Понятие договора. Контракты и пакты
В древнейшее время, на ранней стадии развития общества, отсутствовало такое понятие, как "всякий договор уже сам по себе создает обязательство между сторонами"*(56).
И только тогда, когда государство устанавило гарантированную ответственность за нарушение известных видов договоров, возникает обязанность, долг. Да и сам термин "contractus" не употреблялся в древнем римском праве в значении источника возникновения обязательства. Термины contrahere, contractus "лишь указывали на сами обязательственные узы, само обязательство"*(57).
В классическом праве представление об обязательственных сделках меняется, меняется значение термина "contractus". Соглашение субъектов становится необходимым элементом понятия contractus. Под соглашением Ульпиан понимал "совпадение желаний двух или нескольких лиц об одном и том же и их согласие" (D. 2.14.1.2)*(58). Однако не любое соглашение могло являться договором (cоntractus). По римскому праву только некоторые соглашения давали право на иск, именно они устанавливали цивильные обязательства. Из источников права мы видим, что римские юристы различали два вида соглашений: pactum или pactio в техническом смысле слова и contraсtus.
Ульпиан писал: "Те соглашения, которые порождают иски, не остаются при своем (общем) названии (pacta), но обозначаются присвоенным данному виду названием "контракты", таковы: купля-продажа, наем, товарищество, ссуда, хранение и прочие подобные контракты" (D. 2.14.7.1)*(59).
Таким образом, в классическом римском праве к контрактам стали относить только определенные договоры, признанные ius civile и снабженные исковой защитой. Впоследствии появляются безыменные контракты.
Но одного соглашения для установления договора было недостаточно. Требовалось, чтобы это соглашение между субъектами было заключено в определенной форме. Как указывал Гай, обязательства возникали "вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением" (Гай, 3.89)*(60). Соблюдение указанных форм придает соглашению юридическую силу, устанавливает обязательство, пользующееся исковой защитой.
В отличие от contractus, пакты - это неформальные соглашения самого разнообразного содержания, по общему правилу не пользовавшиеся исковой защитой. Со временем некоторые пакты получили исковую защиту. Они стали называться "одетыми" пактами. А те, которые так и не были признаны цивильным правом, назывались "голыми" пактами.
Классификация контрактов
В зависимости от формы возникновения обязательства контракты подразделялись на четыре вида:
вербальные контракты, которые устанавливались "торжественными словами";
реальные контракты, которые возникали "вследствие передачи вещи";
литтеральные контракты, которые устанавливались "письменным образом";
консенсуальные контракты, которые устанавливались "простым соглашением".
В зависимости от формы контракта момент его заключения был различным.
Вербальные контракты - это устные договоры, которые считались заключенными, когда должник в ответ на вопрос кредитора торжественно заявлял, что берет на себя обязательства.
Реальные - договоры, которые заключались простой передачей вещи.
Литтеральные - договоры, которые заключались составлением письменного документа о достигнутом соглашении.
Консенсуальные - договоры, которые заключались достижением соглашения сторон.
Позднее, в I в. н.э., возникли новые, безыменные контракты (по определению средневековых юристов). Они возникли, когда систематизация контрактов уже была проведена, и поэтому они не вошли ни в один из видов договоров.
Безыменные контракты относительно момента возникновения обязательства ближе всего стоят к реальным контрактам, однако в отличие от них исполнение по ним может заключаться не в одной только даче и возврате вещи, но также и в совершении каких-нибудь других действий.
В зависимости от распределения прав и обязанностей между кредитором и должником договоры делились на односторонние и двусторонние. Если одна сторона наделена только правами, а другая несет только обязанности, такой договор считается односторонним (в договоре займа обязанности лежат только на заемщике). Если у каждой стороны есть и права, и обязанности, такой договор считается двусторонним (например, наем). Двусторонние, в свою очередь, делились на двусторонние равные и двусторонние неравные. Те договоры, в которых у одной из сторон была основная обязанность, а у другой - второстепенная обязанность, которая могла возникнуть при наступлении определенных условий, являются двусторонне-неравными (в договоре ссуды основная обязанность у ссудополучателя, а второстепенная - у ссудодателя, например в случае причинения вреда предметом ссуды).
Двусторонние равные договоры - это те, в которых должник и кредитор несли равноценные обязанности (в договоре купли-продажи обязанности продавца передать вещь соответствует обязанность покупателя уплатить покупную цену). Обязанности покупателя и продавца равнозначны. Такие двусторонние договоры, в которых обязанности сторон равнозначны, соответствуют друг другу и возникают одновременно, назывались синаллагматическими.
В зависимости от того, учитывалась ли цель (мотив) заключения, договоры делились на абстрактные и каузальные.
Абстрактные - это такие договоры, цель заключения которых не имела значения. Поэтому судьей она не выяснялась, действия его ограничивались только установлением факта заключения договора и обязанностей сторон.
Каузальные - это такие договоры, в которых мотив их заключения имел значение. Поэтому судья помимо факта заключения договора и обязанностей сторон должен был установить законность мотива.
Договоры строгого права (stricti iuris) и договоры, основанные на доброй совести (bonae fidei). Договоры строгого права должны были быть заключены в строго определенной форме, и их содержание должно было в точности соответствовать букве закона. Намерения сторон при этом не учитывались. Договоры, основанные на доброй совести, - это те, в которых учитывались намерения сторон. Договоры srticti iuris и договоры bonaе fidei также отличались по способу правовой защиты.
Договоры строгого права защищались кондикциями и специальными исками. При этом интенция должна была строго соответствовать кондемнации.
Договоры доброй совести защищались соответствующими исками, которые были основаны на преторском праве, с учетом нравственного поведения сторон.