых в курсовой работе.

Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

а) авторская самостоятельность;

б) полнота исследования или завершенность практической разработки;

в) внутренняя логическая связь, последовательность изложения;

г) грамотное изложение на русском литературном языке.

Курсовая работа выполняется по завершению изучения курса уголовно-процессуального права и ее защита является допуском обучающихся к экзамену по указанной дисциплине. Она представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу, раскрывающую теоретические и практические проблемы избранной темы. Курсовая работа должна соответствовать требованиям к содержанию и форме, изложенным в данных методических указаниях. Поэтому студент должен внимательно изучить их, так как несоответствие им будет являться основанием для отказа в зачете представленной работы.

Требования к содержанию курсовой работы

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Содержание

2. Введение.

3. Основная часть (включающая обычно две или три главы, в каждой из которых выделяется, как правило, 2–3 параграфа)

4. Заключение.

5. Список использованной литературы

6. Приложения (при необходимости)

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист должен содержать: полное название учебного заведения, название кафедры (точное наименование ВУЗА и кафедры узнавайте в методическом кабинете), тему работы (размер шрифта темы может варьироваться с 14 до 18 кегля), фамилию, инициалы студента, номер группы, фамилию, инициалы и ученую степень и звание преподавателя (уточняйте на кафедре), название города, а также год написания работы.

Содержание работы должно быть составлено таким образом, чтобы название его пунктов соответствовало выбранной теме, отражало ее сущность и свидетельствовало о степени уяснения студентом ее основных аспектов. Оптимальным будет являться разбивка содержания на 2-3 главы. Недопустимым является выделение большого количества глав – 6, 7, 8 и далее. Если план работы сложный, т.е. предусматривает выделение в главе или главах параграфов, то они должны соответствовать нумерации той главы, подразделением которой являются, например: 1.1, 1.2 или 2.1, 2.2 и т.д.

Оглавление включает наименование всех разделов, подразделов, пунктов курсовой работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала – раздела, подраздела, пункта.

Введение, заключение, список использованной литературы, приложения так же включаются в содержание с указанием страницы (указывается только первоначальная страница раздела).

Под словом «СОДЕРЖАНИЕ», напечатанном прописными буквами, перечисляют заголовки разделов. Перед заголовком подразделов проставляют номер раздела.

Заголовок и номер раздела размещают с красной строки. Поскольку разделы разбиты на подразделы, их заголовки помещают под заголовками разделов также с красной строки.

Во введении четко и убедительно обосновывается актуальность избранной темы и современное состояние разрабатываемой проблемы, характеризуется научно-нормативная база и методика проведенного исследования, определяется его объект и предмет, формулируется цель и задачи курсовой работы. Объем данной части курсовой работы обычно составляет 2-4 страниц.

Актуальность. Обоснование актуальности темы (значимости, важности, приоритетности среди других тем и событий) исследования – одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния права, управления и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых или изменившихся законодательных, политических, социально-экономических условиях.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Объект – область деятельности, предмет – изучаемый процесс в рамках исследования. Для его исследования формулируются цели и задачи.

Цель курсовой работы – обобщение проблемы и определение рекомендаций.

Задачи курсовой работы представляют собой пути достижения цели.

Метод исследования – способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах деятельности.

В процессе исследования возможно использовать следующие методы:

1. Изучение и анализ научной и специальной юридической литературы;

2. Изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

3. Сравнение, анализ, синтез и т.д.

Основная часть курсовой работы должна быть изложена структурировано, - разбита на отдельные главы и параграфы, согласно содержанию (оглавлению). Следует обратить внимание на то, чтобы их содержательная часть соответствовала их названиям. В основных разделах курсовой работы необходимо показать глубокие знания и творческое осмысление современного российского уголовно-процессуального законодательства.

Стиль изложения должен соответствовать литературному и научному, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость.

Не смотря на разбивку, текст основной части должен быть логически взаимосвязан, подтвержден ссылками на разные теоретические и правовые источники, а также материалы практики, что должно раскрывать тему курсовой работы.

Студенту необходимо разграничить собранный материал по теме курсовой работы на главы (как правило, 2-3 главы). Название глав и параграфов не могут иметь одно и тоже название в курсовой работе.

В первой главе работы дается анализ теоретических основ исследуемой проблемы. На основе анализа научных работ отечественных и зарубежных специалистов раскрывается сущность исследуемого объекта, рассматриваются различные точки зрения на исследуемый вопрос, дается их оценка, излагается и мотивируется авторская позиция, оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в исследуемой сфере. Объем данной главы должен составлять не более 20 % от ее общего объема.

Во второй главе анализируются особенности реализации исследуемой проблемы в условиях Российской Федерации, освещается ее исторический аспект, оценивается современное состояние нормативной базы, специфика существующих отечественных организационных структур и технологий, свойственных изучаемому объекту, рассматриваются тенденции развития объекта исследования, выявляются имеющиеся недостатки и возможные пути их устранения.

Третья глава имеет обычно практическую направленность, посвящается глубокому анализу практики решения исследуемой проблемы, в том числе на примере региона. При этом вторая и последующие главы по объему должны составлять примерно 70 % всей работы. Здесь же разрабатываются конкретные предложения и рекомендации.

Рассмотрение и раскрытие глав курсовой работы должно быть осуществлено доказательственным методом со ссылками на суждения современных учёных, фрагментами текста правовых актов, подтверждающих излагаемые положения. При этом важно показать знание различных точек зрения правоведов по проблемным вопросам выбранной темы исследования и дать логическое обоснование собственного мнения.

В конце каждого вопроса следует каждому слушателю показать свое умение формулировать выводы, раскрывающие самые важные положения в содержании вопроса, а заключение работы должно содержать самые важные выводы, вытекающие из содержания всего проведенного научного исследования.

Как правило, при написании курсовой работы повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»).

При написании курсовой работы должна использоваться специальная литература по выбранной теме, обязательно наличие нормативно-правовых актов и материалов практики. Причем на каждый использованный источник студент должен сослаться в постраничной ссылке, а также указать его в списке использованной литературы. Не допускается указывать в списке литературы те источники, на которые не были даны ссылки по ходу текста. Все использованные в работе источники должны быть правильно оформлены как в списке использованной литературы, так и в сносках (ссылках), – согласно требованиям, приведенным в данных методических указаниях.

При этом следует обратить внимание, что будет считаться неправильным:

1. Изложение по тексту работы нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с выбранной темой, в виде списка, просто перечисляющего законодательные документы, которые действуют в данной правовой сфере, - необходимо дать их анализ;

2. Наличие объемных цитат из содержания нормативно-правовых актов, - допустимы лишь краткие выдержки, например, определения, с обязательным указанием названия акта, его вида, даты, источника опубликования, а также непосредственно той статьи или пункта, откуда они взяты;

3. Отсутствие взаимосвязи между приведенными в работе правовыми актами и источниками специальной литературы, - необходимо показать их взаимообусловленность и взаимозависимость в регулировании данной темы;

4. Непредставление выводов и своего мнения и предложений по исследуемой теме.

Заключение является своеобразным итогом выполненной работы. Оно должно отражать результаты выполнения задач, поставленных во введении.

В заключении должны быть представлены:

1. Общие выводы по результатам работы;

2. Оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ;

3. Предложения по использованию результатов курсовой работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике.

Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление читающему о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации.

Объем заключения не должен превышать двух-трех страниц.

Список использованной литературы должен содержать сведения об источниках, использованных при написании курсовой работы. В него необходимо включать все нормативные правовые акты и работы, изученные курсантом и слушателем при подготовке работы.

Источниковедческая база курсовой работы должна охватывать не менее 30-40 источников (нормативные (законодательные) акты, официальные материалы государственных органов, официальные статистические публикации) и научных трудов (учебники, монографии, статьи из сборников статей или периодической печати). Допускается привлечение материалов и данных, полученных по Интернету. В этом случае необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату получения). Нумерация источников - сплошная. При этом каждая из указанных частей списка должна быть озаглавлена и соответствовать правилам по их оформлению.

Приложения. Для лучшего понимания и пояснения основной части курсовой работы в нее включают приложения, которые носят вспомогательный характер и на объем курсовой работы не влияют.

Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов автора.

Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист в списке литературы есть последний лист курсового исследования.

В приложении размещают образцы различных заполненных юридических документов. Сюда же можно поместить статистические данные; схемы, диаграммы, таблицы, содержащие обобщенные результаты проведенного курсового исследования; тексты анкет, опросных листов, программы изучения уголовных или гражданских дел и т. п.

4. Требования и правила оформления курсовой работы

Работа должна быть выполнена на стандартных листах и распечатана с использованием принтера на одной стороне листа (формат А–4) красителем черного цвета. Текст курсовой работы печатается через 1,5 интервала (интервал между строками должно быть одинаковыми по всему тексту) с использованием шрифта «Times New Roman», размер шрифта 14. Каждая страница имеет поля размером: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,25 см (5 знаков), выравнивание абзаца – по ширине страницы. Все страницы работы нумеруются и содержат поля для замечаний преподавателя. Объем курсовой работы устанавливается в пределах 35–40 листов машинописного или компьютерного текста.

Допускается вписывание в текст курсовой работы от руки чернилами черного цвета отдельных слов, математических формул, специальных и транскрипционных знаков, букв редко применяемых алфавитов, а также букв и текстов на редко используемых языках.

Включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 (210x297 мм) по ГОСТ 9327. Текст курсовой работы следует печатать на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала, соблюдая следующие размеры полей: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Широко используемыми шрифтами являются Times New Roman Cyr, Courier New Cyr. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,4 мм (кегль 12). Размер абзацного отступа должен составлять 5 знаков (1,25 см).

После распечатки текст работы и иллюстрации должны быть тщательно проверены автором с целью устранения имеющихся ошибок и опечаток.

Небрежное оформление или большое количество орфографических ошибок может явиться основанием для признания работы неудовлетворительной и такая работа не будет допущена к защите.

Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложения) должны начинаться с новой страницы.

Расстояния между названием и текстом параграфа, между заголовком главы и параграфа – 12 мм (24 пт), последней строчкой предыдущего параграфа и расположенным ниже заголовком – 16 мм (32 пт).

Разрешается использовать компьютерные возможности для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Допускается вписывать в текст курсовой работы отдельные слова, формулы, условные знаки, соблюдая при этом плотность основного текста. Опечатки, описки и гра­фические неточности, обнаруженные в процессе выполнения курсовой работы, разрешается исправлять, подчищая или закрашивая белой краской и нанося на том же месте исправленный текст машинописным способом или черной тушью рукописным способом.

Фамилии и собственные имена, названия учреждений в тексте курсовой работы приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и при­водить названия организаций в переводе на язык курсовой работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Из сокращенных названий учреждений и предприятий следует употреблять только общеизвестные. Малоизвестные сокращения необходимо расшифровывать при первом упоминании.

При указании перед фамилиями ученой степени, долж­ности или профессии допускают следующие сокращения:

Д-р юрид. наук – доктор юридических наук.

Канд. юрид. наук – кандидат юридических наук.

Проф. – профессор.

Доц. – доцент.

Преп. – преподаватель.

Ст. преп. – старший преподаватель.

Ст. науч. сотр. – старший научный сотрудник.

На кафедру для защиты предоставляются один экземпляр работы в скрепленном виде (например, в папке скоросшивателе).

Заголовки. Текст основной части курсовой работы делят на разделы, подразделы, пункты. Наименования структурных элементов курсовой работы (оглавление, введение, заключение, список использованных источников) служат заголовками структурных элементов работы. Заголовки разделов следует начинать с абзацного отступа и печатать прописными буквами (Например, 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ), заголовки подразделов – строчными буквами с первой прописной, не подчеркивая, без точки в конце (1.1. Процессуальное положение прокурора, предъявившего в суд исковое заявление (заявление)). Заголовки (названия разделов, подразделов, пунктов) могут выполняться шрифтом полужирного начертания. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках разделов, подразделов, пунктов не допускаются.

Заголовок отбивается от основного текста двумя межстрочными интервалами сверху и снизу.

Каждую главу, если в курсовой работе по структуре необходимы главы, следует начинать с новой страницы.

Название глав и параграфов, указанных в «Оглавлении» работы, должны соответствовать их наименованию в тексте. Одновременно содержание названных частей курсовой работы должно соответствовать их названию.

Наименование глав и параграфов работы должны быть, по возможности, кратким. При их написании не допускаются сокращения и переносы используемых слов. Точка в конце заголовка не ставится. Если они состоят из двух предложений, то их следует разделять точкой. Название параграфа не должно быть последней строкой на странице, а новая страница не должна начинаться с так называемой «висячей» (т.е. короткой) строки.

Заголовки структурных частей работы (оглавление, введение, названия глав, заключение, список использованной литературы, приложения) располагаются в середине строки без кавычек и печатаются жирными заглавными буквами.

Нумерация страниц. Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в нижнем правом углу листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации, таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов. Разделы, подразделы, пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например, 1,2,3 и т.д.

Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.

Номер и название параграфа печатается с заглавной буквы строчным шрифтом, жирно. Выравнивается по ширине (начинается с красной строки).

При оформлении курсовой работ используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая список использованной литературы и приложения. Каждая страница работы нумеруется арабскими цифрами с использованием шрифта № 10. Титульный лист и Оглавление, хотя и включаются в общую нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), однако номера страниц на них не ставятся. На остальных листах номер располагается сверху страницы в середине верхнего поля, без точки.

Оформление библиографических сносок (ссылок) и списка использованной литературы. При написании курсовой работы автор обязан давать сноски (ссылки) на источник, из которого заимствует материал.

Сноски (ссылки) (приложение 4) представляют собой библиографические описания источников цитат, заимствований, а также документы, обсуждаемые в тексте работы. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме, языке текста и т. д.

По составу библиографическая ссылка (БС) может быть полной или краткой, в зависимости от вида ссылки, её назначения, наличия информации в тексте документа.

Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо брать в кавычки и т.п.). Следует также обратить внимание на точное указание источников цитат.

Библиографическая сноска (ссылка) - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом в тексте курсовой работы другом документе (его составной части или группе документов), которые необходимы и достаточны для его общей характеристики и поиска.

Библиографическую сноску (ссылку) приводят полностью в подстрочном примечании (помещается в нижней части страницы под строками основного текста). Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:»

Для связи текста курсовой работы с библиографическими сносками (ссылками) в подстрочных примечаниях, а также с библиографическими описаниями в библиографическом списке используют отсылки в тексте работы. Отсылки дают в виде цифр (порядковых номеров).

Заголовок описания в библиографической ссылке на произведение одного, двух и трех авторов является обязательным.

При необходимости в заголовке библиографической ссылки на произведение четырех и более авторов могут быть указаны имена всех авторов или первых трех с добавлением слов «и др.».

В количественной характеристике библиографической ссылки указывается только страница цитируемого фрагмента текста. Нумерация библиографических сносок (ссылок) на каждой странице работы начинается заново.

Условный разделительный знак – точка.

Для связи подстрочных ссылок с текстом используются знаки сносок в виде цифр. Сноски и подстрочные примечания печатаются тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем – 10-м). В качестве межстрочного интервала в сноске лучше применять вместо установленного по умолчанию в редакторе одинарного интервала полуторный.

Библиографические ссылки на несколько документов, приведенные в одном подстрочном примечании, отделяют друг от друга точкой с запятой.

При ссылке на нормативный правовой акт обязательно указывается официальный источник опубликования. Для некоторых городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения в описании: СПб (Санкт-Петербург), М. (Москва), К. (Киев).

В ссылках (сносках) в отличие от списка использованных источников, необходимо проставлять номер страницы источника, из которого была получена информация.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений, включаются в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник.

Точные ссылки на использованные источники являются обязательным требованием к любому научному исследованию и свидетельствуют о научной добросовестности, аккуратности и пунктуальности ее автора.

В списках литературы (приложение 5), помимо книг, всегда приводятся статьи из газет, журналов, сборников, главы из книг, произведения из собрания сочинений (приложение 6). Описание таких материалов, которые являются основной частью издания, называется аналитическим.

Объектом аналитического библиографического описания является составная часть документа, для идентификации и поиска которой необходимы сведения о документе, в котором она помещена. К составным частям относятся:

-самостоятельное произведение;

-часть произведения, имеющая самостоятельное заглавие;

-часть произведения, не имеющая самостоятельного заглавия, но выделенная в целях библиографической идентификации.

Схема аналитического описания

Сведения о составной части документа (автор, заглавие, сведения об ответственности) // Сведения об идентифицирующем документе (автор, заглавие, сведения об ответственности). – Сведения о местоположении составной части в документе (место изд-ва, изд-во, №, год издания, страницы на которых опубликована составная часть документа).

Аналитическое описание предполагает в своем составе две части. Первая включает сведения о статье (главе, части, параграфе), вторая – об издании, в котором она опубликована. Сведениям об издании предшествуют две косые черты.

Описание статьи из журнала.

Бегиев Х.Б. Проблемы обеспечения процессуальной самостоятельности следователя на этапе окончания предварительного следствия // Общество и право. 2010. № 5. С. 200. (данный вид оформления для сносок (ссылок)).

Бегиев, Х.Б. Проблемы обеспечения процессуальной самостоятельности следователя на этапе окончания предварительного следствия [Текст] // Общество и право. – 2010. – № 5. – С. 200. (данный вид оформления для списка использованной литературы).

Описание статьи (главы, параграфа) дается в соответствии с теми же правилами, что и описание книги: фамилия и инициалы автора, основное заглавие. Если статья имеет более трех авторов или коллективного автора, её описывают под заглавием, а в сведениях об ответственности, после одной косой черты, приводят их инициалы и фамилии или название учреждения, представляющего авторский коллектив. Перевод названий периодических изданий не производится.

Вместо общего количества страниц указываются начальная и конечная страницы, на которых напечатан указываемый материал (сокращенные обозначения страниц, листов, столбцов на русском и иностранных европейских языках пишутся с прописной буквы и ставятся перед цифрой) например: С. 5; С. 5–12. Области описания отделяются друг от друга точкой и тире.

Описание главы, параграфа из книги.

Ремизов К. С. Участники уголовного судопроизводства / К. С. Ремизов // Справочник юриста по труду / сост. И. А. Поляков. М.: Наука, 1999. Гл. 1. C. 55–58. (данный вид оформления для сносок (ссылок)).

Ремизов, К. С. Участники уголовного судопроизводства [Текст] / К. С. Ремизов // Справочник юриста по труду / сост. И. А. Поляков. – М.: Наука, 1999. – Гл. 1. – C. 55–58. (данный вид оформления для списка использованной литературы).

Описание статей из сборника научных трудов.

Савкин А.В. Рассмотрение прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением / А.В. Савкин // Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики: Сборник статей. М., 2010. С. 218. (данный вид оформления для сносок (ссылок)).

Савкин, А.В. Рассмотрение прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением [Текст] / А.В. Савкин // Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики: Сборник статей. – М., 2010. – С. 218. (данный вид оформления для списка использованной литературы).

Описание нормативно-правовых актов.

Международные акты:

Вид оформления для сносок (ссылок):

Российская Федерация. Конвенции. Всеобщая Декларация прав человека: [конвенция: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.: по состоянию на (указывается последняя редакция)] // Российская газета. 1995. 05 апреля. (Источник опубликования должен быть официальным, например: Собрания законодательства, Российская газета и т.д.)

Наши рекомендации