По каким критериям оценивается уровень сформированности личности?
Вопрос определения уровня сформированности личности, этапов ее развития остается достаточно спорным. Выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся различные составляющие структуры личности и степень их оформленности. Так, согласно мнению некоторых исследователей уровень сформированности личности прямо пропорционален степени ее социализированности. На этом основании критерии сформированной личности рассматриваются как критерии социализированности. К. Г. Юнг связывал формирование зрелой личности с готовностью человека принимать ответственность за свои поступки, осознавать возможные последствия своих действий путем их проецирования и последующей оценки. Схожее мнение высказывал К. Роджерс. Только с его точки зрения ответственность личности находится в тесной взаимосвязи не только с осознанностью, но и свободой быть самим собой, управлять собственной жизнью, самостоятельно делать выбор и т. п. В современной психологической науке предлагаются и другие концепции, более подробно и детально описывающие критерии сформированности личности. Концепция Л. И. Божович С точки зрения выдающегося советского психолога, ученицы Льва Выготского – Л. И. Божович, возможно выделение двух ключевых критериев сформированной личности. Согласно первому критерию, человек может считаться личностью лишь в том случае, если его мотивам присуща определенная иерархичность, то есть волевых усилий человека достаточно, чтобы преодолевать одни побуждения, отдавая предпочтение другим. Если человек обладает данным качеством, он способен к опосредованному поведению. Однако необходимо учитывать, что при опосредованном поведении мотивы, с помощью которых отдается предпочтение некоторым стремлениям, должны быть социально значимы и обоснованы, само происхождение этих мотивов имеет социальную обусловленность, они воспитаны в человеке обществом. В качестве второго необходимого критерия сформированности личности нужно рассматривать способность человека сознательно контролировать собственное поведение, управлять им. Данное управление возможно с опорой на осознанные мотивы-цели, убеждения и стремления личности. Отличие критериев друг от друга состоит в том, что второй предполагает именно осознанное соподчинение мотивов. Лишь опосредованное поведение (без управления мотивами; первый критерий) может быть построено на стихийно сложившейся иерархии мотивов, то есть человек не будет осознавать, что же именно заставило его поступить определенным образом, но при этом считать свое поведение оправданным. Итак, хотя во втором критерии также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности. Концепция Г. Олпорта По мнению Г. Олпорта, составляющими понятия сформированной личности выступают ее психическое здоровье, разумность и зрелость. В соответствии с этим ученый предлагает шесть основных критериев сформированности личности. Расширение Я-концепции, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте и расширяется с опорой на непосредственный опыт человека. Особую роль в развитии Я-концепции играет активность личности, целенаправленность ее деятельности. Крепкие социальные связи. Сформированная личность способна реализоваться как участник близких отношений (брак, дружба), может их поддерживать путем осознанного опосредованного поведения (то есть не отдавая предпочтение лишь неосознанным мотивам поведения, которые могут быть неприемлемы для другого человека). Принятие себя и терпимость к окружающим. Сформированная личность манифестирует собственные убеждения и мировоззренческие взгляды, учитывая убеждения, интересы и чувства окружающих людей, и понимая при этом, что взгляды других могут существенно отличаться. Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Сформированная личность способна сосредоточиться на решении объективной проблемы, учитывая собственные возможности. Поставленная задача должна отводить на второй план удовлетворение второстепенных влечений. Данный критерий напрямую связан с ответственностью – экзистенциальным идеалом зрелой, сформировавшейся личности. При этом сформировавшаяся личность находится в непрерывном взаимодействии с окружающим миром. Самообъективация. Сформировавшаяся личность способна «быть собой» в любой ситуации, она находится в гармонии со своим внутренним миром, не играя никакие другие роли. Единство мировоззренческих взглядов. У сформированной личности присутствует представление о своей жизненной цели. Зрелая личность обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Определение Сформированная совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой. Важно отметить, что процесс формирования личности не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «сформированность личности» и «взрослость» не синонимичны. Также в рамках одной парадигмы проблема становления личности может рассматриваться как соотношение между различными уровнями организации человека: индивид, личность, субъект деятельности. Концепция А. А. Реана Обобщая наиболее известные теории, в центре внимания которых находится психологический анализ основных критериев сформированности личности, А. А. Реан предлагает рассматривать четыре базовых критерия: ответственность; терпимость; саморазвитие; позитивное мышление (положительное восприятие мира). Последний критерий – интегративный, он реализуется не только самостоятельно, но и присутствуя во всех остальных. Согласно концепции А. А. Реана, формирование личности не сводится сугубо к обретению автономии и самостоятельности в принятии решений. Утверждение о том, что формирование личности – это процесс, который не имеет логического завершения и никогда не прекращается, указывает на бесконечность и неограниченность возможностей самоактуализации личности. По мнению исследователя, в процессе своего развития личность преодолевает длинный путь, который включает, во-первых, формирование способности к самодетерминации, самоуправлению, подчинению одних мотивов деятельности другим (более социально значимым); во-вторых, успешную реализацию имеющихся сил, задатков и ресурсов; в-третьих, умения преодолевать ограничения собственного Я и активно осваивать более глобальные и значимые ценности. На процесс формирования личности влияет значительное число факторов, к числу которых относятся индивидуальные (главным образом, биологически обусловленные) и возрастные особенности человека, качественные и количественные характеристики отношений с окружающими людьми (в том числе в семье), успехи в профессиональной деятельности (или их отсутствие) и т. д. Таким образом, процесс формирования личности не может быть равномерным, в связи с чем изменения характера отношений на определенных жизненных этапах носит прогрессивный характер. Концепция К. Обуховского Особый интерес представляет концепция формирования и развития личности, разработанная польским психологом К. Обуховским. Данная теория менее широко по сравнению с остальными представлена в научной литературе, но от этого она не является менее значимой. К. Обуховский предлагает рассматривать четыре основных условия функционирования сформированной личности, однако ни одно из них не является более важным, чем другие, лишь способность личности полностью выполнять все указанные условия говорит о ее полноценном развитии и сформированности. Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения не позволяет поддерживать навыки на прежнем уровне. Только полноценно сформированная личность способна поддерживать умения на прежнем уровне, что, по сути, заключается в их постоянном совершенствовании. Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия. Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свою жизнь; однако это не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое порождает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию. Способность к самоконтролю; она требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать личность вне зависимости от интеллектуальных предпосылок и модифицировать ее поведение противоречащим замыслам образом.
Информация взята с сайта биржи Автор24: