Особенности возбуждения и первоначального этапа расследования
Уголовные дела о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств возбуждаются, в основном, по результатам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и в ходе личного сыска (более 90%). Это вызвано обстоятельствами, существенно затрудняющими выявление и расследование данных преступлений и обусловливающими широкое использование негласных мероприятий:
а) отсутствие важнейшего источника информации в лице потерпевшего от преступления (лица, приобретающие и потребляющие наркотики, в органы милиций не обращаются);
б) глубокая конспиративность действий преступников, маскировка поступления и сбыта наркотиков,
в) разграничение криминальных ролей, использование тайников, паролей, наличие охраны, преступной контрразведки и разведки, использование коррупции в правоохранительных органах;
г) относительная доступность и многообразие источников сырья для изготовления наркотиков;
д) сложность выбора момента, места и способа реализация оперативных данных;
е) многообразные трудности в осуществлении работы по выявлению хорошо законспирированных звеньев преступной цепи, имеющей межрегиональный и международный характер.
По основной массе подобных дел возникают сложные (неблагоприятные дли раскрытия) криминалистические ситуации. Лишь в единичных случаях могут возникать простые ситуации, когда с самого начала расследования сам факт преступления и лицо, его совершившее, достаточно очевидны. Такие ситуации наблюдаются при задержании лиц, у которых изъяты наркотики: при досмотре в аэропорту, в пограничных зонах и др. Однако нередко эти ситуации являются мнимо простыми, поскольку не удается установить предшествующие и последующие звенья криминальной цепи (производители - оптовые поставщики - перекупщики - и другие звенья).
В рассматриваемых ситуациях имеются данные о приобретении, хранении или перевозке наркотиков и в отдельных случаях - о лице, совершившем эти деяния. Однако, как правило, в таких ситуациях появляются новые эпизоды преступных действий и новые лица, причастные к ним.
Важная особенность первоначального этапа расследования состоит в информационно-тактическом развертывании сведений об единоличных эпизодах в многоэпизодную цепь наркотрафика. Но, к сожалению, такая оптимальная возможность реализуется далеко не всегда. Именно поэтому, в условиях недостатка достоверной информации создаются разнообразные существенные трудности по делу, приводящие к возникновению сложных следственных ситуаций.
Из сложных следственных ситуаций можно выделить проблемные ситуации (19,4%), характеризующиеся отсутствием или неполнотой фактических данных о существенных обстоятельствах преступления или о лице его совершившем, и комплексные конфликтно-проблемные ситуации (80,6%). Если проблемные ситуации носят самостоятельный характер, то конфликтные, как правило, формируются в сочетании с проблемными, и лишь в редких случаях (около 4%) они встречались при отсутствии проблемных ситуаций, в условиях полной доказанности вменяемых преступникам эпизодов противоправной деятельности.
Наиболее часто встречались сложные проблемные ситуации, характеризующиеся существенной неполнотой сведений о событии и обстоятельствах преступления, при наличии некоторых сведений о подозреваемом. Сложность таких ситуаций состоит в том, что правоохранительным органам приходится решать ряд проблем, связанных с острым недостатком информации.
Встречаются проблемные ситуации, когда о преступнике нет никаких сведений (например, по хищениям наркотиков). В данной ситуации сложность заключается не в выявлении преступления, а в его полном раскрытии. Здесь связь между событием преступления, лицом, причастным к его совершению, последствиями и местом происшествия носит неочевидный характер. Их установление и доказывание немыслимо без тесного взаимодействия всех служб органов следствия и дознания, максимального использования имеющихся сил, средств и методов.
Проблемные ситуации, имеющие существенную неполноту сведений об обстоятельствах и механизме преступных действий, возникают при расследовании хищений наркосредств с химфармпредприятий, из медицинских учреждений. Особенно если они совершены организованной группой либо с использованием служебного положения В таких случаях уголовные дела, чаще всего, возбуждаются по оперативным материалам. Поэтому следователь и органы дознания еще до возбуждения уголовного дела координируют предстоящие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
План раскрытия преступлений зависит от содержания и числа версий, направленности и особенностей их проверки. Здесь эффективна типовая программа расследования. Программа совместных действий следователя и органа дoзнaния, в типовых ситуациях расследования должна, на наш взгляд, выглядеть следующим образом: задержание, освидетельствование субьекта(ов) преступления; допрос подозреваемых; обыск по месту жительства и работы подозреваемых (их соучастников) или в любом другом месте возможного хранения наркосредств, сырья, приспособлений для хранения, транспортировки наркотиков и документов, подтверждающих их преступную деятельность; осмотр изъятых предметов и документов; допрос свидетелей; назначение и проведение судебных экспертиз; изучение и использование экспертных заключений в допросе обвиняемого; контроль и запись телефонных и иных переговоров всех лиц, причастных к совершению такого рода преступлений и находящихся на свободе. Разумеется, эта программа носит гибкий ситуационный характер и не является жестким алгоритмом машинного типа. Поэтому в зависимости от конкретной следственной ситуации, последовательность и перечень следственных действий может быть изменен, сокращен или дополнен.
Важное значение имеет личное ознакомление следователей и работников дознания с технологическим процессом производства наркосредств, различными документами; знание способов хищения наркосредств, а также постоянное содействие специалистов, экспертов.
Комплексные (смешанные) ситуации возникают обычно в тех случаях, когда проблемность по уголовному делу, обусловленная недостатком информации в отношении виновности подозреваемого (обвиняемого), сочетается с конфликтностью - активным противодействием следствию (например, при задержании с поличным при транспортировке и сбыте наркотиков).
Уголовные дела по таким преступлениям возбуждаются, в основном, по делам оперативного учета (ДОУ), при проведении оперативно-розыскных операций и комбинаций, предусмотренных ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". В этой типовой ситуации хотя некоторые субъекты преступления известны, но отсутствуют полнота сведений о них, сообщниках, способе и других обстоятельствах, предмет преступной деятельности (наркотики) также точно не установлен, так как пока еще нет заключения экспертизы. В момент сбыта задерживается также лицо, приобретающее наркотики, а в ряде случаев устанавливаются и очевидцы состоявшейся сделки. Рассмотрим содержание и структуру типичной ситуации: задержан подозреваемый(ые), у которого(ых) изъяты наркотики, однако с самого начала расследования создается обстановка неопределенности, неясности его (их) дальнейших намерений. Отмечается противодействие со стороны задержанного(ых) в установлении обстоятельств, в связи с чем возникают трудности конфликтного характера. Происходит столкновение противоположных интересов сторон, поэтому могут возникнуть конфликты при обыске, освидетельствовании, осмотре, допросе. Главную сложность комбинированной ситуации составляет сочетание проблемности и конфликтности.
В комбинированной проблемно-конфликтной ситуации (например, при задержании за незаконное изготовление или сбыт наркотиков) предлагается следующая типовая программа дейcтвий следователя и оперативных работников:
1) осмотр места задержания;
2) личный обыск задержанного(ых) и осмотр находящихся у него (них) предметов и вещей;
3) обыск по месту возможного хранения, изготовления наркотиков;
4) осмотр изъятых наркотиков, предметов и документов, приспособлений для изготовления и потребления наркосредств;
5) освидетельствование подозреваемого(мых);
6) допрос подозреваемого(мых);
7) допросы свидетелей;
8) прочесывание (обследование) маршрута прибытия задержанного;
9) комплекс рекогносцировочных мероприятий по установлению источников (носителей) криминалистической информации (подворно-поквартирные обходы, выявления связей подозреваемых, оперативное внедрение в окружение задержанного).
Разумеется, предложенная программа носит достаточно гибкий характер и может быть скорректирована в зависимости от изменения конкретной ситуации.
При задержании с поличным, когда наркотики находятся у преступника, необходимо использовать это обстоятельство для своевременного получения процессуального доказательства: производство обысков, допросов, предъявления для опознания, очные ставки и т.д. При этом взаимодействие следователя и оперативных работников начинается с момента установления причастности конкретного лица к совершенному преступлению и продолжается до окончания предварительного расследования.
Важную роль играет использование оперативно-розыскных мероприятий для сбора информации, характеризующих личность, связи, образ жизни подозреваемых в целях установления источников и мест сокрытия наркосредств; для проверки наличия у лица, выявленного в ходе следствия, предметов и документов, могущих являться доказательствами по делу. При выявлении в ходе следствия ранее неизвестных соучастников преступления и новых эпизодов преступной деятельности подозреваемых также возникает необходимость дальнейшего осуществления оперативно-розыскных мер. В этих случаях взаимодействие осуществляется в форме выполнения органом дознания поручений следователя о производстве оперативно-розыскных мер для выяснения возникших вопросов.
Как свидетельствует анализ уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, типичными недостатками расследования, особенно на первоначальном этапе, являются:
1) осуществление задержаний подозреваемых, обысков, допросов и других следственных действий оперативными работниками без участия следователя, а также без предварительного согласования с ним всех путей и способов получения доказательств;
2) необоснованное подчинение следственных действий одной цели - изъятию наркосредств без принятия соответствующих мер доказыванию факта их принадлежности подозреваемым и получению таких доказательств из других источников;
3) неумелая процессуальная фиксация данных, полученных при задержании подозреваемых, а также в ходе оперативно-розыскных мер.
Разновидностью сложных ситуаций являются организационно-неупорядоченные ситуации. Чаще всего они возникают в ходе противодействия расследованию или наряду с трудностями проблемного характера. Их возникновение порой связано не только с некомпетентными действиями следователя или недостатком времени на расследование преступления, но и с неправильными действиями со стороны руководителей.
Специфика дел в сфере незаконного оборота наркотиков приводит иногда к возникновению проблемных ситуаций даже на завершающем этапе расследования. Поступившие оперативные данные о новых эпизодах и лицах, участвовавших в незаконном обороте наркотиков, обусловливают необходимость постоянного взаимодействия в производстве оперативно-розыскных и следственных действий, типичных для первоначального этапа расследования (задержание, обыск и т.д.).
Построение и проверка версий являются основным методом разрешения проблемных ситуаций и определяют не только направление расследования, но и делают его целеустремленным, во многом обеспечивающим быстрое и полное раскрытие преступления.
Для того чтобы работники правоохранительных органов могли сделать логически правильные выводы, выдвигаемые версии должны быть фактически обоснованными и реально проверяемыми.
Анализ уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, показывает, что первичную информацию о событии преступления и обстоятельствах его совершения сотрудники правоохранительных органов получают в основном при задержании подозреваемого и производстве обысков - личным, по месту жительства и работы.
Первоначально собранные доказательства (протокол задержания с поличным, результаты обыска) указывает только на факт обнаружения наркотика у конкретного лица (лиц). Поэтому необходимо при выдвижении версий шире использовать сведения, полученные оперативным путем: об образе жизни подозреваемого, о его связях, местах встречи, маршрутах передвижения, способах и средствах совершения преступления.
Анализ полученных данных позволяет прийти к реальным предположениям о произошедшем событии и формированию на их основе версий, при построении которых большое значение имеет опыт расследования данной категории дел. Эти версии используются в целях объяснения событий при минимальных исходных данных, что необходимо для выбора направления в начале расследования. При этом надо учитывать, что в проблемных следственных ситуациях сведения о происшедшем событии допускают несколько типичных вероятных объяснений, поэтому собирание новых данных в начале расследования, в том числе и из оперативных источников, приобретает решающую роль, опровергая ошибочные версии.
Применительно к хищениям наркосредств с химфармпредприятий, из лечебных учреждений, аптек, наиболее часто версии выдвигаются по следующим вопросам и обстоятельствам: имело ли место хищение, кто его совершил; способ, время и система совершения хищений; количество похищенных наркотиков и место их укрытия; каналы и пути сбыта наркотиков; наличие преступных групп расхитителей, их состав; обстоятельства, способствовавшие хищению; цель хищения.
При расследовании преступлений, связанных со сбытом наркотиков, могут выдвигаться версии: об источнике, каналах и системе сбыта наркотиков, перевозке (контрабанде); о личности сбытчиков; о связях сбытчика и скупщика; о цели скупки; об условиях, способствовавших хищению, сбыту наркосредств и т.д. В комбинированной (проблемно-конфликтной) ситуации, в процессе разрешения которой задержан подозреваемый, но характер события полностью не ясен, может выдвигаться группа наиболее типичных версий:
1. При задержании в момент транспортировки наркотиков;
а) задержанный - член преступной группировки, совершающей незаконные операции с наркотиками (систематическому расхищению, изготовлению, скупке и сбыту);
б) задержанный - перевозчик, выполняющий отдельные задания по указанию организатора, посредника, скупщика или другого члена преступной группы.
2. При задержании в момент обнаружения наркотиков в жилище (тайнике):
а) задержанный приобрел, похитил, изготовил наркотик для сбыта в розницу или оптом;
б) задержанный - член преступной группы является перекупщиком, производителем, изготовителем расхитителем, посредником - распространяет и хранит наркотики.
3. При задержании в момент сбыта наркотиков:
а) продавец - расхититель, изготовитель наркотика; скупщик наркотика в местах его произрастания, изготовления (расхищения) или приобрел наркотик у оптового сбытчика; поcpeдник по сбыту наркотика; сбытчик наркотика оптом для дальнейшей реализации; имеет соучастника в лице скупщика и перевозчика для доставки товара;
б) покупатель - скупщик наркотика оптом, сбывающий его в притонах и других местах большими или маленькими партиями; содержатель притона для потребления наркотика;
в) продавец и покупатель - члены одной или разных преступных групп, совершающие сделки систематически; находятся в родственных, дружеских взаимоотношениях; друг друга не знают, действуют через посредника.
Если задержанию подозреваемого и обнаружению наркотиков предшествовало проведение оперативно-розыскных мер и личность его установлена, то, как правило, известны и другие обстоятельства совершения им преступных действий. Это способствует выдвижению наиболее перспективных версий.
В случае задержания подозреваемого без предварительной оперативной разработки построение версий усложняется, так как исходной точкой расследования является лишь обнаружение наркотика. Например, при изъятии у задержанного опия-сырца, который заготавливается в определенных регионах и в лечебных учреждениях отсутствует, выдвигаются версии о вероятном месте и способе его приобретения: сырье похищено в ходе переработки на химфармзаводе (тем более, если оно обнаружено у работающего там лица); опий собран на незаконных посевах мака; приобретенное, похищенное или собранное сырье перевозится от скупщика к сбытчику; переправляется контрабандным путем.
Если изъято сырье наркосредств у лиц, прибывших из других регионов страны в места, где осуществляется его переработка, то возникает версия об оптовой скупке сырья для последующего изготовления наркотика.
При обнаружении гашиша выдвигаются версии о его приобретении у изготовителя из собранной им лично или его сообщником дикорастущей конопли. При изъятии наркосредств, которые в нашей стране не произрастают, выдвигаются версии о контрабанде или транзите из других государств.
В случае изъятия лекарственных наркопрепаратов следует учитывать их формы выпуска (таблетки, порошки, растворы), которые могут указывать на их хищение с химфармпредприятий или из медицинских учреждений. Выдвигаются также версии о краже, грабеже, вымогательстве наркосредств у частных лиц или в результате совершения других преступлений.
Если изъяты поддельные медицинские рецепты, то выдвигается версия о том, что подозреваемый связан с медицинскими работниками.
При выявлении нарушений правил хранения, перевозки, выдачи наркотических средств выдвигаются версии о том, что причиной нарушения является слабый контроль руководства за деятельностью сотрудников, незнание соответствующих правил и инструкций, умышленное их несоблюдение с целью создания резервов для последующего хищения. При планировании расследования следует выдвигать версии о причинах и условиях, способствовавших незаконным операциям с наркотиками.
В проблемной ситуации, когда факт кражи (грабежа, разбоя) наркосредств из медицинского учреждения очевиден, но преступник неизвестен, версии в зависимости от имеющейся информации выдвигаются в отношении лиц, ранее судимых за преступления, связанные с наркотиками. Если на месте кражи обнаружены упаковки от наркотиков, следы их употребления, необходимо учитывать предмет посягательства (опийная группа, гашишная и т.д.), которые по-разному действуют на организм. Оставленные на месте преступления следы или вещественные доказательства позволяют выдвинуть наиболее перспективные версии и сделать вывод о профессии или физических недостатках подозреваемого. Путем анализа события преступления и данных о личности преступника, можно получать информацию и о других обстоятельствах дела.
Проверка выдвинутых версий о причастности лица к преступлению осуществляется в зависимости от ситуаций, перечисленных ранее, путем проведения оптимальной системы следственных действий.
Следует планировать проведение следственных действий и оперативно-розыскных мер для установления каналов поступления и способов его приобретения, выявления всех соучастников и основных членов организованной преступной группы, особенно с межрегиональными (международными) связями.
Анализ имеющейся информации и последующее планирование - это единый динамичный процесс анализа исходной информации, зависящий от непрерывного поступления информации, установления новых обстоятельств, вследствие чего возникают другие версии, дополняется план расследования. Каждое преступление в сфере незаконного оборота наркотиков имеет свои особенности, поэтому планирование следственных действий и оперативно-розыскных мер должно быть индивидуальным и своевременным. Так, допрос задержанного(ых) с наркотиками без проведения обыска по месту жительства или работы может привести к утрате вещественные доказательств, так как их могут уничтожить сообщники.
При планировании следственных действий должен учитываться план оперативно-розыскных мероприятий органов дознания. Руководящая роль в составлении плана должна принадлежать следователю, при этом важно не допускать дублирования в работе каждого из участников расследования.
В согласованных планах определяются направления оперативно-розыскных мер без расшифровки источников негласной информации. Следователь совместно с оперативным работником формулирует задачи, определяет общие условия их решения оперативными средствами. В плане должны быть указаны следователи и оперработники, отвечающие за выполнение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, определенные сроки и место проведения совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и их последовательность.
Следователь и органы дознания должны совместно всесторонне рассматривать и оценивать оперативную информацию, обеспечивать объективную ее проверку, анализ и реализацию в процессе возбуждения и расследования дела, нести ответственность за неразглашение источников и способов ее получения.
Поступающие от органов дознания оперативные данные помогают вносить коррективы в план расследования, определять тактику проведения наиболее сложных следственных действий. Эти данные позволяют ориентироваться в поисках необходимых доказательств, способствуют их правильной оценке.
Особенность расследования замаскированных хищений наркотиков из медицинских учреждений, химфармпредприятий, незаконного их изготовления, приобретения и сбыта состоит в том, что поскольку при возбуждении уголовного дела многие обстоятельства преступления ясны далеко не полностью, то наибольшие трудности, как правило, представляет выявление факта преступного события.
Выявление данных преступлений возможно, в основном, только в ходе осуществления комплекса оперативно-розыскных мер. Следователь же, взаимодействуя с органами дознания, может учитывать оперативные данные при производстве следственных действий.
Выявление хищений, совершаемых лицами, которым наркосредства вверены в связи с их служебным положением или под охрану, имеет определенную специфику. Такие преступления очень трудно обнаружить путем официальных проверок, ревизий, инвентаризаций, что объясняется тщательной маскировкой преступниками своих действий. При выяснении нарушений правил оборота наркотических средств (ст.2282 УК РФ) необходимо выяснить, нет ли здесь замаскированных хищений.
Важную роль в расследовании играет оперативная разработка сбытчика наркотиков, которая должна осуществляться с соблюдением правил конспирации в целях недопущения утечки информации. Основное планирование этой работы состоит в выявлении характера связей сбытчика с оптовыми поставщиками наркотиков: является ли сбытчик постоянным членом наркомафии и в какой степени он осведомлен о структуре и составе криминального объединения или же он является простым торговцем, приобретающим у поставщиков наркотики и продающим их наркоманам.
Разумеется, при первом варианте, если сбытчик - член наркомафиозного объединения, проведенные мероприятия позволят получить важный, хотя и далеко не полный материал о структурных звеньях группы с тем, чтобы более эффективно продолжить оперативную разработку. При втором варианте (в силу неустойчивых отношений) цепочка преступных связей может оборваться. Однако при высокопрофессиональном проведении запланированных оперативных мероприятий вполне возможен "выход" на оптовых поставщиков наркосредств и их дальнейшая негласная разработка.