Официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Напомним, что п.2 ст.1231.1 говорит, что все эти официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитации можно включать в средство индивидуализации (в том числе и в фирменное наименование) в качестве неохраняемого элемента, если есть согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

Разумеется, юридическому лицу принадлежит исключительное право на своё фирменное наименование (п. 1 ст. 1374 ГК), например, путём указания на бланках, вывесках, товарах, в рекламе и т.п.

Распоряжение же этим исключительным правом не допускается (п. 2 той же статьи).

По ст. 1475ГК фирменное наименование действует на территории РФ со дня государственной регистрации юридического лица и до момента исключения его из реестра.

Статья 1476ГК разрешает использовать всё фирменное наименование или его элементы в принадлежащем юридическому лицу коммерческом обозначении, причём оба они охраняются по отдельности.

Точно так же можно использовать фирменное наименование в принадлежащем юридическому лицу товарном знаке (знаке обслуживания); охрана их также происходит отдельно.

На схеме Приложения 18 на одном уровне выстроены: средство индивидуализации «фирменное наименование»,

субъект, которому принадлежит исключительное право на это средство индивидуализации – коммерческое юридическое лицо,

и объект, который это средство индивидуализирует – то же самое коммерческое юридическое лицо.

Таким образом, фирменное наименование имеет по меньшей мере три особенности:

1.- оно индивидуализирует в качестве объекта индивидуализации того самого субъекта, которому принадлежит исключительное право на это фирменное наименование,

2.- исключительное право на фирменное наименование является бессрочным (нельзя установить конкретный срок его прекращения),

3.- исключительным правом на фирменное наименование нельзя распоряжаться.

А как же быть с некоммерческими юридическими лицами? В Кодексе не предусмотрено соответствующее средство индивидуализации, хотя такие юридические лица могут участвовать в гражданском обороте. Разумеется, они имеют собственные наименования, что отмечено на схеме словом «наименование» в скобках, на одном уровне с которым размещены соответствующие субъекты.

Понятно, что эти некоммерческие юридические лица являются теми объектами, которые индивидуализируют их наименования (к примеру, «Объединение любителей сибирских кошек» или «Некоммерческий фонд помощи попавшим в аварию инопланетянам»). Однако в ГК ничего не говорится об исключительных правах на эти просто наименования (а не фирменные).

Для дальнейшего отметим, что некоммерческие юридические лица могут иметь или не иметь права на коммерческую деятельность.

Это должно быть отражено в уставных документах такого юридического лица.

На отдельном уровне в схеме Приложения 18 помещены физические лица – будь то индивидуальные предприниматели или все прочие – выступающие в гражданском обороте под своими именами.

Теперь обратимся к коммерческому обозначению.

Это, согласно ст. 1538 ГК, средство индивидуализации предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, или индивидуальным предпринимателям.

Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Можно здесь специально отметить, что фирменное наименование – это обязательно словесное выражение (именовать можно только словом),

тогда как коммерческое обозначение может содержать и изобразительные элементы.

В качестве примера можно сослаться на торговую фирму «X5 Retail Group», которая согласно своему названию (retail – розничная продажа) имеет торговые предприятия, часть которых именуется «Перекрёсток», другая часть – «Пятёрочка», а ещё одна – «Карусель». При этом слово «перекрёсток» имеет по три горизонтальных полоски над и под второй буквой «е», символизирующие, наверное, пешеходный переход на перекрёстке, в слове «пятёрочка» верхушка заглавной буквы «п» вытянута вправо и переходит в точки над «ё» плюс имеется цифра «5» в кружке другого цвета, а рядом со словом «Карусель» изображена карусельная лошадка. Другой интересный пример коммерческого обозначения – название магазина в подмосковной Дубне «Розовый ослик», выполненное в две строки, первая из которых содержит шесть букв первого слова («розовы»), а вторая – все остальные буквы без пробела («йослик»).

Такие обозначения легче запоминаются, что как раз и нужно для возникновения исключительного права на них.

Дело в том, что по п.1 ст.1539 ГК это исключительное право возникает при условии известности употребления коммерческого обозначения для индивидуализации предприятия в пределах определённой территории.

По тому же п.1ст.1539 ГК правообладателю принадлежит исключительное право использовать коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия (на бланках, вывесках, товарах, в рекламе, в Интернете), если такое обозначение достаточно различимо, чтобы не вводить в заблуждение (п. 2 ст. 1539 ГК). Переход исключительного права на коммерческое обозначение может происходить по п. 4 ст. 1539 ГК только вместе с предприятием, которое оно индивидуализирует.

Пункт 2 ст. 1540 задаёт условие прекращения исключительного права на коммерческое обозначение: неиспользование правообладателем коммерческого обозначения непрерывно в течение года.

Статья 1541 ГК аналогична ст. 1476 ГК и постулирует независимую охрану исключительного права на коммерческое обозначение от охраны исключительного права как на фирменное наименование, так и на товарный знак.

На схеме Приложения 18 условными горизонтально вытянутыми прямоугольниками показаны индивидуализируемые коммерческими обозначениями предприятия, а стрелки подходящие к ним, отмечают те лица, которым принадлежит исключительное право на эти коммерческие обозначения.

Наши рекомендации