Компетенция природоохранных прокуратур.
Природоохранные прокуратуры создаются в местностях с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой или для охраны особо уникальных природных объектов (например, озеро Байкал, река Волга).
В систему природоохранной прокуратуры входятв основном прокуратуры, по правовому положению приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов). Практически все они являются межрайонными, деятельность каждой природоохранной прокуратуры распространяется на несколько административно-территориальных единиц.
Основная задача природоохранных прокуратур– обеспечение исполнения природоохранного законодательства:
· органами управления
· контролирующими органами в сфере охраны природы
· коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими оперативно-хозяйственную деятельность и причиняющими вред окружающей среде.
Организует работу природоохранных прокуратур(за исключением Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры) соответствующий прокурор субъекта РФ.
В Свердловской областиэтот вопрос курирует Отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства (т.к. нет специально выделенного отдела, структурного подразделения).
Основные направления деятельности:
1)надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан:
· представительными, законодательными, исполнительными органами власти субъектов РФ
· органами местного самоуправления
· природоохранными контролирующими органами и их должностными лицами
· органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2)уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершённых на предприятиях, учреждениях и в организациях, поднадзорных транспортной прокуратуре.
Перечень организаций, предприятий и учреждений определяется по согласованию с прокурором субъекта РФ (в отношении Волжского прокурора – по согласованию с прокурорами субъектов РФ).
3)участие в рассмотрении судами уголовных дел, в отношении которых природоохранный прокурор осуществлял надзор
4)участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
· возбуждённых по инициативе природоохранного прокурора или
· если одной из сторон по делу является поднадзорная ему организация.
21. Компетенция транспортной прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
Транспортные прокуратуры подчиняются территориальной прокуратуре.
В систему транспортной прокуратуры входятпрокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам низового звена (городов и районов).
Создаются транспортные прокуратурыприменительно к инфраструктуре транспорта (часть их привязана к структурным подразделениям железных дорог, в каждом железнодорожном подразделении есть своя транспортная прокуратура).
Организует работу транспортных прокуратурсоответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой имеется специальное структурное подразделение – Отдел по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах.
Поднадзорные субъекты:
1)органы управления транспортными организациями (за исключением Министерств, т.к. это высшие органы управления транспортными организациями и они поднадзорны генеральной прокуратуре)
2)руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций Министерства путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Министерства транспорта (за исключением Автодорожной службы); руководители и должностные лица Федеральных служб: авиационной, морского и речного флота и некоторых других.
Транспортная прокуратура действует в отношении органов управления предприятий всех видов транспорта (за исключением автомобильного и городского).
3)работники предприятий, учреждений, транспортных организаций.
Направления деятельности транспортной прокуратуры:
1)надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами транспортного управления, руководителями и должностными лицами транспортных организаций.
2)уголовное преследование по трём категориям дел:
1)по делам о преступлениях, совершённых на территориях, относящихся к транспортным организациям: полотнах железных дорог, железнодорожных станциях, платформах, морских и речных портах, причалах, аэропортах и т.д.
2)по делам о преступлениях, совершённых работниками транспортных предприятий и организаций в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей
3)по делам о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного транспорта (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств).
Транспортные прокуроры осуществляют надзор за законностью дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам перечисленных выше категорий.
3)участие в рассмотрении судами уголовных дел, по которым транспортные прокуроры осуществляли надзор за расследованием
4)участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
· возбуждённых по инициативе транспортных прокуроров в интересах поднадзорных им организаций или
· если одной из сторон по делу являлась поднадзорная им организация.
Компетенция прокуратуры по надзору за исполнением наказания (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях)
Прокуратуры по надзору за исполнением наказания создаютсяв местах сосредоточения нескольких колоний или иных учреждений уголовно-исполнительной системы.
По правовому положению прокуратуры по надзору за исполнением наказания приравнены к прокуратурам низового звена (городов и районов).
Организует работупрокуратур по надзору за исполнением наказания соответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой создаётся специальное подразделение – Отдел по надзору за исполнением уголовных наказаний.
Круг поднадзорных субъектов:
1)администрации учреждений уголовно-исполнительной системы
2)специальные подразделения по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.
Направления деятельности:
1)осуществление надзора за исполнением конституции и законов, за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание
2)уголовное преследование по следующим делам:
1)о преступлениях, совершённых осуждёнными, отбывающими наказание
2)о преступлениях, совершённых работниками этих учреждений по службе.
В рамках этого же направления осуществляется надзор за исполнением законов при производстве дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности.
3)участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием
4)участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел:
· возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной ему организации или
· если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.