Сущность, цели и задачи прокурорского надзора. Место прокуратуры в системе госорганов
Сущность, цели и задачи прокурорского надзора. Место прокуратуры в системе госорганов
Прокурорский надзор - осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.
Сущность П.Н.состоит в том, что;
1. П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2. П.Н. осуществляется от имени государства.
3. П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4. П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
Цели прокурорского надзора :
· обеспечение верховенства закона;
· обеспечение единства и укрепления законности;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора:
1) надзор за исполнением законов:
· федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
· органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
· судебными приставами;
· администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
· федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследованияв соответствии с полномочиями, установленными КоАП и др. ФЗ.
Место прокуратуры в системе государственных органов
По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные ФЗ (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).
Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Вопрос
Прокурор
В широком смысле: прокурор – работники прокуратуры.
Ст.54 ФЗ «О прокуратуре»
Прокурор – это руководитель органа прокуратуры или его заместитель, т.е. это лица, которые могут осуществлять наиболее важные и значимые направления деятельности.
Прокурор- это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре РФ" (далее - Закон о прокуратуре), и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.
Прокурорские работники
Прокурорские работники – это прокуроры, следователи и иные сотрудники: научные, педагогические (занимающиеся, например, изучением преступности), а также специалисты, которые занимаются решением организационных вопросов, выполняют технические функции (например, работники канцелярии), которые имеют классный чин. Классный чин – квалифицированный разряд, который присваивается прок работнику в зависимости от занимаемой должности, уровня подготовки, стажа работы.
Субъект надзора
Субъект надзора – это те органы власти и управления, органы контроля, организации и должностные лица, которые поднадзорны прокуратуре (в отношении которых прокуратура вправе осуществлять надзор). Не поднадзорны прокуратуре высшие органы государственной власти, Конституционный суд.
Объект надзора
Объект надзора – это организации, в отношении которых прокурор осуществляет свои полномочия (проводит проверки).
Предмет надзора
Предмет надзора (есть свой в каждой из отраслей) – это деятельность поднадзорных субъектов по исполнению законов. Особенности этой деятельности определяют полномочия прокурора и используемые им правовые средства. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Предметные
Они определяют: круг поднадзорных прокуратуре субъектов и какие действия и акты прокуратура может проверять в порядке надзора
2) функциональные– это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них
Отраслевые
В каждой отрасли надзора (в каждом основном направлении деятельности) прокуратура обладает определённым объёмом полномочий. В каждой отрасли есть полномочия, направленные на выявление нарушений и реагирование на них.
По степени власти полномочия подразделятся на:
Властные полномочия
Они характеризуются тем, что требования прокурора, основанные на властных полномочиях, подлежат обязательному исполнению. Это полномочия по выявлению нарушений закона. В ст.6 ФЗ «О прокуратуре» закреплено положение об обязательности исполнения требований прокурора (предусмотрена административная ответственность (штрафы) за невыполнение требований прокурора)
2) ограниченно властные полномочия– это, как правило, полномочия по реагированию на нарушение закона. Обязательность выполнения требований прокурора по реагированию на нарушение касается обязательности рассмотрения этих требований и сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования (проведённых проверок и т.п.).
Только в ряде отраслей надзора обязательными являются требования прокурора, вытекающие из его полномочий по реагированию:
· надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
· надзор за исполнением наказания.
Здесь прокурор своими действиями может устранить нарушение закона. Постановление прокурора является обязательным для исполнения.
Система прокуратуры РФ
Прокуратура в РФ– это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным .
Систему прокуратуры РФ составляютГенеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.
Система органов прокуратуры построена по принципу:
1) административно территориального и национально государственного устройства РФ;
2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений;
3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.
Генеральный прокурор рф
Назначается на должность и освобождается от должности по представлению президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Срок полномочий составляет 5 лет.
Генеральный прокурор осуществляет руководство прокурорской системой, издает приказы, указания, инструкции (нормативные акты), а также издает распоряжения по конкретным вопросам.
Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителяи заместителей. Кандидатуры на должность первого заместителя и заместителей Генерального прокурора представляется в Совет Федерации Генеральным прокурором РФ. Причем представление происходит в порядке предусмотренном для представления Президентом РФ кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ. Аналогично решается вопрос освобождения от должности этих должностных лиц.
Заместитель Генерального прокурора вправе исполнять его обязанности. Причем предельный срок исполнения этих обязанностей законом не определен. Заместители Генерального прокурора направляют и координируют работы главных управлений, управлений и отделов на правах управлений в соответствии с установленным Генеральным прокурором РФ распределением обязанностей, принимают управленческие и процессуальные решения по отнесенным к их ведению вопросам. Это распределение обязанностей закрепляется в приказе Генерального прокурора.
Территориальные прокуратуры
Территориальные прокуратуры РФ образованы в соответствии с федеративным устройством и административно-территориальным делением РФ – это республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономные округа и автономная область.
В каждом субъекте РФ действует прокуратуры, название которой соответствует названию субъекта РФ, например Прокуратура Свердловской области.
Основное звено территориальных прокуратур – прокуратуры городов, районов, межрайонные прокуратуры.
В Москве действуют межрайонные и окружные прокуратуры.
В Республике Саха (Якутия) образованы прокуратуры Улусов
Промежуточное положение между первичными звеньями и прокуратурами субъектов РФ занимают прокуратуры городов с районным делением.
По прокуратурам субъектов РФ можно добавить, что они во многом воспроизводят систему федеральной прокуратуры.
Ст. 15 ЗОП посвящена закреплению структуры субъекта РФ. Поэтому при ее рассмотрении нужно обратиться к структуре прокуратуры РФ.
Возглавляет ПСРФ руководитель с заместителями. Работают старшие прокуроры и др.
28. Организация работы в прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах.
Низовое звено: прокуратуры городов и районов.
Ст. 16 ЗОП посвящена закреплению структуры прокуратур городов и районов.
Возглавляет прокурор района. Имеет первого заместителя и заместителей прокурора района (города), а также старших помощников и помощников. Все это зависит от численности населения, уровня преступности, числа промышленных объектов и др. Не сравнить прокуратуру Кировского района и прокуратуру Гаринского района.
В дальней прокуратуре может быть только прокурор и его заместитель, а также штатные сотрудники.
Прокуратуры СРФ определяют структуры и штатную численность работников в подчиненных прокуратурах. Все это осуществляется в предоставленных прокуратурой РФ пределах.
Прокуроры СРФ назначают на должность помощников прокуроров городов (районов), а прокуроров городов (районов) назначает Генеральный прокурор.
Органы управления, законодательной, представительной власти — на уровне области, края и др. Областное УВД, Законодательные собрания и др.
Прокуратура района (города) осуществляет надзор на соответствующем уровне (предприятия, органы на этой территории).
Прокуроры районов (городов) управляют своей штатной численностью (ввереным им коллективом). Прокуроры не назначают на должность своих оперативных работников помощников и не привлекают их к ответственности. Вопросы о привлечении к ответственности или поощрении решаются вышестоящими прокурорами (городской уровень может только подавать представления).
Путаница — по вопросам компетенции прокуратуры городов (районов) с районным делением.
В ЗОП ст. 19 практически ничего не говорит о структуре прокуратур городов с районным делением. Здесь действует то же правило: прокурор города с районным делением, первый заместитель, заместители, помощники прокурора города с районным делением; предусмотрена возможность образования отделов прокуратуры по основным направлениям надзорной деятельности прокуратуры, рассмотрения различных дела в судах и др., по надзору за следствием, дознанием и другие отделы. Они обязательны.
Обратим внимание на приказы ГП от 12.05.2008 № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением».
Планирование в органах прокуратурах.
В прокуратуре очень много текущей работы.
Виды планирования работ в органах прокуратуры применяется:
1)перспективное планирование (перспективные планы)
План составляется на более или менее продолжительный период времени (на 1 год и более). Основывается перспективное планирование на прогнозировании правонарушений. В перспективные планы включаются:
· мероприятия по анализу состояния законности
· проведение координационных мероприятий
· проведение проверки исполнения законов.
Возможность перспективного планирования основывается на том, что в прокуратуре регулярно должна проводиться аналитическая работа (анализ состояния законности). Такой анализ позволяет выявить наиболее распространённые правонарушения по видам, территории, времени совершения. На основе этого анализа возможно прогнозирование по времени, территории и другим показателям.
В соответствии с Приказом генерального прокурора № 34 от 26 июня 1997 года «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» не реже двух раз в год прокуратуры должны проводить анализ состояния преступности, а также условий и причин, её способствующих.
По результатам анализа принимается организационное решение о том, какие мероприятия надо проводить и включать в план.
2)текущее планирование
Обязательным видом является планирование на полугодие (раньше было планирование на квартал).
И полугодия, и кварталы – это периоды более ил менее устойчивого состояния законности.
В текущие планы включаются:
· мероприятия координационного характера (по координации деятельности
правоохранительных органов)
· проверки исполнения законов
· обобщение судебной и следственной практики, практики прокурорского надзора
· мероприятия по повышению квалификации (семинары, конференции и т.д.)
Не включаются в план текущей работы (текущая работа – это та работа, которая есть постоянно):
· работа по разрешению жалоб и обращений граждан
· работа по расследованию преступлений
· работа по участию в рассмотрении дел в судах (поддержка обвинения по уголовным
делам, участие в рассмотрении гражданских дел)
· работа по реагированию на нарушение законов.
Подготовка плана – это процесс. Перед составлением плана должны быть проанализированы результаты выполнения предыдущего плана, предложения работников и проч.
Мероприятия в плане указываются в связи с мероприятиями других отраслей надзора. Мероприятия в плане группируются по отраслям, учитываются во взаимосвязи разных отраслей надзора.
План составляется (разрабатываются и включаются в него мероприятия) на оперативном совещании. После этого план утверждается прокурором и становится документом, обязательным для исполнения (т.е. в дальнейшем за его неисполнение может наступить ответственность).
Включение в план мероприятий – это своеобразный (определённый) способ реагирования на нарушение законности.
Исходя из анализа состояния законности, выбираются наиболее необходимые мероприятия.
Анализ состояния законности предполагает изучение информации, находящейся в самой прокуратуре (внутренней), и поступающей в прокуратуру из других организаций, в том числе – истребуемой прокуратурой информации (внешней).
В прокуратуре изучаются:
· поступившие и разрешённые заявления и обращения граждан
· материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела
· дела, которые расследовались и были направлены в суд
· прекращённые дела
· приостановленные дела
· материалы ранее проведённых проверок
· материалы о нарушении законности, поступившие в прокуратуру из СМИ и
контролирующих органов.
Прокурорские органы должны проявлять инициативу по истребованию информации из органов контроля, органов внутренних дел, службы судебных приставов, судов, таможенных органов. Это внешняя информация.
Это в основном статистическая информация.
К числу контролирующих органов относятся: органы налоговой инспекции, инспекция по охране труда, инспекция по охране окружающей среды, центр санэпиднадзора, управление статистики и др.
Анализ всей этой информации и позволяет определить необходимые мероприятия, которые должны быть включены в план и выполнены.
К планам предъявляются определённые требования:
1)обоснованность включаемых мероприятий
Т.е. запланированные мероприятия должны быть вызваны необходимостью борьбы с правонарушениями в каком-либо органе или организации – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.
2)мероприятия должны быть результативными
Т.е. по результатам их проведения должны быть обязательно приняты меры прокурорского реагирования – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.
3)комплексность
В ряде случаев проведение проверки требует обобщения имеющейся информации.
Комплексность – это включение в план нескольких взаимосвязанных мероприятий из разных отраслей надзора (выполнение одного мероприятия невозможно без выполнения другого).
4)обязательность
Все мероприятия, включённые в план, подлежат выполнению.
31. Служба в органах и учреждениях прокуратуры.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры РФ – это вид государственной службы.
Прокурорские работники являются государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной гос-венной службы.
Правовое положение и условия прохождения службы закрепляются в
ФЗ «О прокуратуре» и п.2 ст.4 ФЗ «Об основах гос. службы в РФ».
Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются также законодательством о труде и законодательством о гос. службе с учётом особенностей, предусмотренных законодательством о прокуратуре.
Содержание службы определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы. Эти особенности ориентированы на оптимальное выполнение прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры.
Протест прокурора.
Статья 23. Протест – это акт реагирования прокурора на противоречащий закону или конституции правовой акт, а также на акт, нарушающий права человека и гражданина.
С протестом прокурор может обратиться:
в орган или к должностному лицу, издавшему этот акт
ü в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу.
В протесте ставится вопрос об отмене или изменении незаконного правового акта, о приведении его в соответствие с законом. В протесте могут содержаться и иные требования, направленные на устранение последствий, вызванных действием незаконного акта.
Устанавливается срок для его рассмотрения (как правило, 10 дней. При наличии исключительных обстоятельств, требующих незамедлительного устранения нарушений, срок может быть сокращён). В случае издания акта коллегиальным органом (органом власти или органом местного самоуправления) рассмотрение протеста должно быть произведено на ближайшем его заседании.
Вынесение протеста порождает определённые правовые последствия в виде обязанности органа или должностного лица рассмотреть протест и незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения. Прокурору сообщается о времени рассмотрения протеста коллегиальным органом, прокурор может присутствовать (вопрос о необходимости участия прокурора в рассмотрении протеста решается в каждом конкретном случае).
В практике существует вопрос: возможно ли принесение протеста на акт в устной форме? Возможно, если будет предварительно проведена проверка, в процессе которой будет установлен факт того, что устное распоряжение имело место.
Структура протеста:
1) вступительная часть
В ней содержатся сведения о субъекте; о наименовании акта, на который приносится протест; наименование самого документа («протест в порядке надзора»).
2) описательная часть
В ней в краткой форме излагается содержание незаконного правового акта (может использоваться прямая или косвенная речь).
3) мотивировочная часть
В ней делается вывод о незаконности правового акта, т.е. даётся правовая оценка этого акта (акт признаётся не соответствующим закону, противоречащим закону).
Выводы о незаконности акта должны подтверждаться соответствующими аргументами:
ü юридические аргументы (даётся ссылка на нарушенную норму и приводится
её краткое содержание)
ü фактические аргументы (выражают противоречие между нормой и содержанием акта).
4) результативная часть
Содержит просьбу об отмене или изменении акта, об устранении нарушения прав граждан, а также информацию о сроках рассмотрения протеста и о необходимости сообщения о результатах рассмотрения протеста в прокуратуру.
Протест составляется в 3-х экземплярах (один экземпляр направляется адресату, второй – направляется в вышестоящую прокуратуру для контроля, третий – остаётся в прокуратуре для контроля).
В случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным. Если прокурор уверен в том, что протест не будет рассмотрен, он может сразу обратиться в суд с заявлением о признании акта недействительным.
Постановление прокурора.
Статья 25. Постановление прокурора
Постановление прокурора
Постановление прокурора – это средство реагирования не на нарушение, а на нарушителя.
Виды постановления прокурора:
1) постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
2) постановление о возбуждении уголовного дела
3) постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному аресту по решению несудебных органов.
Постановление прокурора выносится при наличии в действиях лица состава преступления или административного правонарушения.
По своему содержанию постановление прокурора не является властным актом, а только возбуждает производство. Меры воздействия принимают компетентные органы (суд или иные).
К постановлению прокурора по КоАП предъявляются те же требования, что и к протоколу в деле об административном правонарушении.
Постановление прокурора содержит информацию о нарушении, о нарушителе, о свидетелях нарушения, объяснения нарушителя.
При вынесении постановления прокурор должен учитывать сроки давности привлечения к ответственности (т.е. для вынесения постановления прокурором не должны истечь сроки давности привлечения к ответственности).
Перед вынесением постановления должна быть произведена проверка, истребованы объяснения у правонарушителя, опрошены свидетели.
Постановление прокурора состоит из 4-х частей:
1) вступительная часть
Содержит:
ü наименование акта
ü указывается должностное лицо, вынесшее постановление (фамилия, должность,
классный чин)
ü указывается, в связи с чем проводилась проверка, в процессе которой были
установлены фактические обстоятельства и юридические факты
2) описательная часть
После слова «установил» кратко описываются основные обстоятельства (признаки) правонарушения, его суть (в чём заключалось правонарушение). Приводятся данные, полученные из объяснений правонарушителя и свидетелей.
3) мотивировочная часть
В ней обосновывается наличие в действиях лица состава административного правонарушения или преступления со ссылкой на норму закона, предусматривающую ответственность за совершение этих действий. Норма закона в постановлении должна быть обязательно раскрыта (ссылки на неё недостаточно). При административном правонарушении делается ссылка на закон «О прокуратуре РФ», если заведено уголовное дело – ссылка на статью Уголовного кодекса. Эта часть заканчивается словом «постановил».
4) постановочная часть
В ней содержится:
ü вывод – решение прокурора о возбуждении производства
ü указывается, куда для рассмотрения или для расследования направляется
данное Постановление и материалы проверки
ü постановление содержит положение о необходимости сообщения о результатах
рассмотрения в прокуратуру.
Постановление составляется в 3-х экземплярах:
1) один экземпляр направляется в орган, осуществляющий расследование, или в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса
2) второй экземпляр остаётся в прокуратуре
3) третий экземпляр направляется в вышестоящую прокуратуру.
Сроки рассмотрения установлены в КоАП, сроки расследования – в УПК.
Представление прокурора
Представление – это акт прокурорского реагирования, в котором перед соответствующими органами ставится вопрос об устранении нарушений закона, а также причин и условий, способствующих их совершению.
Представление вносится в орган или должностному лицо, полномочным устранить нарушение закона. Может быть несколько вариантов действий прокурора:1) представление вносится в орган (руководителю организации), где допускается нарушение закона2) представление вносится в вышестоящую организацию или вышестоящему должностному лицу3) представление вносится в орган, на который возложена обязанность осуществления контроля (органы местного самоуправления, органы управления, органы ведомственного или вневедомственного контроля).
В представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной или материальной ответственности.
Вынесение представления порождает определённые правовые последствия в виде обязанности органа или должностного лица:§ безотлагательно рассмотреть представление§ принять меры по устранению нарушений (не позднее, чем в 1-месячный срок)§ незамедлительно сообщить о результатах рассмотрения в прокуратуру.
Структура представления:
1) вступительная часть
В ней содержатся сведения о субъекте, которому адресуется представление; наименование акта («представление об устранении нарушения закона…»), а также информация о том, откуда была получена информация о нарушениях.
2) обобщающе-аналитическая часть
Обобщающей эта часть называется потому, что содержит оценку состояния законности (обязательно должен быть сделан вывод о том, как исполняется законодательство данной организацией).
Затем указываются сведения о количестве выявленных нарушений; о размере вреда от нарушений; о динамике правонарушений (для этого настоящее состояние сравнивается с аналогичным периодом прошлых лет); о причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений; о виновных лицах.
Описание нарушений должно сопровождаться мотивировкой (юридической – указание на нарушенную норму и её краткое содержание, и фактической).
3) заключительная часть
В ней формулируются требования прокурора:
§ предложение об устранении нарушений, а также причин и условий, способствующих
их совершению
§ конкретные предложения (какие мероприятия следует провести),
проведение которых, по мнению прокурора, позволит устранить нарушения
§ предложение о незамедлительном рассмотрении представления и
сообщении о результатах рассмотрения в прокуратуру.
Представление составляется в 3-х экземплярах (себе, адресату и в вышестоящую прокуратуру).
После внесения представления прокурором, его рассмотрения и получения по нему ответа ответ должен быть проанализирован на соответствие его предъявляемым прокурором требованиям.
Прокурор должен проследить за своевременностью рассмотрения представления и проверить реальность принятых для устранения нарушений мер – для этого существуют контрольные проверки (они проводятся через некоторый промежуток времени).
Статья 24. Представление прокурора
Подготовка прокурорами исковых заявлений и заявлений по гражданским делам. Поддержание иска (заявления) в суде.
Надзор прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции осуществляется в формах предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения. Предъявление прокурором иска. Прокурор не обладает правом применения мер принуждения к лицам, виновным в нарушении закона. Однако он не может оставаться безучастным. Если возникает необходимость устранить нарушение закона, восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, организаций и граждан. Предъявление прокурором иска является одним из средств реагирования на установленные нарушения закона. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело, характеризуется некоторыми особенностями: прокурор не несёт судебных расходов по заявленному иску, ему не может быть отказано в принятии искового заявления, к прокурорунельзя предъявить встречный иск, решение суда по иску прокурора распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого предъявлен иск.Свои полномочия по предъявлению иска прокурор использует:
· при защите имущественных интересов государства, предприятий и организаций; при защите интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных родителей, лиц, находящихся под опекой и попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд;
· если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требую интересы обеспечения законности;
· когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение;
· когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц.
По какому бы поводу ни предъявлялся прокурором иск, этому должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка исковых материалов, в необходимых случаях требования прокурора должны быть подкреплены соответствующими документами. В заявлении надлежит указать:
1. наименование суда, в который направляется исковое заявления;
2. наименование истца, место его нахождения;
3. наименование ответчика, его место нахождения;
4. обстоятельства, на которых прокурор основывает своё требование;
5. требование истца;
6. цена иска, если иск подлежит оценки;
7. перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Заявление подписывается прокурором и представляется в суд с копиями по числу
ответчиков.
Дальнейшая деятельность прокурора сводится к участию в рассмотрении дела
судом и поддержанию своих исковых требований. При судебном рассмотрении
заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен.
Сущность, цели и задачи прокурорского надзора. Место прокуратуры в системе госорганов
Прокурорский надзор - осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.
Сущность П.Н.состоит в том, что;
1. П.Н. самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
2. П.Н. осуществляется от имени государства.
3. П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.
4. П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.
Цели прокурорского надзора :
· обеспечение верховенства закона;
· обеспечение единства и укрепления законности;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора:
1) надзор за исполнением законов:
· федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
· органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
· судебными приставами;
· администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:
· федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудит