Научные основы криминалистического исследования письма
В криминалистике письмо традиционно рассматривается как способ фиксации мысли с помощью специально выработанных графических знаков. Представляется, что письмо возникло и сформировалось как средство передачи пишущим определенных сведений другим людям. В большинстве своем авторы информации, содержащейся в письменных текстах, фиксируют их не только для собственных нужд, а для ознакомления с ней узкого или неопределенного круга лиц. Даже в ситуациях, фиксации определенных данных для собственных нужд, пишущий стремится сохранить определенную информацию, которая может понадобиться в будущем. Например, делая записи о произведенных им личных расходах, человек стремится сохранить данные о произведенных им затратах, оценить их обоснованность, необходимость и допустимость.
Приведенные рассуждения, по нашему мнению, позволяют определить письмо как средство фиксации, сохранения и передачи человеком информации специально выработанных графических знаков.
Изготовление текстов, содержащих определенные сведения, может осуществляться не только автором. Допустим, секретарь, печатая официальный документ, выполняет лишь роль исполнителя текстов.
Криминалистические исследования письма традиционно разделялись наавтороведческие и почерковедческие.
При производстве автороведческих исследований устанавливается автор информации. Исследования почерка в судебно-следственной практике имеют целью установление исполнителя текста. В некоторых случаях автор и исполнитель являются разными субъектами.
В криминалистике к признакам письма относят топографические знаки письменной речи и почерка.
Почерк– это фиксируемая в рукописи система индивидуальных, автоматизированных движений по исполнению условных графических знаков.
Почерк характеризуется двумя существенными свойствами – индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.
Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков.
В основе теоретических представлений о сущности письма, процессе его формирования лежат положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обучение письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической и орфографической.
Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном (прописями). По мере запоминания форм знаков, обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и экономичными, по его мнению, движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда.
На формирование почерка огромное влияние оказывают различные субъективные и объективные факторы. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные представляют собой внешние условия, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особенности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения, продолжительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д. Все это в конечном итоге обуславливает формирование индивидуального почерка,ведет к возникновению частных признаков, могущих в своей совокупности повториться в почерке только одного исполнителя.
Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей, называемую динамическим стереотипом.
В связи с возникновением чувства автоматизма, пишущий получает возможность сосредоточить внимание не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.
Относительная устойчивость письма понимается как постепенно сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие-либо изменения повторяемость совокупности признаков, присущих одному субъекту. Однако следует отметить, что изменения в почерке происходят не вдруг и не всей совокупности признаков, а постепенно и в отдельных его элементах, что ни в коей мере не препятствует процессу идентификации.
Кроме того, следует учитывать, что в наиболее работоспособный период жизни человека (20-60 лет) изменения в почерке незначительны. Старческие изменения почерка возникают не всегда и сравнительно поздно.
Говоря об относительной устойчивости почерка, следует помнить, что он может изменяться и под воздействием ряда факторов, которые условно могут быть разделены на естественные, искусственные и патологические.
Естественные –возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.
Искусственные –маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация – это подражание почерку другого лица, которое может быть совершено по памяти, на глаз, путем срисовывания.
Патологическиеизменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.). В основном изменения в почерке выражаются в искривлении прямолинейных элементов букв, угловатости овалов, тупых началах и окончаниях штрихов.
Исследование рукописных текстов проводят эксперты - почерковеды, основываясь на данных судебного почерковедения. Судебное почерковедение– это отрасль науки криминалистики, которая изучает процесс письма, закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей, определяющих его сущность. Экспертиза рукописных текстов носит название почерковедческой или графической.