Понятие и сущность криминалистической версии

Под криминалистической версией понимают обоснованное предположение, касающееся сущности расследуемого события или отдельных фактов, имеющих значение для его расследова­ния, объясняющее происхождение, содержание и связь между этими фактами. Практическое значение криминалистических версий состоит в возможности планирования расследования, а проверка версий обеспечивает полноту и всесторонность рассле­дования.

Криминалистическая версия по своей логической природе является самостоятельной разновидностью рабочей гипотезы, которая:

• используется в уголовном судопроизводстве;• объясняет факты, которые имеют значение для раскрытия, расследования преступления;• должна быть проверена в ограниченный срок, установлен­ный законом;• проверяется компетентными должностными лицами, уста­новленными законом методами и средствами при возмож­ном противодействии расследованию.

Криминалистическая версия должна быть:• реально возможной, принципиально проверяемой;

• обоснованной установленными фактами;

• относительно простой, имеющей четкую, однозначную

формулу;

• приложимой к более широкому кругу явлений, устанавли­ваемых в ходе расследования.

Классификация криминалистических версий

1. По субъекту выдвижения :

Различные предположения могут высказываться подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, защитни­ками, потерпевшими, гражданскими истцами и ответчи­ками, их представителями.

Следственная версия — выдвигается следователем.

Оперативно-розыскная версия — выдвигается оперативным работником.

Экспертная версия— выдвигается экспертом.

Судебная версия — выдвигается судом относительно принятого к рассмотрению дела. Обычно носит проверочный характер.

2. По степени определенности выдвигаемых предположений типич­ные и конкретные

Типичные (типовые) версии дают самое общее представление о событии в условиях недостаточности фактических данных. Чаще всего они выдвигаются в начале расследования, когда мало информации о событии. При проверке типовых версий ошибочные варианты отбрасываются, а находящие подтверждение версии уточняются, детализируются и служат основой для конкретных версий.

Конкретные (специфические) версии выдвигаются на основе имеющихся фактических материалов, чаще всего вырастают из типичных версий.

3. По объему объясняемых фактов версии делятся на общие и частные.

Общие версии — предположения, дающие объяснение всего события. Например, это предположение о том, что данное конкретное событие является убийством, несчастным случаем и т.д.

Частные версии — предположения, объясняющие отдельные элементы события, например, это предположение о том, кто является субъектом преступления, каким способом было совершено деяние и т.д.

4. По степени вероятности — маловероятные и наиболее вероятные. Подобное деление определяется субъектом выдвижения версии и зависит от результатов, даваемой им оценки, его знаний, навыков и умений. Однако не­зависимо от степени вероятности той или иной версии, их необходимо проверять параллельно. Порой именно отработка маловероятных версий и приводит к раскры­тию преступления.

5. По времени построения — первоначальные и последующие. Ни те, ни другие криминалистические версии не являются приоритетными. Нередко в процессе расследования, осо­бенно при возобновлении производства по приостановлен­ному уголовному делу, приходится обращаться к «старым», т.е. первоначальным версиям.

6. По отношению к предмету доказывания версии подразде­ляются на обвинительные и оправдательные.

Обвинительная версия — лишь одно из вероятных объяснений совершенного преступного акта, альтерна­тивой которой является оправдательная версия (контр­версия), предполагающая невиновность данного лица. Обе версии требуют равнозначной объективной про­верки. Такое основание классификации является част­ным случаем деления версий на основные и контрвер­сии. Последние выполняют функцию предупреждения односторонности и необъективности, ориентируя на расширение круга фактически возможных версий.

Понятие типичной версии

Под типичной версией понимается наиболее характерное для данной ситуации с точки зрения следственной или судебной практики предположительное объяснение факта или расследуемого события в целом. Их разработка и использование представляют по существу частный случай применения в области доказывания схем и других форм наглядного выражения строгих систем, полученных в результате глубокого обобщения практики. Смысл использования этих версий заключается в объяснении события при минимальных исходных данных, что необходимо для выбора направления расследования в самом его начале. Так, одного факта обнаружения трупа достаточно для выдвижения таких типичных версий, как версии об убийстве, самоубийстве, несчастном случае и ненасильственной смерти. Однако типичные версии имеют лишь ограниченное познавательное значение. Основываясь на минимальных фактических данных, они могут дать только самое общее объяснение события, используемое при планировании первоначальных следственных действий, но недостаточное для успешного завершения расследования При построении типичных версий в наибольшей степени используется опыт расследования однородных или сходных дел. Типичные версии отнюдь не должны рассматриваться как лучшие или худшие по сравнению с версиями, основанными на конкретных особенностях исследуемого события Они играют полезную роль в начале расследования, а затем по мере развития процесса доказывания они конкретизируются, уточняются, в случае необходимости отбрасываются .При построении и проверке версии наряду с другими видами умозаключений широко используется аналоги Положим, что из следственной практики известно, что конкретный преступник-рецидивист совершил несколько краж со взломом; на месте преступления он действует целесообразно, действия его носят "профессиональный" характер: взлом совершается в наиболее уязвимом месте преграды, наиболее эффективным способом и т. п. Если на месте новой кражи следователь обнаруживает аналогичные признаки, он может выдвинуть версию о том, что и эта кража совершена тем же самым конкретным субъектом. Здесь имеет место умозаключение по аналогии: на основании аналогии (сходства) в способе действия делается вывод о том, что совпадает и субъект.

37.Понятие планирования расследования

Планирование расследования — мыслительная деятельность, направленная на определение возникающих в ходе следствия задач и отыскание конкретных путей их разрешения, результаты которой, как правило, отражаются в письменных планах рассле­дования.

Деятельность по планированию рас­следования включает в себя:

• выбор направления расследования посредством выдвиже­ния следственных версий;

• определение задач расследования и их конкретизацию путем установления предмета и пределов доказывания, а также обстоятельств, сопутствующих предмету доказыва­ния, выяснение которых необходимо для установления истины;

• определение круга следственных и иных действий и меро­приятий оперативно-розыскного и организационно-технического характера, необходимых для решения постав­ленных задач, проверки выдвинутых версий;

• определение тактики намеченных следственных действий;

• установление сроков и последовательности проведения на­меченных действий;

• определение исполнителей запланированных действий;

• оформление намеченной программы в виде письменных планов расследования, схем, графиков, карточек.

Планирование тесно связано с организацией расследования по конкретному делу, под которой понимают комплекс мер, соз­дающих оптимальные условия для осуществления расследова­ния. Если сущность планирования заключается в том, чтобы правильно наметить программу действий следователя, организа­ционная деятельность состоит в обеспечении реализации наме­ченного плана.

38.Принципы планирования расследования

Динамичность означает, что эта деятельность не является разовым актом, а осуществляется постоянно на протяжении всего процесса расследования. Планы расследования не являют­ся неизменными; они постоянно уточняются, дополняются; в них учитываются вновь возникшие следственные версии, тре­бующие дополнительной проверки.

Индивидуальность планирования обусловливается неповто­римостью каждого из расследуемых преступлений и особенно­стями личности следователя, осуществляющего планирование. План должен строиться только на данных, полученных в ходе конкретного следствия.

Конкретность планирования состоит в отсутствии в разра­батываемых планах общих формулировок. Содержащаяся в них программа призвана предельно четко определять цель плани­руемых действий, кто в какие сроки, где и когда будет осущест­влять эти действия и другие основные вопросы.

39.Техника планирования (формы планов)

Формы планирования. Любой план может иметь мысленную, письменную и графическую форму. О самостоятельной мысленной форме плана, конечно, можно говорить с определенной натяжкой. Эта форма практически может существовать как промежуточная до составления письменного или графического плана. Наиболее распространенной формой плана является письменная форма.

Применительно к расследованию преступлений на практике сложилась определенная типовая письменная форма плана расследования, в которой рекомендуется предусмотреть следующие данные: 1) наименование дела; 2) время его возбуждения и время принятия к производству следователем; 3) срок окончания расследования; 4) лицо (лица), подвергнутые аресту; 5) дата ареста;

6) графы: а) доверсионные вопросы (нуждающиеся в выяснении еще при отсутствии оснований для какой-либо версии); б) версия; в) подлежащие решению вопросы; г) необходимые мероприятия; д) срок выполнения каждого мероприятия; е) исполнители; ж) отметка о выполнении мероприятия (что установлено в результате его проведения)*.

При этом для каждой версии необходимо выделить отдельную горизонтальную полосу (рис. 6). По многоэпизодным делам составляются общий и отдельные (по эпизодам, субъектам, местам совершения преступления и др.) планы с использованием указанной выше схемы.

Поскольку у каждого следователя в производстве находится не одно, а несколько уголовных дел, целесообразно на основе планов по каждому делу составить свободный план работы на любой период времени (неделю, декаду и т.п.).

В качестве вспомогательных средств фиксации к плану могут быть приложены различные схемы, раскрывающие следующее: связь и соподчиненность отдельных звеньев производства; связи подозреваемых и обвиняемых; движение материальных ценностей и т.д.

Графическая же форма плана чаще всего используется при так называемом сетевом планировании расследования. В таком плане отдельные виды намечаемых действий обозначаются с помощью различных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). Подобная форма плана весьма наглядна, но техника его составления более сложна, требует более длительного времени и специальных навыков.

Наши рекомендации