Сущность и признаки прокурорского надзора в Российской Федерации. Органы прокуратуры России

Российская Федерация как государство, обеспечивая полное, единообразное и безусловное исполнение принятых законов, опирается на систему орга­нов законодательной, исполнительной и судебной власти. Особое ме­сто при реализации этой важнейшей функции государства занимают органы прокуратуры РФ, которые осуществляют от имени государства надзор за соблю­дением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на тер­ритории России. Основой надзорной деятельности прокуратуры являются нормы Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законов и международ­ных договоров Российской Федерации..

Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельно­сти, направленной на исполнение законов в Российской Федерации, исключает какое-либо вмешательство в его осуществление. Законодательно установлен запрет на воздействие в ка­кой-либо форме органов государственной власти и органов местного са­моуправления, общественных объединений, средств массовой инфор­мации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя прокуратуры при принятии ими решений.

Сущность прокурорского надзора невозможно определить без анализа целей и задач данного вида деятельности про­куратуры Российской Федерации.

Цели прокурорского надзора, а также других видов и направлений дея­тельности прокуратуры закреплены в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». К таковым законодатель относит: обеспечение верховенст­ва закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод че­ловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Цели дея­тельности прокуратуры установлены законодательно и расшири­тельному толкованию не подлежат.

Цели прокурорской деятельности, в том числе цели про­курорского надзора, достигаются посредством реализации поставлен­ных перед прокуратурой Российской Федерации задач. Задачи прокурорской деятельности, в том числе задачи прокурор­ского надзора, вытекают из норм Конституции РФ, сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», дру­гих федеральных конституционных и федеральных законах, ряде меж­дународных договоров и соглашений, закреплены в приказах и указани­ях Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокуратура призвана обеспечить:

· своевременное выявление нарушений закона;

· своевременное устранение нарушений закона;

· предупреждение нарушений закона.

Задачи органов прокуратуры принято подразделять также на: а) общие задачи прокурорской деятельности; б) общие задачи проку­рорского надзора; в) специальные задачи отдельного вида (направле­ния) деятельности прокуратуры. На прокуратуру современной России не может быть возложено выполне­ние функций, не предусмотренных федеральными законами.

К основополагающим признакам прокурорского надзора, раскрывающим его сущность обычно относят:

  • осуществление его от имени государства. Прокурорский надзор является разновидностью государственной деятельности, осуществляемой прокуратурой Россий­ской Федерации – единой централизованной федеральной системой органов, специально образованных для осуществления данной деятельности;
  • осуществление специальными субъекта­ми — прокурорами. Прокуроры являются государственными служащи­ми, правовое положение которых определено законодательством;
  • осуществление в законодательно определенных формах и пределах, имеющих ярко выраженную направ­ленность на обеспечение точного, безусловного и единообразного ис­полнения законов и принадлежащими к исключительным полномочиям прокуратуры;
  • всеобъемлющий характер (широкий диапазон воздействия) прокурорско­го надзора. В современной России нет и не может быть других государственных органов, которые подобно прокуратуре осуществляли бы надзор за соблю­дением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на тер­ритории Российской Федерации;
  • наличие у прокуроров специальных полномочий, включая воз­можность использования законодательно установленных форм реаги­рования прокурора на нарушения законности;
  • осуществление независимо от любых воздействий каких- либо органов, организаций, учреждений, их должностных лиц и представителей.

По своей природе и своему функциональному назначению прокурорский надзор един. Но в силу многообразия над­зорной деятельности принято выделять самостоятельные отрас­ли прокурорского надзора. Отраслью прокурорского над­зора обозначают законодательно определенную самостоятельную составную часть единого прокурорского надзора, характеризующуюся наличием собственных объекта и предмета надзора, а также особыми, характерны­ми только для данной области общественных отношений специфиче­скими задачами и полномочиями прокурора по надзору за исполнением законов.

В современный период прокурорский надзор составляют пять само­стоятельных отраслей, нашедших закрепление в Федеральном законе о прокуратуре:

· надзор за исполнением законов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие;

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые су­дом меры принудительного характера, администрациями мест содержа­ния задержанных и заключенных под стражу.

1.2. Предмет курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации». Соотношение предмета курса с другими юридическими дисциплинами.

Предмет курса «Про­курорский надзор» образуют: 1) правовые нормы, определяющие социальное предназначение, цели, задачи, принципы организации, виды и основные направления деятельности прокуратуры; 2) систе­ма и структура органов прокуратуры; 3) полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора и иных видов прокурорской деятельности.

Необходимо отметить, что такое название учебной дисциплины в некотором смысле не совсем корректно, так как в ее рамках изу­чается не только прокурорский надзор, но и другие виды и основные направления деятельности прокуратуры.

Своеобразие курса прокурорского надзора заключа­ется в том, что он имеет связь с большинством правовых дисциплин. Данное обстоятельство обусловлено тем, что эффективная деятельность органов прокуратуры возможна только с соблюдением норм права, которые изучаются в рамках многих правовых дисциплин.

Теория государства и права является базовой для всех учебных дисциплин, в том числе для дисцип­лины «Прокурорский надзор». Теория государства и права изучает фундаментальные категории государства и права. Прокуратура является неотъ­емлемой частью государст­венного механизма, а законодательство, регламентирующее организацию и деятельность прокуратуры, представляет собой значимую часть сис­темы права.

История государства и права рас­сматривает институты государства и права в процессе их исторического развития. Прокурорский надзор также исследует институт прокуратуры в ее историческом развитии, что позволяет выделить причины и условия, способствующие образованию и реформированию российской прокурату­ры, отразить исторически обусловленные изменения целей, задач, принципов, функций и полномочий прокуратуры.

Учебная дисциплина «Конституционное пра­во» предусматривает изучение норм, определяющих базовые по­ложения организации прокуратуры; порядок назначения Гене­рального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и иных про­куроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними.

Учебная дисциплина «Адми­нистративное право» рассматривает вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора, а также комплекс полномочий прокурора при производстве по делам об административных правонарушениях.

В курсе прокурорского надзора находят отра­жение наиболее важные положения, закрепленные в курсе граждан­ского права. Прокурор при осуществлении своей деятельности должен не только знать, но и уметь применять нормы гражданского права.

Ряд положений курса «Уголовного права» включен в курс прокурорского надзора. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности, наказания и освобождения от него. Знание про­курором курса «Уголовное право» способствует организации эффективной борьбы с преступностью и работы при осуществлении надзора за исполнением законов ор­ганами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, испол­няющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуди­тельного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, что предопределяет рассмотрение ряда положений уголовно-исполнительного права в рамках курса «Прокурор­ский надзор».

Прокурорский надзор тесно связан с отраслевыми процессуально-правовыми дисциплинами, такими как уголовное про­цессуальное право, гражданское процессуальное право и арбитраж­ное процессуальное право (комплекс полномочий прокуро­ра соответственно в уголовном и гражданском судопроизводстве и при участии его в рассмотрении судами арбитражных дел).

Один из разделов курса «Правоохранительные органы» посвящен прокуратуре и ее задачам, функциям, систе­ме органов прокуратуры, вопросам организации прокуратуры. Но данная дисциплина формирует общее представление о прокурату­ре, не претендуя на глубину освещения каждого вопроса. Цель изучения дисциплины «Правоох­ранительные органы» — дать общее представление о них, рассматривая правоохранительные органы как об­щую систему государственных органов и органы прокуратуры, в свою очередь, как необходимый элемент данной системы.

Курс прокурорского надзора включает в себя ряд положений финансово­го, налогового, авторского, водного, жилищного, земельного, наследственного, семейного, экологического права и др.

Существует связь прокурорского надзора с науками, изучающими международное право: международное публичное право, междуна­родное частное право, космическое право и др..

Очень тесно курс «Прокурорский надзор» связан с прикладны­ми юридическими науками: криминологией, криминалистикой, судебной медициной, судебной психиатрией, юридической психологией, судебной статистикой.

1.3. Система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации».

Курс учебной дисциплины «Прокурорский надзор» принято подразделять на Об­щую и Особенную части.

В Общей части курса обычно рассматриваются: 1) понятие, содержание и сис­тема курса прокурорского надзора как вида государственной деятель­ности и как самостоятельной учебной дисциплины; 2) предмет, цели, зада­чи, методы и пределы прокурорского надзора, полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования; 3) вопросы о понятии, природе, целях и задачах прокуратуры; месте прокуратуры в системе государствен­но-правовых институтов Российской Федерации; 4) правовые основы и принципы организации и деятельности современной российской прокуратуры; задачи, функции и основные направления деятельно­сти; 5) система органов и учреждений прокуратуры; 6) организация работы и управления в органах прокуратуры; вопросы государственной служ­бы и кадрового обеспечения в органах и учреждениях прокуратуры; ис­торические этапы становления отечественной прокуратуры.

В особенную часть курса включают следующие темы:

· прокурорский надзор за исполнением законов, т.е. общий надзор;

· прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, до­знание и предварительное следствие;

· участие прокурора в рассмотрении дел судом;

· прокурорский надзор за исполнением законов админи­страциями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и. заключенных под стражу;

· осуществление проку­ратурой функций уголовного преследования;

· участие прокурора в правотворческой деятельности;

· координация деятельности всех правоохранительных ор­ганов по борьбе с преступностью;

· международное сотрудничество органов прокуратуры.

Наши рекомендации