Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

РИКАЗ от 7 декабря 2007 г. N 195 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Основная задача органов прокуратуры предупреждение издания незаконных актов, противоречащих законам, как одна из гарантий охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и государства в целом. Задачей является также повышение правовых знаний должностных лиц, депутатов, издающих (принимающих) правовые акты, а также лиц, разрабатывающих проекты этих актов.

Без сигналов о нарушении законов могут также проводиться проверки законности привлечения граждан и должностных лиц к административной ответственности в органах, наделенных правом применения административных санкций, поскольку выносимые ими постановления о привлечении к административной ответственности являются разновидностью правовых актов. Тем не менее, при получении сведений о незаконном привлечении к административной ответственности эти проверки проводятся в первую очередь.

В связи с сигналами об издании незаконных актов, ущемляющих права и свободы работников (сотрудников) и других лиц, проверки законности актов могут проводиться прокурором и на предприятиях, в учреждениях и в организациях, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности. По таким же основаниям могут проводиться проверки законности актов, принимаемых общественными организациями и объединениями.

Проверки законности актов могут проводиться в прокуратуре путем истребования туда изданных актов и по месту их издания. По взаимной договоренности многие представительные и исполнительные органы власти всех уровней направляют в органы прокуратуры принятые ими законы, указы, постановления, решения, распоряжения. Законность этих актов проверяется в органах прокуратуры.

Критерием оценки прокурором правовых актов является соответствие их закону. Акты должны соответствовать также нормативным указам Президента РФ и нормативным постановлениям Правительства РФ. Что касается правовых актов, издаваемых (принимаемых) представительными и исполнительными органами местного самоуправления и другими органами муниципального уровня, то они, кроме того, должны соответствовать законам субъектов федерации и уставам муниципальных образований. Это обстоятельство учитывают прокуроры в процессе осуществления надзора за законностью актов.

В процессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, как правило, выясняет:

- правомочен ли орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа. Иными словами, не нарушена ли органом его законная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;

- не допущено ли в акте нарушение материального закона

- по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;

- не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;

- не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией и законами РФ, а также конституциями, уставами и законами республик и других субъектов федерации;

- не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;

- не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других правонарушений;

- соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации). Дело в том, что внешне акт может выглядеть вполне законным, хотя в действительности он не соответствует фактическим обстоятельствам;

- содержат ли акты, в особенности изданные представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения;

- не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;

- соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;

- содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия издания, подписи и другие, и указан ли срок вступления его в силу;

- каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.

51. Надзор прокурора за законностью окончания предварительного следствия и составления обвинительного заключения (обвинительного акта).

В рамках до судебного производства прокурор уполномочен: утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

В соответствии со ст. 221. УПК Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3, прокурор выносит мотивированное постановление.

Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.

В соответствии со 222 УПК После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 настоящего Кодекса.

При утверждении обвинительного заключения прокурор обязан изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.

При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.

В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.

52.Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами (общаяхарактеристика).

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел является одной из функций органов прокуратуры (ч.3 ст.1 закона «О прокуратуре») и не рассматривается законодательством как осуществление надзора.

Задачи:

1. вынесение законного и обоснованного приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;

2. гарантирование прав и законных интересов участников разбирательства;

3. своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом в соответствии с требованиями закона;

4. и ряд других.

Прокурор вправе:

(ст.35,36 закона «О прокуратуре»)

1. участвовать в рассмотрении уголовных дел судами;

2. выступать в качестве гос. обвинителяв суде;

3. подавать уголовный иск в защиту материальных интересов физических или юридических лиц в уголовном судопроизводстве;

4. вступать в дело в любой стадии судопроизводства, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства;

5. внести кассационное представление в вышестоящий суд на не вступившее или вступившее в законную силу определение, постановление, приговор суда;

6. генпрокурор имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда, обратиться с представлением в Пленум ВС о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным делам.

Формы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел

(ст.ст.35-39 закона «О прокуратуре»)

1. поддержание гос. обвинения и участия в качестве гос. обвинителя в разбирательстве дела судом Iинстанции;

2. принесение представления на приговоры, определения, постановления судей, не вступивших в законную силу;

3. участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного и надзорного производства, а так же при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

4. участие в суде при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора;

5. дача заключений по возникающим в суде вопросам.

Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания

1. Прокурор может обратиться с ходатайством о проведении предварительного слушания;

2. Если предварительные слушания назначаются, то прокурор должен принять в них участие;

3. Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном слушании в виду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное обвинение (этот вопрос гос. обвинитель должен согласовать с прокурором, который утверждал обвинительное заключение или обвинительный акт – п.16 приказа Генпрокурора РФ от13 ноября 2000 года, №141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»)

4. Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения, а также переквалифицировать деяние в соответствии со статьей закона, предусматривающей более мягкое наказание;

5. На решение судьи, принятое в стадии назначении судебного рассмотрения прокурор вправе принести представление в кассационном порядке.

53. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами пер-вой инстанции. Особенности участия прокурора в рассмотрении уго-ловных дел мировыми судьями. Как известно, уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, в районных, городских народных судах, в судах субъектов РФ и в Верховном Суде РФ.

Является государственным обвинителем, равноправный участник состязательного процесса, должен исходить из презумпции невиновности, обязательное участие прокурора только в делах публичного и частно - публичного обвинения. Частное обвинение поддерживает потерпевший. Государственное обвинение могут поддерживать как один, так и несколько прокуроров. Судебное заседание не может начаться ранее 7 суток со дня вручения прокуратурой обвиняемому копии обвинительного заключения/ акта.

Предварительное слушание Ст. 35 УПК. Деятельность прокурора проходит в устной форме, позиция отражается в протоколе. Назначается судебное разбирательство. Непосредственное рассмотрение: Прокурор – государственный обвинитель. Уголовное преследование, которое осуществляется прокуратурой в судах первой инстанции, основывается на принципах законности, состязательности и презумпции невиновности. Прокурор – ведущий субъект стороны обвинения, является равноправным участником судебного процесса.

Обязательное участие подсудимого. Возможно ходатайство подсудимого о рассмотрении дела в его отсутствие (преступление небольшой и средней тяжести), но это не препятствует участию в деле прокурора. Неявка подсудимого без уважительных причин соотносится с обязанностью прокурора дать оценку его действиям и с учетом личности подсудимого и тяжести совершенного деяния ориентировать суд на отложение дела и избрании меры пресечения.

Судебное следствие

Производится в объеме предъявленного обвинения. Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств с целью установления деяния, вины подсудимого, обстоятельств при которых было совершено преступление и т.п. Обстоятельства, подлежащие доказыванию (предмет доказывания)- ст.73 УПК:

1. событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2. виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3. обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) имущество, подлежащие конфискации, получено в результате совершения преступления или является незаконным доходом, используется для незаконной деятельности (например, терроризм) 9) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Успешность рассмотрения дела определяется правильностью предложенного прокурором порядка исследования доказательств обвинения, он первым предъявляет доказательства и определяет очередность их исследования. Так, большинство дел начинается с допроса потерпевшего. Не следует считать самым убедительным доказательством показания эксперта/ специалиста. При недостаточности сведений прокурор имеет право ходатайствовать о проведении дополнительной/ повторной экспертизы. Показания потерпевших, свидетелей. Если государственный обвинитель установит что в ходе судебного разбирательства обнаруживаются существенные противоречия в показаниях этих категорий в сравнении с ранее данными, он обязан предложить суду реализовать свое право на их оглашение (данных при производстве расследования). Согласие защиты в этом случае не требуется.

Судебные прения

Обвинительная речь прокурора: в основу должны быть положены только достоверно исследованные факты, явившиеся предметом судебного исследования. Основываться на анализе и объективной оценке доказательств.

Суд присяжных. В подготовительной части судебного заседания прокурор должен выслушать необходимую информацию о каждом, их отношении к участникам процесса, проанализировать самоотводы. Письменное мотивированное ходатайство об отводе подается председательствующему, и кандидат исключается. Немотивированный отвод – при наличии в списке более 18 присяжных заседателей, прокурор как сторона обвинения, первым заявляет отвод.

Бремя доказывания обвинения лежит на прокуроре. Пределы обвинительной речи: нельзя касаться обстоятельств, которые будут рассматриваться после вынесения вердикта. При вынесении оправдательного или обвинительного вердикта участие прокурора не заканчивается, в первом случае, участвует в обсуждении вопросов распределения издержек, разрешением гражданского иска, во втором – исследование обстоятельств, связанных с квалификацией деяния, смягчающих и отягчающих ответственность и др.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части, основания - отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления, прекращение уголовного дела.


Наши рекомендации