Понятие и правовая характеристика легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Согласно российскому законодательству легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, представляет собой инструмент финансового обеспечения опасных форм преступности и сама по себе согласно ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений. Наибольшую опасность представляет легализация преступных доходов с целью финансирования терроризма.

С точки зрения права легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (далее – денежные средства), означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Основными ЦЕЛЯМИ легализации денежных средств являются:

а) маскировка источника их происхождения и принадлежности;

б) придание преступной наживе видимости средств, полученных из законных источников;

в) возможность финансового обеспечения других видов преступной деятельности за счет легализованных денежных средств с использованием легальных банковских операций.

С точки зрения уголовного права понятием "легализация (отмывание) денежных средств" охватываются два самостоятельных состава преступления. Первый из них предусматривает уголовную ответственность лиц, совершающих финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом других субъектов, которое последние приобрели заведомо преступным путем (ст. 174 УК РФ). Второй – устанавливает наказание в отношении тех лиц, которые приобрели денежные средства или иное имущество непосредственно в результате совершения преступлений (ст. 174.1 УК РФ). Обязательным условием наступления уголовной ответственности является крупный размер операций и сделок, пороговое значение которого – сумма, превышающая 6 млн руб.

Способы искажения подлинной информации об участниках, происхождении и смысле совершаемых операций.

Наиболее распространенным способом маскировки подлинных участников "отмывания" является создание лжекоммерческих организаций, выступающих в качестве фирмы-прикрытия, от имени которой совершаются операции (сделки) по отмыванию преступных доходов.

Для указанного способа сокрытия информации о подлинных участниках преступления характерны следующие признаки маскировки:

1) в качестве учредителей и руководителей организации выступают подставные физические лица (физическое лицо) возрастная и социальная характеристики которых существенно отличаются от референтной группы.

2) фирма учреждена без реального участия физического лица, указанного в документах.

3) фактический адрес организации неизвестен;

4) отсутствует стационарная телефонная связь с организацией;

5) отсутствует прямая почтовая связь с организацией;

6) наличие противоречий в официально сообщаемых данных о реквизитах фирмы и о ее руководителях; В число этих признаков входят:

– недействительный ИНН либо его принадлежность другому лицу;

– не соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму фирмы (АО, ПАО и пр.);

– расхождение данных о руководителях организации, содержащихся в документах, которые относятся к одному и тому же периоду времени.

7) минимальный (либо фиктивный) уставный капитал организации;

8) краткосрочность существования фирмы; Как правило, период существования фирмы ограничен временем представления отчетных документов в налоговые органы (3–4 месяца). Однако этот признак отсутствует у "прачечных", созданных "на перспективу".

9) указание на организационные и деловые связи с фирмами, фиктивность которых уже установлена.

Наши рекомендации