Тема 6. Понятие и особенности смешанной правовой системы
Особенность смешанных правовых систем: сочетание элементов Романо-германской правовой семьи с элементами правовой семьи общего права, а также с элементами традиционных и религиозных правовых систем.
Проблема содержания выражения «смешанная правовая система»: широкий и узкий смысл понятия*.
Шотландская, Луизианская правовые системы. Правовая система канадской провинции Квебек. Правовая система Южной Африканской республики.
Тема 7. Понятие и особенности социалистической правовой семьи. Основные этапы становления и развития российской правовой системы
Возникновение социалистического права. Особенности социалистического права. Закономерности и национально-исторические особенности правовых систем, входящих в данную правовую семью*.
Советская правовая система. Понятие права в советской доктрине на разных этапах развития юридической науки*. Место и роль законов в системе источников права социалистической правовой семьи.
Европейские социалистические правовые системы. Правовые системы социалистических государств Азии, Китая, Кубы. Перспективы развития социалистического права на современном этапе*.
Историческое формирование правовой системы России. Русская правовая традиция и ее отличие от традиций других народов. Аккультурация и рецепция как способы модернизации права России.
Источники современного российского права. Конституция Российской Федерации 1993 г. Тенденции развития современной российской правовой системы*.
Тема 8. Сравнительное правоведение и некоторые проблемы отдельных отраслевых наук
Источники конституционного (государственного) права в российской, континентально-европейской и американской правовых системах. Теория конституции*. Конституционный контроль: понятие и модели.
Общее и особенное в структуре и полномочиях высших законодательных и исполнительных органов в США, России, Германии (федеральный уровень), Франции. Проблемы института президента в западных семьях права и в современной российской правовой системе.
Понятие сравнительного гражданского права и его место в системе курса сравнительного правоведения. Место и роль гражданского кодекса в системе гражданского законодательства: проблемы кодификации (гражданские кодексы России, Франции, Голландии, Швейцарии, торговые кодексы Франции и Германии, Единый торговый кодекс США)*.
Понятие сравнительного уголовного права*. Уголовное право в российском, континентально-европейском и американском праве*. Дуализм уголовного права США*..
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Тематический план дисциплины
(очная форма обучения)
Таблица 3.1
№ п.п. | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образо-вательные технологии, использу-емые при проведении занятий | ||
лекции | практи-ческие или семинар-ские занятия | само-стоятельная работа | ||||
Тема 1. Сравнительное правоведение (компаративистика) как наука и учебная дисциплина: теоретические основы и методология. Основания (критерии) классификации правовых систем | лекция-визуализа-ция; устный фронтальный опрос; проверочная (аудиторная) контрольная работа | |||||
Тема 2. Романо-германская правовая семья (семья континентального права): становление и развитие. Общая характеристика современного состояния Романо-германской правовой семьи | 2) | творческое задание (с подготовкой презентаций с использова-нием мультимедиа средств), дискуссия | ||||
Тема 3. Англосаксонская правовая семья (семья общего права): становление и развитие. Право Англии и Соединенных штатов Америки | творческое задание (с подготовкой презентаций с использова-нием мультимедиа средств), дискуссия | |||||
Тема 4. Религиозная правовая система | устный фронтальный опрос; проверочная (аудиторная) контрольная работа; создание портфолио по проблеме (как внеаудитор-ная (самостоятельная) работа) | |||||
Тема 5. Правовые системы стран Дальнего Востока (Япония, Китай). Африканская правовая семья | устный фронтальный опрос; проверочная (аудиторная) контрольная работа; создание портфолио по проблеме (как внеаудитор-ная (самостоятельная) работа) | |||||
Тема 6. Понятие и особенности смешанной правовой системы | устный фронтальный опрос; проверочная (аудиторная) контрольная работа; создание портфолио по проблеме (как внеаудитор-ная (самостоятельная) работа) | |||||
Тема 7. Понятие и особенности социалистической правовой семьи. Основные этапы становления и развития российской правовой системы | устный фронтальный опрос; проверочная (аудиторная) контрольная работа; создание портфолио по проблеме (как внеаудитор-ная (самостоятельная) работа) | |||||
Тема 8. Сравнительное правоведение и некоторые проблемы отдельных отраслевых наук | дискусси-онное обсуждение проблемы | |||||
Всего: | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 37,5% | - | 37,5 % |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной, интерактивной форме, составляет 37,5%%.
Тематический план дисциплины
(заочная форма обучения)
Таблица 3.2
№ п.п. | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | образо-вательные технологии, использу-емые при проведении занятий | ||
лекции | практи-ческие или семинар-ские занятия | само-стоятельная работа | ||||
Тема 1. Сравнительное правоведение (компаративистика) как наука и учебная дисциплина: теоретические основы и методология. Основания (критерии) классификации правовых систем | Вводная лекция-визуализа-ция; устный фронтальный опрос; проверочная (аудиторная) контрольная работа | |||||
Тема 2. Романо-германская правовая семья (семья континентального права): становление и развитие. Общая характеристика современного состояния Романо-германской правовой семьи | Творческое задание (с подготовкой презентаций с использова-нием мультимедиа средств), дискуссия | |||||
Тема 3. Англосаксонская правовая семья (семья общего права): становление и развитие. Право Англии и Соединенных штатов Америки | Творческое задание (с подготовкой презентаций с использова-нием мультимедиа средств), дискуссия | |||||
Тема 4. Религиозная правовая система | ||||||
Тема 5. Правовые системы стран Дальнего Востока (Япония, Китай). Африканская правовая семья | ||||||
Тема 6. Понятие и особенности смешанной правовой системы | ||||||
Тема 7. Понятие и особенности социалистической правовой семьи. Основные этапы становления и развития российской правовой системы | ||||||
Тема 8. Сравнительное правоведение и некоторые проблемы отдельных отраслевых наук | дискусси-онное обсуждение проблемы | |||||
Всего: | ||||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | 75% | - | 75 % |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в активной, интерактивной форме, составляет 75%.
Семинарские занятия
Очная форма обучения
Таблица 4.1
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Сравнительное правоведение (компаративистика) как наука и учебная дисциплина: теоретические основы и методология. Основания (критерии) классификации правовых систем | Проведение семинарского занятия в форме устного фронтального опроса. Письменная проверка знаний, умений, навыков (в форме кратковременной проверочной работы). | ||
Романо-германская правовая семья (семья континентального права): становление и развитие. Общая характеристика современного состояния Романо-германской правовой семьи | Подготовка творческого задания с использованием мультимедиа средств с последующим обсуждением проблемы в форме групповой дискуссии. | ||
Англосаксонская правовая семья (семья общего права): становление и развитие. Право Англии и Соединенных штатов Америки | Подготовка творческого задания с использованием мультимедиа средств с последующим обсуждением проблемы в форме групповой дискуссии. | ||
Религиозная правовая система | Проведение семинарского занятия в форме устного фронтального опроса. Письменная проверка знаний, умений, навыков (в форме кратковременной проверочной работы). Создание портфолио по проблеме (как внеаудиторная (самостоятельная) работа) | ||
Правовые системы стран Дальнего Востока (Япония, Китай). Африканская правовая семья | Проведение семинарского занятия в форме устного фронтального опроса. Письменная проверка знаний, умений, навыков (в форме кратковременной проверочной работы). Создание портфолио по проблеме (как внеаудиторная (самостоятельная) работа) | ||
Понятие и особенности смешанной правовой системы | Проведение семинарского занятия в форме устного фронтального опроса. Письменная проверка знаний, умений, навыков (в форме кратковременной проверочной работы). Создание портфолио по проблеме (как внеаудиторная (самостоятельная) работа) | ||
Понятие и особенности социалистической правовой семьи. Основные этапы становления и развития российской правовой системы | Проведение семинарского занятия в форме устного фронтального опроса. Письменная проверка знаний, умений, навыков (в форме кратковременной проверочной работы). Создание портфолио по проблеме (как внеаудиторная (самостоятельная) работа) | ||
Сравнительное правоведение и некоторые проблемы отдельных отраслевых наук | Подготовка и проведение дискуссионного обсуждения по проблеме. | ||
Итого: |
Заочная форма обучения
Таблица 4.2
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Сравнительное правоведение (компаративистика) как наука и учебная дисциплина: теоретические основы и методология. Основания (критерии) классификации правовых систем | Письменная проверка знаний, умений, навыков (аудиторная контрольная работа). | ||
Романо-германская правовая семья (семья континентального права): становление и развитие. Общая характеристика современного состояния Романо-германской правовой семьи | Подготовка творческого задания с использованием мультимедиа средств с последующим обсуждением проблемы в форме групповой дискуссии. | ||
Англосаксонская правовая семья (семья общего права): становление и развитие. Право Англии и Соединенных штатов Америки | Подготовка творческого задания с использованием мультимедиа средств с последующим обсуждением проблемы в форме групповой дискуссии. | ||
Сравнительное правоведение и некоторые проблемы отдельных отраслевых наук | Подготовка и проведение дискуссионного обсуждения по проблеме. | ||
Итого: |
Самостоятельная работа
5.4.1 Самостоятельное изучение обучающимися
разделов дисциплины
Очная форма обучения
Таблица 5.1
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Теория сравнительного правоведения, спор о предмете сравнительного правоведения. Проблема идентификации национальной правовой системы в аспекте юридической антропологии. Зарождение и развитие идей сравнительного правоведения в Древнем мире (Древний Рим, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия). | ||
Школа естественного права (XVII–XVIII века), итоги ее деятельности: модели конституции, административной практики, уголовного права. Особенности системы правоприменения в странах романо-германской правовой семьи. Особенности системы правоприменения в странах романо-германской правовой семьи. Правовая культура, правосознание и правовое воспитание в романо-германских правовых системах. | ||
История формирования английского общего права. «Общее право» и «право справедливости» – проявление особой англо-саксонской линии в западной правовой традиции. Особенности правовой системы государств, входящих в Британское Содружество (доминиональных правовых систем). Особенности правовой системы государств, входящих в Британское Содружество (доминиональных правовых систем). Особенности современного американского права и новые тенденции его развития. | ||
Характер общественных отношений, регулируемых иудейским правом. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве. | ||
Убеждение как основной метод сохранения социального порядка. Значение поведения самокритичности, духа умеренности и согласия. Изменения в японском праве после 1945 года. Конституция 1946 г. Публичное и частное право. Принятие первых кодексов. Конституция 1889г. Традиционный образ мысли в Японии и влияние Китая. Влияние колонизации Африки на формирование национальных правовых систем. | ||
Проблема содержания выражения «смешанная правовая система»: широкий и узкий смысл понятия. | ||
Особенности социалистического права. Закономерности и национально-исторические особенности правовых систем, входящих в данную правовую семью. Понятие права в советской доктрине на разных этапах развития юридической науки. Перспективы развития социалистического права на современном этапе. Тенденции развития современной российской правовой системы. | ||
Теория конституции. Место и роль гражданского кодекса в системе гражданского законодательства: проблемы кодификации (гражданские кодексы России, Франции, Голландии, Швейцарии, торговые кодексы Франции и Германии, Единый торговый кодекс США). Понятие сравнительного уголовного права. Уголовное право в российском, континентально-европейском и американском праве. Дуализм уголовного права США. | ||
Итого |
Заочная форма обучения
Таблица 5.2
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Теория сравнительного правоведения, спор о предмете сравнительного правоведения. Проблема идентификации национальной правовой системы в аспекте юридической антропологии. Зарождение и развитие идей сравнительного правоведения в Древнем мире (Древний Рим, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия). | ||
Школа естественного права (XVII–XVIII века), итоги ее деятельности: модели конституции, административной практики, уголовного права. Особенности системы правоприменения в странах романо-германской правовой семьи. Особенности системы правоприменения в странах романо-германской правовой семьи. Правовая культура, правосознание и правовое воспитание в романо-германских правовых системах. | ||
История формирования английского общего права. «Общее право» и «право справедливости» – проявление особой англо-саксонской линии в западной правовой традиции. Особенности правовой системы государств, входящих в Британское Содружество (доминиональных правовых систем). Особенности правовой системы государств, входящих в Британское Содружество (доминиональных правовых систем). Особенности современного американского права и новые тенденции его развития. | ||
Тема для самостоятельного изучения Особенности религиозных правовых систем. Иудейское право и его влияние на развитие правовой системы Израиля. Основные особенности и черты, отличающие иудейское право от других религиозных правовых систем. Характер общественных отношений, регулируемых иудейским правом. Основы исламского права. Государства исламской правовой системы. История формирования исламского права. Основные мазхабы. Источники исламского права. Правоприменение в исламском праве. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве. Индийское право и история его возникновения. География индийского права. Источники права. Зависимость правового статуса человека от кастовой принадлежности. Влияние индийского религиозного права на правовое регулирование в современных государствах. | ||
Тема для самостоятельного изучения Теоретические основы концепции права в странах Дальнего Востока. Убеждение как основной метод сохранения социального порядка. Значение поведения самокритичности, духа умеренности и согласия. Китайское право. История становления. Кодификация и создание кодексов в XX в. Конституция КНР и право социалистической эпохи. Период маоизма и развитие правовой системы. Современная правовая система Китая. Японское право. Традиционный образ мысли в Японии и влияние Китая. Принятие первых кодексов. Конституция 1889г. Изменения в японском праве после 1945 года. Конституция 1946г. публичное и частное право. Значение мировых соглашений. Социальная действительность и право. Основные черты правовых систем, входящих в традиционную правовую семью. Правовой трайбализм, его роль в правовом регулировании. Влияние колонизации Африки на формирование национальных правовых систем. Современное положение правовых систем африканских стран. Источники права правовых систем африканских стран. | ||
Тема для самостоятельного изучения Особенность смешанных правовых систем: сочетание элементов Романо-германской правовой семьи с элементами правовой семьи общего права, а также с элементами традиционных и религиозных правовых систем. Проблема содержания выражения «смешанная правовая система»: широкий и узкий смысл понятия. Шотландская, Луизианская правовые системы. Правовая система канадской провинции Квебек. Правовая система Южной Африканской республики. | ||
Тема для самостоятельного изучения Возникновение социалистического права. Особенности социалистического права. Закономерности и национально-исторические особенности правовых систем, входящих в данную правовую семью. Советская правовая система. Понятие права в советской доктрине на разных этапах развития юридической науки. Место и роль законов в системе источников права социалистической правовой семьи. Европейские социалистические правовые системы. Правовые системы социалистических государств Азии, Китая, Кубы. Перспективы развития социалистического права на современном этапе. Историческое формирование правовой системы России. Русская правовая традиция и ее отличие от традиций других народов. Аккультурация и рецепция как способы модернизации права России. Источники современного российского права. Конституция Российской Федерации 1993 г. Тенденции развития современной российской правовой системы. | ||
Теория конституции. Место и роль гражданского кодекса в системе гражданского законодательства: проблемы кодификации (гражданские кодексы России, Франции, Голландии, Швейцарии, торговые кодексы Франции и Германии, Единый торговый кодекс США). Понятие сравнительного уголовного права. Уголовное право в российском, континентально-европейском и американском праве. Дуализм уголовного права США. | ||
Итого |
5.4.2. Формы самостоятельной работы
Очная форма обучения
Таблица 6.1
№ темы дисцип-лины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудо-емкость в часах |
Тема 1 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Подготовка к семинарскому занятию в форме устного фронтального опроса. Подготовка к кратковременной проверочной работе. | |
Тема 2 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Создание материалов-презентаций. С использованием мультимедиа средств по теме «Особенности Романо-германской правовой системы на примере анализа государственно-правовой системы ФРГ, Франции, Австрии, Италии». | |
Тема 3 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Создание материалов-презентаций. С использованием мультимедиа средств по теме «Особенности семьи общего права и права США на примере анализа государственно-правовых систем Англии, Австралии, Канады, США». | |
Тема 4 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем Подготовка к семинарскому занятию в форме устного фронтального опроса. Подготовка к кратковременной проверочной работе. Индивидуальная внеаудиторная (самостоятельная) работа по созданию портфолио по исследуемой проблеме. | |
Тема 5 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем Подготовка к семинарскому занятию в форме устного фронтального опроса. Подготовка к кратковременной проверочной работе. Индивидуальная внеаудиторная (самостоятельная) работа по созданию портфолио по исследуемой проблеме. | |
Тема 6 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем Подготовка к семинарскому занятию в форме устного фронтального опроса. Подготовка к кратковременной проверочной работе. Индивидуальная внеаудиторная (самостоятельная) работа по созданию портфолио по исследуемой проблеме. | |
Тема 7 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем Подготовка к семинарскому занятию в форме устного фронтального опроса. Подготовка к кратковременной проверочной работе. Индивидуальная внеаудиторная (самостоятельная) работа по созданию портфолио по исследуемой проблеме. | |
Тема 8 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Подготовка к участию в круглом столе по теме: «Проблемы и основные тенденции развития сравнительного гражданского права». | |
: | ИТОГО |
Заочная форма обучения
Таблица 6.2
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудо-емкость в часах |
Тема 1 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Подготовка к написанию аудиторной контрольной работы по теме. | |
Тема 2 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Создание материалов-презентаций. с использованием мультимедиа средств по теме «Особенности Романо-германской правовой системы на примере анализа государственно-правовой системы ФРГ, Франции, Австрии, Италии». | |
Тема 3 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Подготовка к написанию аудиторной контрольной работы по теме. | |
Тема 4 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. | |
Тема 5 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. | |
Тема 6 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. | |
Тема 7 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. | |
Тема 8 | Составление опорного конспекта, глоссария, схем, иллюстраций, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц. Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой. Работа с Интернет-ресурсами и материалами справочно-правовых систем. Подготовка к аудиторному занятию в форме дискуссии «Проблемы и основные тенденции развития сравнительного гражданского права». | |
ИТОГО |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы обучающихся
При выполнении заданий в контексте самостоятельной (внеаудиторной), магистранту рекомендуется начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе аудиторных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью представленной в программе основной и дополнительной литературы.
5.4.4. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Сравнительное правоведение»
Изучение дисциплины «Сравнительное правоведение» предполагает освоение теоретического материала на лекционных занятиях, а также уточнение и углубление полученных знаний в ходе проведения семинарских занятий, и, соответственно, серьезной самостоятельной (внеаудиторной) работы по изучению тем дисциплины.
Виды аудиторной учебной работы
Лекция как вид аудиторного занятия представляет собой логически стройное, системное, глубокое и ясное изложение учебного материала. Основное назначение современной лекции в учебном процессе - помощь магистрантам в освоении фундаментальных проблем учебной дисциплины «Сравнительное правоведение», овладении методами научного познания, а также возможность предложить новейшие достижения научной правовой мысли. В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает категориально-понятийный аппарат такой области знаний как компаративистика, указывает на существующие проблемы, дает цельное представление о предмете исследования, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами и т.д. Все другие формы учебных занятий связаны с лекцией, опираются на ее фундаментальные положения и выводы.
В процессе преподавания дисциплины «Сравнительное правоведение» используются следующие виды лекций:
- вводная лекция (для очного и заочного отделения), которая информирует о предмете и создает первоначальную ориентацию о принципах работы по учебному курсу «Сравнительное правоведение». Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует обучающегося в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит магистрантов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» и в системе подготовки специалиста по профилю (специализации) «Юрист в сфере гражданского и административного судопроизводства». Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых-компаративистов, излагаются перспективные направления исследований в сравнительном правоведении. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой обучающимся, уточняются сроки и формы отчетности (экзамена в традиционной форме).
-лекция – визуализация (в сочетании с традиционной лекцией (вводной)) – как для очного, так и для заочного отделения. Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, который не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемы явлений и процессов. Лекция - визуализация учит обучающихся преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Рекомендации: перед лекцией желательно заранее ознакомиться с вопросами, вынесенными на предстоящую лекцию, прочитав соответствующие материалы, выбрав их из источников, представленных в списках рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Как правило, магистрант должен на лекционном занятии (не зависимо от формы его проведения) вести конспект лекций, оставляя место для дополнения их записями на семинарских занятиях, выписками из учебника и научной литературы.
Магистрант имеет право на получение индивидуальных консультаций лектора.
Семинар как вид аудиторного занятия, направлен на углубленное изучение теоретического материала. Семинарские занятия способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию самостоятельности суждений, умению отстаивать собственные мысли, аргументировать их на основе научных фактов. Они способствуют овладению фундаментальными знаниями, помогают развивать логическое мышление, формировать убеждение, овладевать культурой толерантности, активно влиять на социальное становление личности.
В процессе преподавания дисциплины «Сравнительное правоведение» используется традиционный (тематический) семинар, ориентированный на обсуждение группы проблем, которые изучались магистрантами самостоятельно или обрабатывались на лекции. Тематические семинары по дисциплине «Сравнительное правоведение» проводятся с использованием пассивных, активных и интерактивных форм проведения занятий. Например, к пассивной форме можно отнести устный фронтальный опрос, тематическое тестирование различных форм (закрытой, открытой), аудиторные контрольные (проверочные) работы. К активной форме в рамках проведения семинаров по дисциплине «Сравнительное правоведение» можно отнести семинар-дискуссию (интерактивная форма), подготовку творческого задания с использованием мультимедиа средств (активная форма) и т.д.
Рекомендации: при изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос.
В случае пропуска семинарских занятий магистрант должен по согласованию с преподавателем подготовить и сдать соответствующий материал.
Методические рекомендации по отдельным формам
самостоятельной (внеаудиторной) работы
Согласно учебному плану дисциплина «Сравнительное правоведение» осваивается магистрантами в течение 108 часов, из них на самостоятельное изучение отводится 88 академических часов для очного отделения и 98 академических часов для заочного отделения.
Самостоятельная работапредставляет собой не только учебную, но и учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу обучающихся, требующую подчас творческого подхода в организации. Самостоятельная работа может выполняться как по инициативе непосредственно магистранта, так и по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без непосредственного участия последнего.
Основной целью самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Сравнительное правоведение» является формирование мировоззрения, основанного на понимании сложности и многообразия правовых семей современности, их дальнейшего развития в условиях глобализации, усиление взаимодействия и взаимопроникновения норм национального и международного права, повышение роли сравнительного правоведения в системе юридического образования.
Основной задачей самостоятельной работы магистрантовпо дисциплине «Сравнительное правоведение» является формирование юриста, обладающего достаточным уровнем правосознания, правовой культуры, способного к обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, а также способного воспринимать и учитывать социокультурные, исторические особенности национальных правовых систем зарубежных государств.
В качестве основных (обязательных) видов самостоятельной (внеаудит