Сбор и обобщение фактического материала
Важным этапом проведения исследования является сбор фактического материала и его обобщение. В работе рекомендуется использовать судебную практику, практику иных органов и статистические данные.
Если на консультации с руководителем будет признано целесообразным провести социологический опрос или интервьюирование, то необходимо составить примерную анкету или опросный лист, согласовать его с научным руководителем, после чего перепечатать начисто и размножить в необходимом количестве.
Обобщенные фактические данные могут быть приведены по тексту работы в виде отдельных таблиц, а текст анкеты или программы и данные, не нашедшие отражения в тексте, целесообразно поместить в приложениях к работе.
Структура и содержание курсовой работы
Структурными элементами курсовой работы являются:
− титульный лист;
− содержание;
− введение;
− основная часть – разделы (главы), подразделы (параграфы), пункты;
− заключение;
− список использованных источников;
− приложения (при необходимости).
Титульный лист
Титульный лист, первый лист работы, заполняется по форме, приведенной в приложении А.
Титульный лист содержит следующиеэлементы:
− Министерство образования и науки Российской Федерации (пишется прописными буквами, размер шрифта 12);
− Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования (пишется строчными буквами, с первой прописной, размер шрифта 12);
− «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» пишется прописными буквами, в кавычках (размер шрифта 14, полужирный шрифт);
− (ФГБОУ ВПО «КубГУ») в скобках, размер шрифта 14, полужирный шрифт.
Наименование кафедры пишется строчными буквами, с первой прописной (размер шрифта 14, полужирный шрифт).
Слова «курсовая РАБОТА» и наименование темы пишутся прописными буквами (размер шрифта 14, полужирный шрифт).
Далее размещаются:
− расшифровка подписи (инициалы и фамилия) автора работы, подпись и дата;
− факультет, курс;
− специальность или направление;
− должность, учёное звание и учёная степень, расшифровка подписи (инициалы и фамилия) научного руководителя и нормоконтролера, подпись и дата.
Внизу указывается город и год выполнения курсовой работы без знаков препинания (строчными буквами, с первой прописной, размер шрифта 14).
Содержание
Содержание включает введение, наименования разделов (глав), подразделов (параграфов) и пунктов (если имеются) в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, заключение, список использованных источников и приложения(если имеются).
Введение, заключение, список использованных источников, приложения и номера разделов (глав) печатают без отступа от левого края страницы. Номера подразделов (параграфов) − с отступом, равным двум знакам, относительно разделов (глав); пунктов – с таким же отступом относительно (подразделов) параграфов.
Промежутки от последней буквы названия до номера страницы заполняют отточием.
При необходимости продолжения записи наименования на второй (последующей) строке его начинают на уровне начала этого наименования на первой строке, а при продолжении записи наименования приложения – на уровне записи обозначения этого приложения.
Введение, заключение, список использованных источников и приложенияне нумеруются.
Пример оформления содержания приведен в приложении Б.
Введение
Введение представляет собой наиболее ответственную часть курсовой работы. Во введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы, показать степень её разработанности, определить цель, задачи, объект и предмет исследования, перечислить применяемые методы исследования, его теоретическую, нормативную и эмпирическую основы, кратко описать структуру работы.
Обоснование актуальности выбранной темы − начальный этап любого исследования. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий.Далее необходимо показать степень разработанности темы, после чего перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить и т.п.). Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она предопределяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами нужно пользоваться.Затем формулируются объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категории процесса познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.
После этого необходимо указать методы исследования, показать теоретическую, нормативную и эмпирическую основы курсовой работы.
При написании работы рекомендуется применять системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, социологический, статистический и другие методы исследования.
Особое внимание следует обратить на сравнительно-правовой метод, который позволяет, в частности, сопоставить российское, зарубежное и международное законодательство, выработать предложения, направленные на использование позитивного зарубежного опыта в российской правовой системе, гармонизацию российского и международного права.
В заключительной части введения необходимо кратко описать структуру работы.
Основная часть
В основной части работына основе изучения имеющейся литературы по исследуемой теме, а также нормативных материалов, иных официальных документов и материалов практики рекомендуется рассмотреть краткую историю, теоретические аспекты темы, принятые понятия и классификации, проанализировать фактический материал по избранной теме, собранный во время подготовки работы, дать всестороннюю характеристику объекта и предмета исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов предмета исследования за рубежом. Основная часть должна содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, подходов к решению рассматриваемых проблем. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает их критическую оценку.
При освещении исследуемой темы не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источники.
Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами.
При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость, умение вести научную полемику, которая должна носить уважительный и тактичный характер.
Как правило, при выполнении исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («мы полагаем», «по нашему мнению») или от имени третьего лица («автор считает необходимым», «по мнению автора»). В конце каждого раздела (главы) работы рекомендуется кратко сформулировать выводы.
Заключение
Заключение как самостоятельный структурный элемент работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных результатов.
Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.
В заключении должны быть представлены:
− краткие выводы по результатам работы;
− оценка полноты решения поставленных задач;
− предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений и рекомендаций в юридической практике.
Заключение включает обобщения, выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.