Организация внутреннего налогового контроля в ООО «Алоид»
Методика проведения внутреннего налогового контроля представляет собой порядок составления и проверки налоговых регистров и форм налоговой отчетности сотрудниками, ответственными за их подготовку. Рассмотрим основные принципы организации данного контроля, а также условия его практического осуществления.
Система внутреннего налогового контроля – совокупность задач, принципов функционирования, организационных мер, методик и процедур, которые применяются в качестве средств для упорядоченного и эффективного контроля за правильностью исчисленных сумм налогов, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации в налоговых регистрах и
формах налоговой отчетности, а также своевременной подготовки достоверной налоговой отчетности.
Задачи системы внутреннего налогового контроля в ООО «Алоид» представлены на рисунке 3.8
Определение основных принципов, этапов и подходов к проведению контроля при составлении налоговых регистров и форм налоговой отчетности |
Распределение центров ответственности и установление ответственности отдельных исполнителей при проведении контрольных процедур |
Создание порядка документального оформления результатов выполненных контрольных процедур |
Задачи системы внутреннего налогового контроля в ООО «Алоид» |
Составление конкретного перечня контрольных процедур в отношении проверки налоговых регистров и форм налоговой отчетности по каждому уплачиваемому предприятием налогу и сбору |
Формулирование принципов взаимоотношений сотрудников различных служб предприятия, ответственных за подготовку налоговой отчетности, в ходе выполнения соответствующих контрольных процедур |
Рисунок 3.8 – Задачи системы налогового контроля на ООО «Алоид»
Необходимо также учитывать, что система внутреннего контроля выходит за рамки вопросов, относящихся к системе налогового учета и непосредственно затрагивает опросы контрольной среды. По своей сути контрольная среда представляет собойкак осведомленность, так и действия руководства и ответственных сотрудников, которые направлены на установление и поддержание системы налогового контроля. В свою очередь, контрольная среда также влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает следующие составляющие:
1) стиль и основные принципы руководства в отделах, которые влияют на подготовку налоговой отчетности;
2) организационная структура предприятия в целом и бухгалтерии в том числе;
3) распределение ответственности и полномочий;
4) подбор сотрудников с учетом их профессионального уровня подготовки, практического опыта и других значимых критериев;
5) определение и документальное закрепление процедур контроля;
6) установление и документальное закрепление этапов подготовки налоговой отчетности для внешних и внутренних пользователей;
7) методы доведения установленных правил до исполнителей;
8) изучение руководителями выявленных в результате контроля отклонений, а также своевременность принятия ими решений по данным отклонениям;
Зачастую, на крупных предприятиях функцию налогового контроля отделяют от функций бухгалтера, после чего создаетсяспециальная службаили подразделение в составе бухгалтерии. Данные функции могут быть возложены также и на сотрудников отдела внутреннего аудита.
Можно выделить следующие основные требования к исполнителям:
1) профессионализм;
2) добросовестность и тщательность осуществления контрольных процедур;
3) внимательность при осуществлении контрольных процедур;
4) ответственность;
5) соблюдение конфиденциальности информации о деятельности организации.
В основе организации, а также эффективного функционирования системы внутреннего налогового контроля лежат соответствующие контрольные процедуры. В программе внутреннего налогового контроля обычно учитываются:
1) совокупность используемых контрольных процедур;
2)очередность и результаты их применения;
3)действия по итогам полученных результатов.
Основными требованиями, которые применяются к реализуемым контрольным процедурам, являются:
1) эффективность контрольных процедур в области обнаружения, а также исправления допущенных ошибок;
2) своевременность подготовки форм внутренней и внешней налоговой отчетности;
3) рациональность при осуществлении контрольных процедур.
В процессе проведения налогового контроля в ООО«Алоид» могут использоваться контрольные процедуры, представленные на рисунке 3.9.
Контрольные процедуры ООО «Алоид» |
Группа 1 - арифметические (расчетные) |
Группа 2 - аналитические (логические) |
Группа 3 - прочие |
1) Арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета, 2)расчет полученных показателей другими возможными способами 3)проверка полученных результатов путем сопоставления. |
1)Проверка содержащихся в налоговой отчетности данных; 2) Сверка данных налоговых регистров между собой; 3)Контроль над правомерностью использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок; 4) Проверка полученных отчетных данных нанепротиворечивость; |
1)Соблюдение подотчетности исполнителей руководителю отдела; 2)Получение письменных и устных разъяснений, подтверждений; 3) Контроль за прикладными программами и компьютерными информационными системами. |
Рисунок 3.9 –Контрольные процедуры применяемые при проведении налогового контроля на ООО «Алоид»
В условиях распространения компьютерной техники при обработке информации в самостоятельную группу контрольных процедур обычно выделяют автоматизированные контрольные процедуры. К автоматизированным контрольнымпроцедурам следуетотносить автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой, а также автоматическое обнаружение ошибки прикладной компьютерной программой и информирование исполнителя об обнаруженной ошибке.
В случае проверки правильности исчисления и уплаты НДС контролируются:
1) правильность и полнота формирования налоговой базы и сумм налоговых вычетов;
2) своевременность формирования налоговой базы и сумм налоговых вычетов;
3) соблюдение основных соотношений ключевых показателей при определении налоговой базы;
4) обороты по кредиту счету 68 "НДС к уплате" в сопоставлении с данными, указанными в налоговой декларации;
5) сверка сумм полученных авансов с суммами НДС, начисленного с полученных авансов;
6) подтверждаемость налоговых вычетов надлежаще оформленными счетами-фактурами и (или) иными документами;
7) обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры предыдущих налоговых периодов.
Источники информации, которые применяются при осуществлении внутреннего налогового контроля в ООО «АЛОИД», представлены на рисунке 3.10
Общий контроль над процессом подготовки налоговых деклараций и иных документов, которые требуются для своевременного и правильного расчета сумм налогов и сборов общества зачастую производит главный
бухгалтер или его заместитель по вопросам налогового учета.
Налоговая отчетность текущего и предыдущих налоговых периодов |
Учетная политика для целей налогообложения |
Бухгалтерская финансовая отчетность |
Внутренние налоговые регистры |
Первичные документы |
Информация, полученная от третьих лиц |
Учетная политика для целей бухгалтерского учета |
Внутренние положения организации |
Другие источники информации |
Прочие распорядительные документы, определяющие общие положения налогового и бухгалтерского учета |
Устные и письменные разъяснения, подтверждающие письма сотрудников центральной бухгалтерии, бухгалтерии филиалов и других сотрудников, имеющих отношение к подготовке налоговой отчетности |
Регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета |
Книга покупок и книга продаж |
Источники информации при осуществлении внутреннего налогового контроля в ООО «Алоид» |
Рисунок 3.10 – Источники информации при осуществлении внутреннего налогового контроля ООО «Алоид»
В свою очередь, руководитель налогового отдела несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту и точность налоговых расчетов, за правильность и своевременность их представления на подпись уполномоченным лицам, а также за своевременность информирования ответственных сотрудников о размере сумм и сроках уплаты налогов и сборов. Руководитель налогового отдела должен проследить за своевременным принятием мер по исправлению выявленных при осуществлении контрольных процедур недостатков в системе внутреннего налогового контроля. Зачастую, процедуры перепроверки результатов контроля выполняются руководителем налогового отдела самостоятельно.
Непосредственный исполнитель (сотрудник налогового отдела) несет
ответственность за своевременную подготовку форм как внешней, так и внутренней налоговой отчетности и за своевременное представление соответствующих форм на проверку руководителю налогового отдела, за несвоевременное устранение выявленных по итогам реализации контрольных процедур ошибок и искажений в расчетах. Если исполнителем были подготовлены какие-либо формы отчетности, расчетные таблицы и какие-либо другие отчеты на основании данных, которые были получены в качестве устного разъяснения, то ответственность за достоверность и полноту подготовленных на основании таких данных документов целесообразно возложить на исполнителя. Это может послужить инструментом эффективного функционирования системы документооборота. В данной системе одним из принципов функционирования обязано быть письменное документальное подтверждение данных, на основе которых осуществляется подготовка итоговых документов для сдачи в налоговые органы.
Перечень действий исполнителя необходимо закрепить во внутреннем регламенте (инструкции исполнителя). В случае если исполнителем не были реализованы отдельные контрольные процедуры или им было допущено нарушение сроков представления форм налоговой отчетности на проверку руководителю отдела либо искажение показателей форм налоговой отчетности, следует предусмотреть обязанность представления исполнителем руководителю отдела объяснительной записки с указанием соответствующих причин. По мере реализации абсолютно всех контрольных процедур исполнителюнеобходимо заполнить лист контрольных процедур, который вместе с соответствующими документами передается для проверки, а также осуществления мониторингового контроля руководителю налогового отдела.
В свою очередь, руководителю налогового отдела следует обладать полномочиями, которые позволят ему применять к исполнителям, ответственным за нарушение сроков подготовки форм налоговой отчетности либо за допущенные при их подготовке ошибки, дисциплинарные и (или)
денежные взыскания. Подобные полномочия, в том числе в отношении самих
руководителей отделов, имеет главный бухгалтер организации. Для руководителей также целесообразно разработать листы контрольных процедур.
В случаеобнаружения ошибок исполнителю необходимо принять меры для установления причин, а также устранения обнаруженных ошибок. Если данное устранение совершить невозможно, то следует об этом сообщить руководителю налогового отдела в предельно короткие сроки. Подобные действия должны быть предусмотрены также для случая, когда по каким-либо причинам исполнитель не может реализовать некоторые контрольные процедуры, которые были предусмотрены регламентом.
При наличии разногласий, которые связаны с различиями в профессиональных суждениях исполнителей, окончательное решение должен принимать руководитель налогового отдела.
Ошибки и нарушения, которые были выявлены в ходе проверки, необходимо довести до сведения ответственных за соответствующий участок налогового учета лиц, которыми они должны быть устранены в оперативном порядке. Существует два метода устранения ошибок:
1) внесение,как исправлений, так и корректировок в заранее подготовленную налоговую отчетность непосредственно в налоговом отделе. В данной ситуации соответствующее лицо необходимо в обязательном порядке уведомить о найденной по итогам контрольных процедур ошибке, а также о способе ее устранения.
2) формирования исправленной налоговой отчетности в тех подразделениях, где были допущены ошибки. Благодаря данному методу можно устранить все ошибки, исправление которых непосредственно налоговым отделом при подготовке итоговой налоговой отчетности невозможно или нецелесообразно. Такие процедуры следует повторятьнеобходимое число раз до устранения всех найденных ошибок и нарушений.
В целях своевременного информирования об изменениях в нормативной
базе по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов на предприятии на
периодической основе необходимо проводить мониторинг изменений налогового и других связанных с налоговым отраслей законодательства. Для таких целей следует организовать рабочую группу из числа сотрудников налогового отдела, а также отдела методологии. Иным вариантом мониторинга изменений законодательства может стать включение необходимых обязанностей в должностные инструкции каких-либо сотрудников. Периодичность проведения мониторинга, а также порядок функционирования рабочей группы определяются специальной внутренней инструкцией.
На основе информации об изменениях в законодательстве сотрудники отдела методологии при необходимости могут внести изменения в имеющиеся формы внутренней налоговой отчетности, учетную политику и другие локальные нормативные акты по бухгалтерскому учету и налогообложению.
В 2015 г. в ООО «Алоид» был проведен налоговый контроль, выявлены ошибки и предложены рекомендации по их устранению (см. таблицу 3.4).
Таблица 3.4 – Налоговый контроль в ООО «Алоид»
Пример налогового контроля | Нормативная база | Рекомендации |
1.При проверке установлено, что отсутствуют договоры с ОАО "ЗСМК",ОАО "НТМК", ОАО"Тагмет",ОАО"Азовсталь", ОАО"Волжский трубный завод".Согласно разделу 2 представленных ТТН оплата транспортных услуг производится ООО "Алоид". Отсутствие договоров с условиями оплаты перевозок может привести к отказу налоговых органов признать затраты ООО "Алоид" на перевозку грузов по подобным сделкам в качестве расходов в целях налогового учета | Постановлением Правительства РФ от 08.09.06 г. № 554, с 25.04.08 г. рекомендуем руководствоваться документами, утвержденными приказом Минтранса РФ от 11.02.08 г. № 23 | Необходимо обратить внимание на соблюдение порядка оформления ТТН при получении транспортно-экспедиционных услуг, иначе дефектные перевозочные документы могут привести к непризнанию расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. |
Окончание таблицы 3.4
2.В проверяемом периоде 2015 года предприятием заключен договор подряда на выполнение строительных работ (договор № 93/09 от 11.10.15 г. на проведение монтажных работ в сумме 38671,36 руб.) с ООО «Полиэксперт». На предприятии отсутствует информация и наличии и реквизитах лицензии подрядчика на строительную деятельность. Такой порядок оплаты строительных работ может повлечь за собой отказ со стороны налоговых органов учесть данные работы в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. | Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 г. (ред. От 07.11.2008) № 174 установлено, что лицензирование деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, которое в соответствии с государственным стандартом (далее именуется - деятельность по строительству зданий и сооружений) включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика. Рекомендуем учесть также позицию ВС РФ, выраженную в решении от 02.10.2003 г. № ГКПИ03-1073 по данному вопросу | Рекомендуем: Получить у ООО «Полиэксперт» заверенную копию лицензии на ведение строительной деятельности Внести изменения в налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год с учетом требований п. 4 ст. 81 НК РФ. |
3.Предприятием заключен договор на предоставление услуг радиотелефонной связи с ОАО «Т2 Мобайл». | Письма Минфина РФ от 23.05.05 г. №03-03-01-05/1/275, от 07.12.05 г. № 03-03-05/1/418, от 19.01.09 г. № 03-03-07/2. | Рекомендуем: оформить документы для подтверждения экономической обоснованности расходов на мобильную связь. Рекомендуем при составлении налоговой декларации за 2016 год учесть данную информацию для правильного определения налоговой базы по налогу на прибыль. |
Ошибки и нарушения такие как не соблюдение порядка оформления ТТН при получении транспортно-экспедиционных услуг, не оформленные документы для подтверждения экономической обоснованности расходов, исчисления налога на прибыль возможно доначисление налога на прибыль по безвозмездно полученным транспортным средствам, выявленные при проверке в ООО «Алоид» говорят о недолжном внимании к организации внутреннего налогового контроля на предприятии.
Эти нарушения могут привести к отказу налоговых органов признатьнекоторые затраты и к большим штрафным санкциям.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что внутренний налоговый контроль является наиболее важной формой налогового администрирования. Основной задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует сказать о том, что в условиях современной экономической действительности налоговая составляющая в системе управления организацией приобретает все большее значение, поскольку налоги оказывают значительное влияние на финансовые показатели деятельности. В связи с этим тщательно проработанная система налогового планирования является важным фактором, определяющим сохранение конкурентоспособности организации.
Налоговое планирование – это процесс, который охватывает бухгалтерскую, налоговую, финансовую и другие виды обработки данных для определения целесообразности осуществления тех или иных операций для достижения целей бизнеса при оптимальном налоговом бремени.
Налоговое планирование - это непрерывный процесс, который можно охарактеризовать 5 последовательными этапами:
1. прежде всего анализ существующего порядка налогообложения (построение налоговой модели предприятия),
2. последовательное применение в расчетах того или иного инструмента налогового планирования,
3. сравнительный анализ эффективности выбранных вариантов оптимизации налогообложения (модернизация налоговой модели),
4. внедрение наиболее эффективных инструментов на предприятии,
5. сопровождение и адаптирование реализованной схемы.
В первой главе представлены различные мнения специалистов об экономической сущности налогового планирования, представлена подробная характеристика существующих на данном этапе развития экономической науки видов, форм и методов налогового планирования. Исследована роль налогового планирования на предприятии.
Во второй главе проведен анализ деятельностиООО«Алоид», в результате которого дана оценка учетной политике, применяемой
ООО«Алоид», проведен анализ финансовых результатов деятельности исследуемого предприятияс помощью общих, а также специальных показателей и коэффициентов, что позволило произвести оценку текущего состояния организации.В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Коэффициент автономии не соответствует норме и это говорит о том, что организация не рассчитывает на собственные источники финансирования, а также ее капитал зачастую формируется за счет привлеченных средств
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала в отчетном году снизился и это говорит об излишках в накоплении оборотных средств, преимущественно наименее ликвидной их части – запасов.
Показатель рентабельности оборотных активов в отчетном году увеличился и это говорит о том, что предприятие способно в полной мере обеспечить прибылью оборотные средства компании.
Также необходимо отметить, что в ООО «Алоид» в 2015 году наблюдается незначительное снижение налоговой нагрузки предприятия.
В третье главе на основе результатов, полученных в процессе анализа, даны рекомендации и определены способы организации и построения эффективной системы налогового планирования.ООО «Алоид», а именно:
- рассмотрены способы снижения налоговых рисков на предприятии.
- рассмотрена эффективность налогового контроля.
- определена стратегия развития предприятия
Внедрение системы налогового планирования позволит организации повысить эффективность своей деятельности посредством аналитических и прогностических инструментов, способствующих расширению возможности оптимизации структуры и объема налоговых платежей и оперативному реагированию на изменяющиеся условия экономической действительности.