Имущественная ответственность заключается в компенсации экономического и экологического вреда, причиненного землям.
Экономический вред возмещается землепользователям. Убытки, причиненные пользователям земельных участков ухудшением качества земель в результате негативного влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, подлежат возмещению в полном объеме (включая затраты, произведенные на освоение земельного участка на улучшение качества земли за время пользования, исчисленные исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду). Затраты, произведенные на освоение земельного участка включают стоимость возведенных на нем жилых, производственных, культурно-бытовых и иных капитальных строений (зданий и сооружений), древесно-кустарниковых и многолетних травянистых насаждений, в том числе затраты на улучшение качества земли за время пользования, исчисленные исходя из его кадастровой оценки.
Экологический вред возмещается в добровольном либо судебном порядке на основании заявленной претензии либо поданного иска. Размер причиненного вреда землям определяется в соответствии с таксами, утвержденными указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде». Денежные суммы, полученные в счет возмещения вреда перечисляются в бюджетные фонды охраны природы и расходуются на мероприятия, направленные на охрану земель и других природных объектов.
Указанный вред может быть возмещен причинившим его лицом, посредством восстановления нарушенного состояния земель за счет собственных средств, объем которых не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами.
Наибольшее количество земельных правонарушений предусмотрено КоАП. Ими являются деяния, предусмотренные ст. 15.10; 15.11; 15.24; 15.6; 15.12; 15.13; 23.41; 23.42 в виде:
- нарушения порядка использования земли и требований по ее охране;
- порчу земель;
- нарушения правил использования участков земель государственного лесного фонда;
- нарушения порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- самовольного отступления от схем или проектов землеустройства;
- уничтожения либо повреждения межевых знаков;
- самовольного занятия земельного участка;
- нарушения сроков возврати временно занимаемых земель.
Предметом указанных посягательств выступает компонент окружающей среды – земля, ее состояние и право землепользования.
Объектом этих правонарушений являются общественные отношения в области использования земель и их охраны.
Объективную их сторону образуют действия либо бездействия лица, нарушающие установленный порядок землепользования либо охраны земель.
Субъективная сторона данных проступков характеризуется умышленной либо неосторожной формами вины.
Субъектами таких противоправных деяний могут быть как физические, в том числе должностные, так и юридические лица.
Взыскания, предусмотренные за совершение земельных правонарушений могут налагать: органы государственного управления и контроля за использованием и охраной земель и суды.
Нормами Уголовного кодекса предусмотрено 2 вида преступлений за нарушение земельного законодательства: статьей 265 УК Нарушение требований экологической безопасности и статьей 269 Порча земель.
В соответствии со ст. 265 УК уголовная ответственность наступает, как в случае причинения ущерба землям в особо крупном размере (в 1000 и более раз превышающем размер базовой величины на момент совершения преступления), так и при создании заведомой угрозы наступления такого вреда. Способом совершения преступления предусмотренного ч.1 ст. 265 УК является неосторожное нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов лицом, ответственным за их соблюдение, а ч.2 ст. 265 УК – прямой умысел.
Субъектами указанного деяния могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, ответственные за обеспечение экологической безопасности производства и других видов деятельности.
Объектом – общественные отношения в области
Предметом – экологическое состояние земель.
Санкция ч.1 ст. 265 УК предполагает следующие виды наказания: ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения, по ч.2 этой статьи – штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
По ст.269 УК ответственность наступает в 2-х случаях: за порчу земель в виде уничтожения плодородного слоя почвы, а равно невыполнение правил рекультивации (восстановления) земель, загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, в иных случаях незаконного повреждения земель; и за порчу земель, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, который для этого состава преступления определяется в 1000 и более раз превышающем размер базовой величины на день его причинения
Для привлечения к ответственности по 1ч. ст.269 законом установлена административная преюдиция (т.е. наличие административного взыскания за аналогичное правонарушение), по второй части предварительного применения административного взыскания не требуется.
За нарушение положений ст.269 УК могут быть применены следующие виды наказаний: по ч.1 – штраф, арест до 3 месяцев, ограничение либо лишение свободы сроком до 2-х лет; по ч.2 – ограничение или лишение свободы сроком до 5 лет.
Специальная (земельно-правовая) ответственность заключается в принудительном изъятии земельных участков у пользователей. Законодательством установлен следующий перечень правонарушений, совершение которых сопряжено с изъятием земельных участков:
- неуплата земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
- использование земельного участка не по целевому назначению;
- признание пустующего жилого дома бесхозным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;
- если гражданин в течение 1 года, а негосударсивенное юридическое лицо в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка;
- если гражданин в течение 1 года, а юридическое лицо в течение 6 месяцев либо иного срока, после разрушения капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийного бедствия или иного вредного воздействия, для строительства или обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения или возведению нового;
- неосуществление мероприятий по охране земель, указанных в ч.1 ст. 89 КоЗ;
- при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении 1 года со дня прекращения членства в них;
- несоблюдение наследниками срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности, пожизненного наследуемого владения на переданный по наследству земельный участок (ст. 52 и 53 КоЗ);
- отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности лицам, которые в соответствии с законодательством не могут являться собственниками либо совершении (владельцами, пользователями и арендаторами) с земельным участком сделок (купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки), запрещенных законодательством (ст. 48 КоЗ).
[1] Содержание понятий «блокированный жилой дом» и «квартира» раскрыто в Жилищном кодексе Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-3. Где под блокированным жилым домом понимается жилой дом, состоящий из двух и более квартир, вход в каждую из которых организован непосредственно с придомовой территории, а под квартирой – жилое помещение, состоящее из одной либо нескольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход в которое организован с придомовой территории или из вспомогательных помещений жилого дома.
[2] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 7. ст. 157.
[3] Государственные нужды определяются потребностями, связанными с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также с размещением объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Главы государства, Правительства либо государственными программами, утвержденными Главой государства или Правительством. (Ст. 1 КоЗ).
[4] «Методические указания о составе материалов и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь», утв. решением коллегии Госкомитета Республики Беларусь по экологии от 31 марта 1993 г. № 3/7.