Особености личности несовершеннолетнего преступника.

1. Личностные качества несовершеннолетних преступников имеют свои возрастные особенности, которые хотя и присущи всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения. При определенных условиях они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния или облегчить возникновение криминогенной ситуации. Например, такие определяемые возрастом особенности, как недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования социальных установок, повышенная внушаемость, ориентация на неформальную группу, стремление показать себя слишком взрослым, демонстрации независимости, в большей части характерны для несовершеннолетних.

2. Социально-демографические особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с тем, что «преступная активность» в сфере различных возрастных групп несовершеннолетних значительно различается. Это обусловлено особенностями статуса, уровнем развития, условиями воспитания и контроля.

Подростки младшего возраста (14--15 лет) составляют не более одной пятой среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Девушки -- менее 5%.

В отличие от прошлых лет факт воспитания в неполной семье уже не занимает ведущего места в характеристике личности несовершеннолетних преступников, хотя и сейчас он встречается в два-три раза чаще, чем в контингенте подростков, не совершающих преступлений. В то же время для несовершеннолетних преступников типично нахождение их в таких семьях, возможности которых в воспитании детей ограничены или которые непосредственно оказывают на них отрицательное влияние. Существенных различий в материальных и жилищных условиях несовершеннолетних, совершающих преступления, по сравнению с теми, кто не преступает закон, не наблюдается.

По выборочным данным, от двух пятых до половины преступлений несовершеннолетних совершаются работающими подростками. На долю учащихся общеобразовательных школ и учащихся ПТУ приходится по 15 -- 20% и на долю подростков, уклоняющихся от учебы и работы, -- 10 --15%.

3. Особенности культурно-образовательной характеристики большинства несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с их отставанием по образовательному уровню от сверстников, хотя после перехода к обязательному среднему образованию это различие несколько сглаживается. Вместе с тем значительная часть несовершеннолетних преступников, образовательный уровень которых формально соответствует возрасту, фактически его не достигает, так как оценки успеваемости были заведомо завышены школой или ПТУ. Все еще значительна доля второгодников и лиц, оставивших школу (этот показатель в 20 раз выше, чем в контингенте несовершеннолетних, не совершающих преступлений).

Отмечается также: а) ограниченность использования ряда каналов культурной информации (регулярно читали книги не более 10--20% обследованных подростков, совершающих преступления, газеты -- менее 10%, причем в основном спортивную и развлекательную информацию); б) использование кино, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации; в) предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде которой преимущественно проводится свободное время; г) ограниченность интересов и потребностей в сфере образования и культуры, предпочтение пассивно-потребительского досуга.

4. Особенности потребностей и интересов в сфере учебной, трудовой, общественной деятельности несовершеннолетних, совершающих преступления, включают: а) утрату интереса к учебе, отрыв от учебного коллектива, от его требований и оценок, потерю чувства ответственности перед ним (в четырех случаях из пяти эти несовершеннолетние существенно отставали в учебе, причем по мере ослабления социальной мотивации обучения подросток все более тяготеет к бесцельному, беспорядочному проведению свободного времени);

б) отсутствие интереса к работе, узко утилитарное отношение к профессии, отсутствие связанных с ней длительных планов, отчужденность от трудового коллектива и несформированность чувства ответственности перед ним (по данным различных исследований, две трети преступников из числа работающих подростков относились недобросовестно к своим обязанностям, более половины успели сменить одно или несколько мест работы, несмотря на небольшой общий стаж);

в) неучастие в общественной работе.

Соответственно и в сфере досуга и быта для большинства несовершеннолетних преступников типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по улицам, участие в выпивках и кутежах. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству и вытесняют благородные стремления и общественно полезные цели. Кредо этих юношей и девушек -- повеселее пожить, взять от общества все, ничего не отдавая взамен. «Веселая жизнь» в их представлении -- это безделье, бессмысленное проведение досуга. Люди такого склада, такого понимания жизни не утруждают себя заботой о том, чтобы использовать свободное время для своего нравственного совершенствования, для повышения культурно-образовательного уровня, а к тем, кто это делает, относятся презрительно. Исследования показывают, что интересы к сфере техники, к художественной самодеятельности, занятиям спортом проявляются у этого контингента в три-четыре раза реже, чем у подростков, не совершающих преступлений. В условиях указанного понимания жизни и отношения к ней усиливаются эгоистические привычки и создаются ситуации, способствующие правонарушениям.

5. Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения правового и нравственного сознания (толкование долга, совести, дозволенности, исходя из групповой солидарности, с позиций личной выгоды и индивидуалистических интересов; ориентация на получение сиюминутного удовольствия; равнодушие к переживаниям и страданиям других людей или даже стремление самоутвердиться, причиняя их более слабым). Это, в частности, понимание законодательных запретов как формальных и не обязательных «для себя лично»; непонимание социальной роли закона, противопоставление закона целесообразности, групповых норм нормам закона; искаженность понятий правомерного и неправомерного поведения; отрицание справедливости правоприменительной практики, враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам; убежденность в возможности избежать наказания за содеянное, неверие в то, что ответственность преступников неотвратима.

6. Для эмоционально-волевой сферы несовершеннолетнего преступника характерно ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, грубости и жестокости, лживости и несамокритичности. Значительное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15 -- 25% случаев. Следовательно, в «механизме» преступного поведения чаще играет роль не слабоволие, а отрицательная волевая направленность.

7. Преобладающая часть несовершеннолетних преступников не обнаруживает выраженного нарушения физического здоровья.

Вместе с тем, как показывают данные разных исследований, нервно-психические расстройства встречаются у несовершеннолетних, совершивших преступления, чаще в три-шесть раз, чем у их правопослушных сверстников. Из этих данных также видно, что указанные расстройства -- это не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические черты или остаточные явления после травм. Сами же психопатические черты характера в своем подавляющем большинстве (четыре, пятых) приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

8. Применяя общую типологию личности преступников к рассматриваемому контингенту и несколько видоизменяя ее в соответствии со спецификой последнего, можно говорить о четырех основных типах несовершеннолетних, совершивших преступления в результате:

а) случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности ;

б) попадания в соответствующую ситуацию в результате неустойчивости общей направленности личности («шатающегося» характера);

в) преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивости (несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и «опыт» мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете и т. п.);

г) относительно устойчивой антиобщественной направленности личности, обусловливающей поведение

(несовершеннолетние, совершившие преступления неоднократно, рецидивисты и т. п.).

Доля названных типов в контингенте несовершеннолетних преступников выражается, по выборочным исследованиям, соответственно как: 25 -- 30%, 25 -- 30%, 30 -- 40%, 10 -- 15%.

Данная типология позволяет выделить не только основные варианты направленности личности несовершеннолетних преступников, но и этапы постепенного перехода от единичных элементов деформации личности к их «цепочке», а следовательно, определить исходные положения для дифференциации и индивидуализации мер профилактики и наказания.

Наши рекомендации