Проверка заявлений и сообщений о совершении коррупционных преступлений
Типичные ситуации доследственной проверки разделяются в зависимости от стадии совершения коррупционного преступления, о котором поступила первичная информация.
В ситуациях получения сообщения о готовящемся или совершаемом преступлении проводятся тактические операции по задержанию предполагаемых виновников с поличным. Чаще всего такого рода ситуации возникают в результате обращения в органы расследования физических лиц, у которых вымогаются взятки. Заявители должны быть подробно опрошены не только об обстоятельствах вымогательства, но и о времени, месте их знакомства с чиновником, характере отношений между ними, наличии посредников в переговорах о выполнении должностного или служебного действия, оформлялась ли официально просьба обращавшегося к чиновнику или учреждению, которое он представляет (зарегистрировано ли официальное заявление, ходатайство, имеются ли копии документов, письменные ответы на просьбы и т.д.). Необходимо также выяснить, что побудило заявителя обратиться в органы расследования (принципиальные соображения, завышенные требования должностных лиц, их бесцеремонность и т.д.). Как известно, обвинение в противоправной деятельности используется некоторыми чиновниками как средство борьбы с принципиальными, законопослушными людьми, которые представляют реальную угрозу разоблачения коррупционеров. В связи с этим, рекомендуется осторожно выяснять вышеназванные вопросы, особенно в тех случаях, когда между заявителем и обвиняемым лицом существовали длительные и близкие отношения, предполагающие осведомленность о содержании и характере служебной деятельности участников такого общения. В то же время, возможна постановка прямого вопроса опрашиваемому, не предшествовал ли обращению конфликт с предполагаемым вымогателем, каковы его причины, кто из свидетелей наблюдал его и т.д. Чтобы не насторожить опрашиваемого, ему может быть разъяснено, что выяснение таких вопросов необходимо для избрания и проведения дальнейших проверочных действий скрытно от предполагаемого вымогателя.
Объяснения заявителя могут быть проверены посредством оперативно-розыскных и проверочных мероприятий. Желательно установить, соответствуют ли сообщенные им сведения данным о регистрации его просьб, ходатайств о посещении им должностного лица, соответствует ли описываемая в объяснении обстановка места встречи с предполагаемым вымогателем реально существующим условиям, как характеризуется чиновник, где он находился во время указываемых заявителем встреч и т.п. Поскольку проверка анализируемых заявлений проводится в условиях дефицита времени, целесообразно скрытое ознакомление с регистрационными документами, прослушивание телефонных и иных переговоров, получение информации в результате оперативного внедрения, установление за предполагаемым вымогателем наблюдения и т.д. В ситуациях, когда имеются основания для сомнений в достоверности поступившего заявления, аналогичные мероприятия могут быть проведены и по отношению к их автору. Возможно проведение и такого проверочного действия как опрос свидетелей из числа лиц, посещавших чиновника или места его встреч с заявителем. Если заявление о готовящейся передаче незаконного вознаграждения не вызывает сомнения, то начинается подготовка тактической операции по задержанию с поличным. В научной и методической литературе справедливо указывается о необходимости подготовки предмета взятки, который должен помечаться специальным знаком, невидимым невооруженным глазом и красящим веществом. Деньги и предметы, подлежащие передаче, рекомендуется описывать, фиксируя их индивидуальные признаки. Однако авторы указанных рекомендаций не говорят, в ходе проведения какого следственного действия, и в каких процессуальных документах следует описывать названные предметы и их свойства. Представляется, что они, как и упаковка передаваемого предмета, могут быть зафиксированы в объяснении заявителя, полученного у него непосредственно перед передачей незаконного вознаграждения. Другой возможности не существует, поскольку уголовно-процессуальный закон не позволяет производства до возбуждения уголовного дела каких-либо следственных действий, кроме осмотра места происшествия.
На стадии подготовки рассматриваемой операции целесообразно проведение таких оперативно-розыскных действий, как прослушивание телефонных переговоров заявителя и предполагаемого взяткополучателя, установление наблюдения за ними и местом передачи незаконного вознаграждения. Для правильной расстановки сил в указанном месте и своевременного задержания взяткополучателя, необходимо изучить обстановку, в которой планируется проведение операции. Желательно также установить в этом месте технические средства видеонаблюдения и аудиозаписи. Серьезное внимание следует уделить разработке плана действий заявителя в момент передачи незаконного вознаграждения. Он должен произнести определенный текст, чтобы получить ответ взяткополучателя, свидетельствующий о его преступных намерениях. Кроме того, заявитель должен привыкнуть к микрофону, который располагается у него на одежде для записи переговоров, сопутствующих передаче взятки. С ним также обговариваются условные сигналы, которые он должен подать после передачи взятки или в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Подробный инструктаж проводится и со специалистами видео-аудиозаписи, сотрудниками органа дознания, которые должны осуществлять наблюдение за процессом передачи взятки и задержать подозреваемого. Уголовно-процессуальным законодательством не регламентируется порядок фиксации содержания и результатов проведения рассматриваемой операции. В случаях, когда она проводится субъектами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, обычно составляется протокол оперативного эксперимента. В ситуациях, когда в операции непосредственное участие принимает следователь, составляется протокол произвольной формы, в котором отражается содержание подготовительных действий, предшествовавших передаче взятки, т.е. описывается предмет, готовящийся к передаче, нанесенные на него метки, упаковка, перечисляются официальные субъекты этого действия, понятые. Затем производится описание процесса передачи и получения подготовленного предмета, содержание проводившихся при этом переговоров (если у остальных участников имелась возможность воспринимать их). Представляется, что в таком документе следует четко выделять момент задержания и указывать, как на это реагировал задержанный, где был обнаружен переданный ему объект. Кроме этого, целесообразно проведение осмотра места происшествия, в протоколе которого фиксируются не только обстановка на участке передачи незаконного вознаграждения, но и следы контакта заявителя и чиновника, а также расположение и признаки переданных подозреваемому предметов, следы получения незаконного вознаграждения на теле, одежде и других объектах.
Проведение описываемой операции возможно и в ситуациях, когда информация о готовящемся преступлении поступила не от ее непосредственных участников, а от других лиц. В этих условиях не проводятся мероприятия по подготовке предмета и непосредственных участников передачи. В остальном же, содержание операции практически не отличается от вышеописанной.
Сходные операции могут проводиться и в рамках таких оперативно-розыскных действий, как проверочная закупка и контролируемая поставка. Особенности производства этих мероприятий достаточно подробно описаны в методических пособиях по теории оперативно-розыскной деятельности.
Не менее распространены ситуации поступления заявлений физических лиц об уже совершенных преступлениях. Наиболее сложные из них формируются, когда граждане не располагают сведениями о конкретных фактах, а лишь высказывают свои предположения. При опросе таких заявителей следует выяснять, на чем основываются их суждения. Некоторые заявители указывают на ставшие им известными отступления от общепринятого или сложившегося в данном учреждении порядка. У таких лиц выясняются обстоятельства, при которых им стало известно о допускаемых нарушениях: наблюдали ли они лично должностные либо служебные злоупотребления, ознакомились с документами, отражающими коррупционные деяния, знают о них со слов других лиц.
Часть заявителей сообщают, что являлись свидетелями неофициальных контактов чиновников и физических лиц, в пользу которых якобы были совершены какие-то должностные или служебные действия. Таким лицам задают вопросы о том, где, когда и в каком месте происходили встречи указанных субъектов, как далеко от них находился заявитель, о чем разговаривали, чем занимались, кто еще наблюдал описываемою встречу. Кроме этого ставятся вопросы и о том, откуда и что известно опрашиваемому о содержании должностных действий, выполненных в пользу указываемых им субъектов.
Иногда заявители строят свои выводы только на основании наблюдавшейся встречи своих конкурентов, либо других лиц, решавших свои вопросы в учреждении, с которым каким-либо образом связан чиновник. Если опрашиваемый считает, что при этом были нарушены его интересы, у него выясняется когда, к кому и с какой просьбой он обращался, кто рассматривал его ходатайство, получил ли он письменный ответ, обжаловал ли его, если да, то кому и в какой форме, не сообщил ли он участникам преступления о своем намерении обратиться в правоохранительные органы.
В ситуациях, когда заявитель никого не ставил в известность о своем желании обратиться к следствию, имеется возможность для проведения оперативно-розыскных мероприятий в тайне от участников предполагаемого преступления. Прежде всего, желательно с помощью оперативного наблюдения установить характер отношений между участниками преступления а также, встречались ли они в указанное время. Поскольку получаемые в официальных учреждениях разрешения, согласования нередко являются лишь одним из этапов последующей деятельности, выясняется, осуществлялась ли она, сдавались ли документы, предположительно полученные с нарушением установленных правил в другие органы, регистрировались ли с их использованием какие-либо юридические факты, заключались ли гражданско-правовые сделки и т.д. Для этого могут использоваться электронные базы данных различных учреждений, к которым у органов расследования имеется доступ. Возможно также истребование соответствующих документов из указанных учреждений. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы о проводимых мероприятиях преждевременно не были оповещены участник предполагаемого преступления. В ряде ситуаций возможно достижение договоренности с ведомственными и вневедомственными контрольно-ревизионными органами о проведении в интересующей следствие организации плановой или внезапной проверки сферы деятельности, в которой совершено предполагаемое преступление.
При выявлении нарушений, о которых сообщалось в заявлении, опрашиваются все участники выполнения должностного или служебного действия, а также свидетели его совершения.
Ситуации, характеризующиеся высокой степенью неопределенности информации, возникают и в случаях, когда в заявлениях не сообщается конкретных фактов, а высказывается предположение, что конкретные должностные лица коррупционированы, поскольку их расходы превышают легальные доходы. Проверку таких заявлений также рекомендуется начинать с подобного опроса заявителя, у которого выясняются сведения о расходах чиновника. Полученные при этом данные проверяются путем истребования информации о доходах в налоговых органах, а также учреждениях, осуществляющих учет недвижимого имущества, автотранспорта и регистрацию различных сделок. С этой же целью могут проводиться специальные оперативно-розыскные мероприятия. Одновременно рекомендуется установить в правоохранительных органах, не поступали ли ранее аналогичные сигналы в отношении этих же или иных сотрудников данного учреждения. Материалы доследственных проверок, прекращенные или рассмотренные судом уголовные дела изучаются. В процессе такого ознакомления могут быть получены основания для выдвижения версий о совершенных коррупционных преступлениях, а также о необоснованности прекращения производства по уголовному делу или постановления об отказе в его возбуждении. В описываемой ситуации возможно производство документальных проверок деятельности конкретных должностных лиц, представляемых ими подразделений и учреждений. В письменном требовании о производстве такой проверки следователь может не указывать от кого конкретно, по какому поводу поступило заявление. По нашему мнению, в некоторых ситуациях достаточно сослаться на обращение граждан без указания их фамилий, по поводу фактов нарушений. В случаях, если в распоряжении следствия имеются сведения о совершении чиновником крупных материальных трат в определенное время, необходимо попросить проверяющих, особенно тщательно проверить их служебную деятельность в этот период. Не исключается возможность достижения договоренности о проведении документальных проверок с имитацией инициативы не правоохранительных, а иных органов. Кроме этого желательно и производство оперативно-розыскных действий по выявлению конкретных фактов коррупционной деятельности. Иногда они могут быть установлены в процессе наблюдения за реакцией должностных лиц и их коллег на действия специалистов, производящих документальную проверку. Проверяемые, стремясь скрыть совершенное преступное деяние, дают подчиненным указания об утаивании информации о действительных обстоятельствах и фальсификации документов, в которых отражается выполнение должностных и служебных действий. В судебно-следственной практике встречаются случаи подкупа, шантажа, иных действий по вовлечению проверяющих в коррупционную деятельность, сокрытие преступных действий проверяемых субъектов. Такие попытки также могут быть зафиксированы при производстве специальных оперативно-розыскных мероприятий. В результате могут быть получены данные о конкретных фактах коррупционных преступлений. Сведения о них могут содержаться и в первичных заявлениях, сообщениях, поступающих в органы предварительного расследования. Среди физических лиц, обращающихся с такого рода заявлениями, могут быть выделены лица, сообщающие о передаче незаконного вознаграждения должностным лицам. В этих условиях проверку также рекомендуется начинать с подробного опроса заявителя. Ему задают вопросы о том, где и при каких обстоятельствах он познакомился с чиновником, по чьей инициативе и за что передавалось незаконное вознаграждение, откуда для этого были взяты средства, объяснялось ли кредиторам назначение этих средств, оформлялось ли их получение документально и какие основания указывались в составляемых документах, где и при каких обстоятельствах передавалось незаконное вознаграждение, кто мог видеть заявителя на пути к чиновнику (вахтеры, секретари, курьеры, другие посетители) во время встречи с ним и после него, составлялись ли какие либо документы, фиксирующие контакты заявителя с должностными лицами, а также выполнение ими определенных действий в пользу опрашиваемого, имеются ли у него какие-то из этих документов. Если таковые имеются, она должны изыматься. Особенно подробно должны выясняться обстоятельства и обстановка встреч с должностным лицом. Если встреча происходила в служебном кабинете, опрашиваемому ставятся вопросы о том, с кем и как он проходил в здание учреждения, выписывался ли ему пропуск или его пропустили по устному распоряжению, сопровождали ли до служебного кабинета, не встречали ли они кого-нибудь по пути, кто находился в приемной, в каком порядке посетители проходили к чиновнику, что они рассказывали о себе и причинах визита, кто из сотрудников заходил или выходил в приемную, кто находился у должностного лица, какая мебель и как была расставлена в кабинете, что опрашиваемый видел на столе, в сейфе, шкафах, на подоконниках, не звонил ли кто-либо по телефону, не входил ли кто-то в кабинет, когда там находился заявитель и т.д. Полученные при таком опросе сведения могут быть проверены в ходе осмотра места встречи, изучения документов, которые заявитель видел на столе у должностного лица, а также отражающих действия, о которых чиновник вел разговоры в присутствии заявителя и т.д.
Если встреча происходила в кафе, ресторане, выясняется, что заказывали собеседники, на какую сумму, когда и как производился расчет, кто их обслуживал, подходил ли к ним кто-либо из знакомых или посторонних, какая обстановка в то время была в заведении, не происходило ли там чего-либо необычного и т.д. Объяснения по этому поводу проверяются путем истребования копий чеков, выписывавшихся в указанное время, в названных учреждениях, письменных заказов на изготовление блюд и документов, отражающих их приготовление, опросов персонала и посетителей.
Кроме фактов контактов чиновника и заявителя, следует проверить достоверность сообщения о выполнении в пользу последнего должностного или служебного действия, допущенных при этом нарушениях. Для этого должны быть своевременно изъяты и изучены документы, отражающие указанные действия. Как уже упоминалось, иногда заявлению предшествует открытый конфликт заявителя и должностного лица, которому открыто угрожают обращением в правоохранительные органы. В подобных ситуациях документы должны изыматься немедленно сразу после опроса заявителя.
В некоторых случаях, по ним требуется проведение документальной проверки, что не исключает необходимости своевременного изъятия документов.
Одной из самых сложных задач является проверка факта удовлетворения должностными лицами или по крайней мере преследования ими своих корыстных или иных личных интересов. В некоторых случаях эти факты отражаются в документах, фиксирующих незаконное получение чиновниками денежных средств (лицевые счета в банках, квитанции о почтовых переводах, ведомости о получении зарплаты, расписки о принятии средств на подотчет), необоснованную передачу в собственность указанных лиц и их близких дорогостоящего имущества, оказание названным субъектам услуг бесплатно или по заниженной цене и т.д. Однако большинство указанных субъектов, пытаясь скрыть свою коррупционную деятельность, избегают участия в составлении, визировании, удостоверении мнимой подлинности документов, отражающих удовлетворение ими своих личных интересов. Например, субъекты взяточничества предпочитают получение наличных в уединенной обстановке, в отсутствие свидетелей и других лиц, которые могут помешать реализации преступного замысла.
Таким же образом действуют участники хищений, совершаемых с использованием должностного или служебного положения. Они также предпочитают получать свою долю из похищенного наличными, без свидетелей, от наиболее верных соучастников. В подобных ситуациях важное значение имеют объяснения заявителей и других субъектов, передававших чиновникам незаконное вознаграждение. Как уже упоминалось, они должны подробно опрашиваться об обстановке выполнения анализируемых операций. Достоверность таких сведений может быть проверена посредством осмотра места происшествия в служебных кабинетах, иных помещениях и на участках, где происходили описываемые действия. Возможен также опрос свидетелей, посещавших указанные места во время предполагаемой передачи названных средств и ценностей.
Объективность объяснений, изобличающих чиновников лиц, может быть проверена в ходе опроса указанных ими субъектов, которым они рассказывали о передаче незаконного вознаграждения, у которых занимали, получали, приобретали необходимые для этого денежные средства и материальные ценности. Успех может принести и проверка доходов и расходов должностных лиц в указанный период. Для этого официальные поступления денежных средств сопоставляются с расходами. Сравнение может касаться разных периодов и одного промежутка времени. Возможен анализ движения по карточному счету в банке денежных средств, перечисляемых в качестве заработной платы. При получении незаконного денежного вознаграждения, субъект может длительное время не снимать средств с банковского счета, хотя обычно делал это регулярно. В некоторых случаях, сумма получаемых в банке средств остается прежней, но значительно меньше, чем цена приобретенного в это время имущества или полученных услуг.
Серьезные трудности возникают иногда при собирании информации о наличии у проверяемых не материальной, а иной личной заинтересованности. Как правило, она проявляется в противоправном удовлетворении материальных и иных интересов близких чиновника, его карьерных устремлений. В судебно-следственной практике нередки случаи, когда по инициативе или по крайней мере при непосредственном участии должностных лиц, их близким и родственникам незаконно передается имущество, изымаемое под различными предлогами у других собственников, для бизнеса родственников искусственно создаются благоприятные условия, а для их конкурентов препятствия и т.д.
В подобных условиях вывод о личных интересах делается на основе сведений о том, в чью пользу должностным лицом совершаются коррупционные действия. Например, начальник районного отдела внутренних дел дал незаконное разрешение на регистрацию своих родственников в жилье, где они фактически не проживали. После сноса дома, признанного непригодным для проживания, последние незаконно получили новую, благоустроенную квартиру. Не смотря на отрицание на ссылку названного должностного лица, что заявления родственников были специально принесены ему среди многих других и, визируя его, он не знал, кому дает разрешение. По данному факту было возбуждено уголовное дело, по которому суд постановил обвинительный приговор. В данном случае достаточно было установления родственной связи и факта незаконного разрешения на прописку. Встречаются на практике случаи, когда из карьерных соображений чиновники вопреки интересам службы, имитируют высокие показатели собственной деятельности или работы возглавляемых ими подразделений. При этом встречаются на первый взгляд парадоксальные факты, когда должностной субъект получает не только незаконное вознаграждение, но и сам несет материальные затраты. Так, начальник районного подразделения судебных приставов лично погашал мелкие суммы, подлежащие взысканию с физических лиц на основании законно постановленных решений судов. Описанные действия совершались указанным лицом для создания видимости успешной деятельности возглавляемого подразделения. Факты незаконного погашения задолженностей были выявлены при опросах сослуживцев указанного руководителя, предварительного сравнения подписей этого субъекта и исполненных им от имени должников в квитанциях о погашении задолженностей.
Для возбуждения уголовного дела о коррупционном преступлении необходимы данные о том, что предполагаемый виновник занимал определенное должностное или служебное положение. Они могут быть получены из приказов о назначении на должность, заключаемых на этом основании трудовых договоров (контрактов), должностных инструкций, которые истребуются и приобщаются к материалам проверки.