Понятие, признаки и перечень коррупционных преступлений.Общая характеристика преступлений коррупционной направленности.

Коррупционные преступления - это общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Исходя из данного определения, выделяют следующие основные признаки коррупционного преступления:

– это всегда корыстное преступление. Оно совершается с целью получения выгоды имущественного характера посредством приобретения вещей, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, имущественных прав, в том числе прав на интеллектуальную собственность, работ и услуг и иных выгод имущественного характера;

– оно не является насильственным преступлением, оно не связано с причинением или угрозой причинения вреда жизни или здоровью человека;

– всегда основано на противоправном использовании должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на проведение каких-либо общественных мероприятий.

Кроме основных существуют и дополнительные признаки:

– коррупционное преступление может посягать как на отношения, которые возникают в сфере реализации государственной или муниципальной власти, то есть основанные на власти-подчинении, так и на отношения, складывающиеся в процессе хозяйственного и иного взаимодействия участников гражданского оборота, где предполагается равенство субъектов таких отношений;

– коррупционное преступление совершается всегда с прямым умыслом. Преступник осознает общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желает их наступления.

ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных преступлений

1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

2. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК).).

3. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК).

4. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК).

5. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК).

6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).

7. Получение взятки (ст. 430 УК).

8. Дача взятки (ст. 431 УК).

9. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

10. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции.

Ст.39

Понятие, содержание и формы реализации административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает лишь уголовную ответственность за совершение отдельных коррупционных деяний, не определяя необходимые правовые ос- новы для предупреждения, выявления и прекращения негативных последствий. Лица, совершившие коррупционные деяния, не всегда могут привлекаться к уголовной ответственности. Для этого должно быть определенное основание, которое в уголовном праве называется основанием уголовной ответственности, т.е. состав преступления. Кроме того, уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности, поэтому применяться она должна как крайняя мера. В связи с этим необходимо нормативно урегулировать меры воздействия, которые могут быть применены за проступки, не содержащие общественной опасности, характерной для преступлений, а именно: меры административного воздействия. Такие меры эффективней уголовной ответственности, поскольку их применение сопряжено с более простой процедурой, не требуют значительных материальных затрат со стороны государства и усилий его правоохранительных органов. Таким образом, законодательство Республики Беларусь в рассматриваемой области требует значительных доработок. Поэтому считаем, что при совершенствовании КоАП Республики Беларусь целесообразно включить соответствующие нормы, регулирующие административную ответственность в данной области и выделить их в специальный раздел.

Наши рекомендации