Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования хищений

В соответствии с законом (ст.140 УПК РФ) «поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников». При этом в поступивших к следователю материалах должны содержаться следующие типичные признаки хищений:

- недостача, излишки или пересортица товаров (с суммарной разницей в пользу материально ответственных лиц);

- задержание с поличным (похищенным имуществом или деньгами);

- бестоварные операции;

- бездокументальные операции с материальными ценностями;

- подлоги в первичных и вторичных (обобщающих) документах;

- фиктивное списание материальных ценностей под различными мнимыми предлогами.

Обоснованность возбуждения уголовных дел зависит от числа выявленных эпизодов (фактов), содержащих признаки хищения, длительности временного периода, в течение которого они совершались, надежности источников (носителей) информации, уровня предварительной проверки. В соответствии с ч.4 ст.146 УПК РФ, в ходе этой проверки могут быть проведены отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр мест происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

При проверке сообщений, содержащих сведения о признаках присвоения в соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ следователь вправе потребовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать для этого специалистов.

Если до возбуждения уголовного дела производилась оперативно-розыскная проверка, то следователь может максимально использовать фактор внезапности (неожиданности) и начать расследование с высокой эффективностью и целеустремленностью. Нередко оперативно-розыскная разработка сочетается с проведением документальных ревизий, однако, для сохранения эффекта внезапности их производства необходимо тщательно зашифровать.

Ревизии обычно подразделяются на первичные, результаты которых (акты) поступаю в правоохранительные органы и дополнительные, которые проводятся по поручению следователя. Кроме того, иногда, в материалах, содержащих сведения о признаках хищения отсутствует акт ревизии. В этой ситуации следователь назначает первичную документальную ревизию.

Если уголовное дело возбуждено по результатам оперативно-розыскной деятельности, то расследование хищений целесообразно начинать с задержание подозреваемых с поличным. Задержанию должно предшествовать наблюдение за расхитителями и (или) оперативное внедрение. Момент задержания оперативные сотрудники согласовывают со следователями. После задержания с поличным осуществляются:

- личный обыск задержанных;

- обыски по месту совершения хищения и месту их жительства;

- следственный осмотр изъятых материальных ценностей и денежных средств;

- следственный осмотр документов и черновых записей, изъятых при обысках;

- следственный осмотр и выемка документов в организациях;

- допрос задержанных расхитителей;

- допрос свидетелей (сослуживцы, родственники, соседи, знакомые подозреваемых);

- допрос остальных подозреваемых и в случае необходимости их задержание.

В ситуациях, когда оперативно-розыскные мероприятия не проводились до возбуждения уголовных дел производство следственных действий начинается обычно с проведением следственного осмотра и выемки документов, обысков на рабочих местах, квартирах и подсобных помещениях подозреваемых, допросов подозреваемых и свидетелей. Если судебные экспертизы не были назначены до возбуждения уголовного дела, то они назначаются и проводятся на первоначальном этапе расследования. Однако завершение судебных экспертиз чаще всего происходит на последующем этапе.

Что касается производства очных ставок, то в зависимости от объема и качества информации следователи проводят эти следственные действия как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования.

Первоначальный этап расследования отличается своей поисково-разведывательной направленностью. Эта же особенность характерна для всех следственных действий, проводимых на первоначальном этапе. Эффективность следственных действий значительно возрастает, если все они проводятся в рамках единой тактической операции, по заранее согласованному с органами дознания планом и сопровождаются производством соответствующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, исследование предметов и документов, наблюдение (в том числе с помощью электронных средств), контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, съем информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка.

Оперативное сопровождение предварительного следствия может осуществляться и вне рамок тактической операции. При этом варианте взаимодействия следователь дает органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, оказании содействия при осуществлении следователем процессуальных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий. Что касается производства органом дознания следственных действий, то эта функция должна осуществляться, по нашему мнению, в исключительных случаях, поскольку это будет отвлекать оперативных сотрудников от выполнения их главных обязанностей - проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий и получение конспиративной информации. Кроме того, следователи лучше проводят большинство процессуальных действий.

Поисково-разведывательный характер первоначального этапа расследования хищений предопределил важнейшее, а иногда и решающее значение оперативно-розыскной деятельности, особенно в процессе разрешения острых проблемных ситуаций. Возможность выявления сведений об обстоятельствах совершения преступлений, которое невозможно приобрести другим путем кроме оперативного, обусловлена специфическим интрузивным (проникающим) характером оперативно-розыскных мероприятий, позволяющим устанавливать даже глубоко законспирированные источники информации и получать крайне необходимые данные. В теории оперативно-розыскной деятельности к интрузивным оперативно-розыскным мероприятиям относят визуальное (физическое) и электронное наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, а также негласное обследование (проникновение) в жилые помещения[39].

Важное значение в структуре первоначального этапа расследования всегда приобретает документальная бухгалтерская ревизия. Чаще всего, она носит дополнительный характер, поскольку первоначальная ревизия была проведена ранее, до возбуждения уголовного дела. Назначая ревизию, следователь должен:

- выявить особенности способов и приемов совершения хищений;

- определить следы хищения и их локализацию в документах соответствующих организаций;

- изучить документооборот этих организаций;

- проконсультироваться со специалистами в сфере бухгалтерии, банковского дела, экономики;

- изучить личностные и профессиональные качества ревизоров, выяснить их взаимоотношения с лицами, чья деятельность будет проверяться.

Наиболее распространенными приемами документальных ревизий являются:

а) встречная проверка документов, которые относятся к одной и той же хозяйственно-финансовой операции;

б) восстановление количественного учета;

в) контрольное сличение остатков;

г) пооперационный анализ движения денежных средств и материальных ценностей с определением остатка после каждой операции;

д) сопоставление различных документов, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию;

е) анализ кассовой выручки;

ж) исследование неофициальных документов и черновых записей, последующее сопоставление содержащихся в них данных с информацией официальных документов.

Ревизионная комиссия, назначенная следователем должна действовать в соответствии с его заданием.

Материалы ревизии могут быть дополнены или разъяснены показаниями ревизоров. В ходе проведения ревизии или после ее завершения следователь по просьбе ревизоров или же по своему усмотрению может дополнительно осматривать и изымать необходимые документы.

Наши рекомендации