В чем заключается воспитательно-профилактическая работа с функционально-несостоятельными семьями юристом?

В воспитательно-профилактической работе с функционально несо­стоятельными семьями особенно важна своевременность и слаженность действий всех звеньев профилактической системы, умение найти под­ход не только к «трудному», но и к его родителям.

На практике нередко случается, что вместо того, чтобы выступать единым фронтом, семья и школа занимают по отношению друг к другу открыто непримиримую позицию, что в конечном счете только ослож­няет положение подростка. Такая настороженность, непонимание в отношениях возникают в результате того, что учитель становится источником только отрицательных эмоций у родителей, источником лишь неприятной информации о поведении их ребенка. Все это приводит к тому, что постепенно родители избегают всякого общения, взаимодействия со школой.

Важнейшим условием успешной работы по оздоровлению условий семейного воспитания «трудных» является взаимоуважение и до­верительность в отношениях родителей и тех, кто пытается помочь им в преодолении затруднений в воспитании, в установлении здоровой домашней атмосферы.

Общественному воспитателю, инспектору, учителю при установ­лении доверительных отношений с родителями полезно опираться на рекомендации психологов, в частности, специально разработанную Л.Б. Филоновым методику установления доверительных отношений между людьми в процессе общения [171 ].

Согласно этим рекомендациям, контактное взаимодействие педа­гога, психолога и родителей должно складываться из шести стадий. На начальных стадиях необходимо завоевывать доверие родителей, в период сближения следует исходить из того, что родители идут охотнее на контакт с теми должностными лицами, которые при первой встрече одобрительно отзываются об их детях. Поэтому педагог перед общением с родителями должен «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем такие положительные качест­ва, которые даже для родителей являются «открытием». Итогом и результатом контактов на этой стадии должно быть снятие напряжения в общении, которое до этого было источником неприятных состояний родителей. У родителей формируется представление, что педагог спо­собен правильно понять их ребенка и родительские чувства по отно­шению к нему и оказать реальную помощь.

Затем общение идет по пути расширения тем доверительных бесед, создается своеобразная эмоционально насыщенная среда, в которой педагог, психолог становится необходим родителям как слушатель,понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

Если первые стадии взаимодействия являются периодом накоп­ления «чистых» согласий и положительных эмоций от обсуждения проб­лем воспитания, то последующие стадии, когда доверие достигнуто, посвящены выявлению рассогласований, тех объективных причин, ко­торые мешают успешному взаимодействию сторон. На данной стадии родителям сообщается о том, какие негативные качества и особенности поведения подростка более всего вызывают беспокойство.

Утвердившиеся доверительные отношения перерастают в активное взаимодействие семьи и представителей превентивных служб.

Здесь описан один из возможных путей установления доверитель­ных здоровых отношений с родителями, которые, разумеется, могут развиваться далеко не всегда и не со всеми родителями. Из перечислен­ных выше типов неблагополучных семей методика контактного взаимо­действия в первую очередь применима к семьям с прямым десоциа-лизирующим влиянием, где основным дефектом семейного воспитания являются неправильно сложившиеся взаимоотношения в семье. Час­тично методика взаимодействия облегчает поиски взаимоотношения в работе с асоциально-аморальными семьями.

Степень доверия к превентивным социально-психологическим службам повышает принцип добровольности и анонимности обраще­ния. Чтобы обратиться к психологу, вовсе не обязательно становиться на учет в инспекцию и комиссию по делам несовершеннолетних и тем более предавать огласке свои семейные проблемы.

Психологические службы, обеспечивающие помощь семье и детям, помогут разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги, формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих де­тей. Эти же службы могли бы осуществлять психологическую кор­рекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сот­рудников инспекций по делам несовершеннолетних, то есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с «трудными» детьми, подростками и неблагополучными семьями.

Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную пользу в работе с криминально-аморальными семьями, где степень мо­ральной деградации родителей такова, что увещевания и меры психо­логического воздействия оказываются безуспешными в плане избав­ления людей от их пороков: пьянства, развратного образа жизни, жес­токости, скандальности и прочего. В данном случае, как мы уже отметили выше, требуются решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домашней обстановки и оказанию социально-право­вой помощи.Таким образом, выбор способов коррекционно-профилактической работы с функционально несостоятельными семьями начинается с изу­чения и выявления семейного неблагополучия и определяется характе­ром этого неблагополучия.

Наши рекомендации