Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.
Изучение проблем судебной психологии долгое время не шло дальше этих первых попыток. Во второй половине XIX в. не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему расширению судебно-психологических исследований.
2-ой ЭТАП - Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).
Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.
Создаются две школы:
1- антропологческая школа уголовного права;
2- сициальная школа уголовного права;
Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологической школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», который в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.
Представители социологической школы использовали идеи утопического социализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности социальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе прогрессивные для своего времени элементы.
В начале XX в. в юридической психологииначинают использоваться экспериментальные методы исследования.
В 1900 г. французский психолог Альфред Бинэ опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы:
1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки;
2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседаний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.
В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение».
3-ий ЭТАП- Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.
Синдром Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.
На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью не подтверждается статистически.
Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.
Особое внимание последователи биологизаторского подхода, и в частности представители фрейдистской и неофрейдистской школ, уделяют объяснению природы такого свойства, как агрессивность, которая якобы служит первопричиной насильственных преступлений. Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейдистов, в результате того, что по различным причинам не получают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких не осознаваемых врожденных влечений
З.Фрейд рассматривал — либидо;
А. Адлер — стремление к власти, к превосходству над другими;
Э. Фромм — влечение к разрушению.
12. Определите и охарактеризуйте модели педагогики в подготовке юристов к профессиональной деятельности.
1. Модель полиция «политиков-наблюдателей». Характеризуется политической коррумпированностью, служением политической силе, низким уровнем профессионализма, репрессивностью, неформальным отношением между сотрудниками. Полицейские органы в данной модели находятся под прессом критики общественности, имеют негативный имидж среди общества.
2. Модель полиция «юристов-профессионалов». Большое значение власти права, порядка, а не политических предпочтений. От полицейских требуется не преданность конкретному лицу во властных структурах, а профессионализм, чувство ответственности и компетентность. Их работа носят чисто административный, узко и сухо правовой характер.[3]
Поведение сотрудника регламентировано, а оценка его деятельности носит статистический характер (раскрытых преступлений, количество арестов, штрафов). Из наблюдателя он превратился в социального солдата, холодного, формально справедливого, предприимчивого, бесстрастного, но не коррумпированного.
3. Модель полиция «служения общественности». Органы должны занимать не реактивную позицию, а активную, занимаясь профилактикой возможных социальных напряжений, предупреждая преступлений через решение проблем граждан и продвижение программ самообслуживания в сфере обеспечения безопасности.
Фигура полицейского становится уже не солдатом, не наблюдателем, а учителем, играющим не негативную автократическую роль, а позитивную, поддерживающую функцию. Важное значение сторонники этой модели придают образованию, этическим стандартам и воспитанию.
В ряде государств Запада в 1970-1990 годы применение этой модели дала положительный результат. Так, Институт Геллапа, выясняя в феврале 1994 года мнение общественности о честности и соблюдении этических стандартов представителями разных профессий, выявил такую приоритетность: 1 место фармакологи 61%, 2 место священники 54%, 3 место дантисты 51%, 4 преподаватели 50 %, полицейские оказались на почетном пятом месте 46 %. Причем уровень доверия и уважения к полицейским вырос с 1977 года на 7%.[4]
Новая модель положительно влияло на атмосферу в самих правоохранительных органах, т.к. сопровождалась постановкой новых задач, использованием нового содержания методов воспитания и обучения, более гуманную и демократичную.
В коллективах создается атмосфера открытости, взаимной ответственности, общих усилий, доверия, взаимопомощи, групповых обсуждений путей улучшения работы.
4. Модель «рационалистическая». По этой модели сотрудник становится аналитиком, исследующий общество и предлагающий решения проблем обеспечения правопорядка, законности и борьбы с преступностью. Данная модель прорабатывается и пока полностью не используется, но рассматривается как перспективная.[5]
Если оценивать практику Российской правоохранительной системы то она скорее ближе к первой и второй с модели с преобладанием элементов второй, хотя эти пропорции испытывают подвижки в отдельные моменты деятельности государства.