Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем
Особенности расследования легализации доходов, полученных преступным путем, в значительной степени определяются информационным содержанием групповой криминалистической характеристики исследуемой классификационной категории криминальных деяний в состав которой входят следующие элементы:
1. Событие преступления - отражает наиболее важные уголовно-правовые признаки данного деликта, квалифицируемого ст.174 и 1741 УК РФ. При этом сами преступные события носят исключительно латентный характер, поскольку их криминальная сущность тщательно маскируется различными, внешне легальными, приемами и методами. По ст.174 УК РФ квалифицируются преступления, когда легализатор отмывает криминальные доходы, приобретенные другими лицами, тогда как по ст.1741 УК РФ квалифицируется отмывание преступных доходов, осуществляемое лицом, который сам их приобрел, путем совершения преступлений. Повышенная латентность события преступления обусловлена не только сокрытием самих процессов легализации, но и тщательным вуалированием, так называемых, основных или первоначальных преступлений, в результате совершения которых создаются криминальные доходы, методами информационного «отсечения» от действительных (преступных) источников их возникновения.
2. Время. Отмывание преступных доходов осуществляется в любой период времени, поскольку местные, национальные и международные трансферты, финансовые и иные сделки, связанные с процессом легализации, реализуются фактически в любое время суток и в любое время года. Разумеется, наиболее интенсивные процессы легализации осуществляются в период официальной работы банков, бирж, пунктов обмена валюты, таможни и других соответствующих организаций, учреждений, предприятий. Временная продолжительность процессов легализации может быть самой различной и зависит от количества этапов этого процесса, от его характера и содержания, числа эпизодов, объединенных единым замыслом и длительностью реализации каждого из них Кроме того, во временном отношении легализация может осуществляться непрерывно или с различными интервалами. Например, отмывание наркодолларов, осуществлялось главарями колумбийской мафии в рамках операции «Ла-Мина» («шахта») в течение нескольких лет.
3. Место легализации преступных доходов - это, прежде всего, банковские и небанковские финансовые учреждения, государственные предприятия и коммерческие фирмы, пункты обмена валюты, ломбарды, торговые предприятия, казино и рестораны, территории нескольких стран и целых континентов. Особое значение приобрели, так называемые, оффшорные зоны. Активное и особенно крупномасштабное отмывание «грязных» денег осуществляется в столицах многих государств, крупных портовых городах, в банковских центрах. По приведенному выше уголовному делу (операция «Ла Мина»), преступная деятельность по легализации наркодолларов происходила на территориях Колумбии, Боливии, США и Франции. При этом, руководители наркомафии вуалировали преступные сверхдоходы денежной выручкой, якобы поступающей от продажи золотых изделий в самых фешенебельных ювелирных магазинах Нью-Йорка, Бостона, Парижа и других городов. Но нередко и «карликовые» государства прекрасно обеспечивают весь процесс отмывания «грязных» денег в границах своей национальной территории. Примером может служить крохотное княжество Лихтенштейн, где действует примерно 65000 банковских учреждений, в которых, по данным Германской федеральной службы разведки (БНД) лишь за последние годы бесследно исчезло, как в «черной дыре», по крайней мере 200 млрд. швейцарских франков.
Несколько подробнее остановимся на оффшорах. Оффшорные зоны - небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения иностранных капиталов путем предоставления специальных налоговых, регистрационных и иных льгот. Оффшорные зоны разбросаны по всему миру, их насчитывается около 60-ти, а в их банках обращается более 3 триллионов долларов. Среди льгот предоставляемых оффшорами иностранным инвесторам особое значение имели: упрощенная процедура регистрации оффшорных компаний, обеспечение анонимности их владельцам, возможность выпуска акций на предъявителя, отсутствие ограничений на вывоз капитала и контроля за управлением и деятельностью учрежденных фирм. Оффшорные зоны (центры) превратились в эффективный инструмент легализации преступных доходов, в криминальные «гавани» для преступных многомиллиардных прибылей. В последнее время Оон и другие международные организации стремятся ограничить криминальные возможности оффшорных зон.
4. Объектами преступного посягательства являются, прежде всего, экономическая безопасность государства, а при дальнейшем развитии анализируемого негативного процесса - безопасность мировой экономической системы. Кроме того, к объектам рассматриваемого преступления, несомненно, относится нормальное функционирование кредитно-финансовой, в том числе и валютной системы страны и небанковских финансовых учреждений. В результате расширяющегося вовлечения всех этих структур в процессы отмывания «грязных» денег, происходит их последовательная и активная криминализация, а коррупция чиновничества, непосредственно участвующего, либо покровительствующего легализации криминальных доходов, приобретает системный характер.
Что касается непосредственного объекта (предмета) легализации преступных доходов, то он представляет собой весьма разнообразный перечень денежных средств, движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг и т.п. Это, прежде всего, наличные деньги в национальной или иностранной валюте, деньги на банковских счетах, любая, представляющая ценность, движимость и недвижимость, а также различные ценные бумаги, акции, векселя, облигации, казначейские обязательства, драгоценные металлы и камни, земельные участки, доли в фирмах и товариществах, долговые обязательства, сервитуты и прочие права пользования, патенты и т.д.[40]
В отличие от большинства криминальных деяний в сфере экономики, предмет преступления по исследуемой категории не переходит в результате совершенного деликта в чужое преступное владение или пользование, смены незаконного владельца не происходит, и денежные средства, и имущество, приобретенные преступным путем остаются в незаконном владении виновного лица. После ряда финансовых операций, сделок и действий с предметом преступления происходит целенаправленная трансформация - маскируется его преступное происхождение, вуалируется подлинная природа, с целью придания ему легитимного вида.
5. Способы легализации преступных доходов. Способы совершения данного преступления исключительно разнообразны: от самых простых до очень сложных к простым (традиционным) способам относятся, например, такие элементарные и легко проверяемые как использование фиктивных договоров дарения и наследования, скупка облигаций и лотерейных билетов, на которые выпали крупные выигрыши и другие подобные мероприятия. К сложным способам легализации можно отнести игру на финансовых биржах, в ходе которых легализаторы получают документы о значительных выигрышах. Кроме того, преступники маскируют сложную цепочку отмывания многочисленными трансфертами - перечислениями денежных сумм в различные банки, в том числе и находящимися за рубежом. При этом, деньги делятся на более мелкие суммы (метод «дробление») с тем, чтобы не обратить внимание контрольных и правоохранительных органов (прежде всего службы финансового мониторинга) на внушающие подозрение крупные перечисления.
6. Организаторы и другие участники (субъекты) преступления.Среди так называемых «отмывателей» отчетливо выделяются четыре группы:
а) лидеры криминальных формирований, действующих, в основном, в сфере экономики, и создающие преступные капиталы путем совершения корыстных, реже - корыстно-насильственных деяний.
б) коррумпированные сотрудники российских банковских и иных финансовых учреждений, а также работники правоохранительных и других государственных органов;
в) руководители иностранных банков и финансовых учреждений, особенно в оффшорных зонах, обеспечивающие процесс отмывания «сбежавших» за рубежи нашей страны капиталов или же помогающих реинвестированию уже «отмытых» денег в российскую экономику;
г) многочисленные посредники - юридические и физические лица, оказывающие профессиональное содействие в отмывании преступных доходов и выполняющие эту криминальную функцию на всех или же на одном из этапов процесса легализации. Следует подчеркнуть, что профессиональный уровень криминальных сообщников очень высок. В настоящее время в России и за рубежом, функционируют специальные консалтинговые (консультационные) фирмы, помогающие за соответствующее вознаграждение отмывать «грязные» деньги. В последние годы (1998-2005) значительно усилилась роль в процессе легализации доходов так называемых профессиональных «отмывателей денег». В связи с этим, ведущий аналитико-информационный и контрольный европейский центр - специальная финансовая комиссия по проблемам «отмывания» денег» (FATF) обосновано считает, что круг криминальных профессионалов существенно пополнился за счет высококвалифицированных адвокатов, финансовых консультантов, бухгалтеров, нотариусов и других весьма компетентных и опытных специалистов. Учитывая этот фактор еще в 2000-м году FATF приняла особую поправку к своим «Сорока рекомендациям» с тем, чтобы распространить жесткие требования контроля и обязательной идентификации и на эту сферу деятельности[41].
7. Процесс образования и локализации доказательств (следов преступной деятельности)структурный компонент, имеющий наиболее значительные поисково-познавательные возможности. В процессе легализации преступных доходов неизбежно остаются многочисленные следы криминальной деятельности в различных финансовых, банковских, бухгалтерских, кассовых, таможенных, товарных и иных документах, а также во внутренних (неофициальных) документах и черновых записях. Криминалистически значимая информация, кроме того, запечатлевается как в памяти лиц, совершающих преступные действия, так и в памяти очевидцев тех или иных событий и фактов. Маскируя преступный характер доходов, пытаясь «отсечь» их от криминальных источников, преступники неизбежно оставляют следы своей вуалирующей деятельности. Стремясь скрыть следы первоначальных, основных правонарушений «отмыватели» с объективной необходимостью оставляют новые следы. При этом нередко возникает парадоксальная ситуация - чем активнее и разнообразнее осуществляется деятельность по маскировке «основных правонарушений», тем значительнее проявляются последствия легализации. Но в действительности ничего парадоксального в этом феномене нет. Одна из объективных закономерностей криминалистики состоит в том, что скрыть непосредственные следы преступления легче, чем следы, остающиеся от маскирующей этот деликт, деятельности. Это обусловлено тем, что большинство маскирующих действий образуют внешне легальные последствия и, по мнению преступников, не нуждаются в специальном дополнительном вуалировании. Тем не менее, эти последствия с необходимостью позволяют «сорвать вуаль» и вскрыть и зафиксировать следы преступления. Особенно эффективен этот процесс при расследовании экономических преступлений и, прежде всего, по уголовным делам о легализации преступных доходов, поскольку он позволяет не только обнаружить следы «основного правонарушения», но и выявить многозвенную криминальную «цепочку», а нередко и всю широко разветвленную преступную сеть.
Все структурные элементы, входящие в состав криминалистической характеристики исследуемого деяния, имеют большое информационно-тактическое значение.