Правовое положение римских граждан.
Лицо становилось римским гражданином по следующим основаниям:
• по рождению (в законном браке, где отец и мать или только отец были римскими гражданами; вне брака — если мать была римской гражданкой);
• в результате усыновления римским гражданином иностранца;
• в результате отпущения на свободу из рабства (здесь, однако, действовали некоторые ограничения в пользу патрона);
• посредством дарования римского гражданства иностранцу.
Правоспособность римского гражданина складывалась из двух основных элементов:
Ø права вступать в законный брак, в результате которого дети получали права римского гражданства;
Ø права самостоятельно совершать сделки, а также самостоятельно распоряжаться имуществом (дееспособность);
Дееспособность н Древнем Риме зависела прежде всего от возраста. С возрастом изменяется способность руководить своими поступками и осмыслять их.
Римское право различило следующие возрастные категории:
• несовершеннолетние;
• совершеннолетние.
Каждая из этих категорий делилась еще на две.
"Признается, что несовершеннолетние, действующие без опекуна, ничего не могут и не знают" (Д. 22. 6. 10).
Несовершеннолетние делились на детей до 7 лет (они были полностью недееспособны) и подростков. Мальчики до 14 лет и девочки до 12 лет были частично дееспособны (они могли приобретать имущество, совершать сделки).
Совершеннолетние делились на полнолетних и не полнолетних.
Неполнолетние могли, кроме совершения сделок, направленных на их пользу, составлять завещание.
Полнолетние — лица, достигшие 25 лет, становились полностью дееспособными.
Женщины обладали в области частного права примерно одинаковой с мужчинами право- и дееспособностью. Однако в зависимости от ее семейного положения и вида брака правоспособность женщины могла изменяться. Если женщина состояла в браке без власти мужа, то она самостоятельно осуществляла свои права и распоряжалась имуществом, Если же она находилась под властью мужа или отца, то она была лицом чужого права и фактически бесправна.
На дееспособность оказывало также влияние физическое или психическое состояние лица. Например, немые и глухие не могли совершать сделок, в которых надо было говорить или слышать. Лица, бывшие душевнобольными, были недееспособными, однако в периоды просветления могли считаться дееспособными.
К разряду душевнобольных римское право не относило людей психически вменяемых, но умственно ограниченных.
На дееспособность могла влиять принадлежность к какой-либо городской общине. Италия вся распадалась на округа, которые создавались вокруг какого-либо города. Принадлежность к городской общине влекла различия в правах гражданства в городской общине (уплата и размер повинностей), подсудности.
Принадлежность к городской общине определялась местом жительства лица или местом его постоянной деятельности.
На право- и дееспособность влияла также степень родства: когнатическое или агнатическое. Наибольшая зависимость здесь была видна в наследственных правоотношениях. Агнаты — родственники по прямой восходящей или нисходящей линии. Агнатическое родство относится к лицам чужого права, то есть лицам, подчиненным общему домовладыке. Когнаты могли происходить из разных семей и были чаще всего независимыми.
4. Особым обстоятельством, которое ограничивало правовое положение гражданина, являлось умаление в правоспособности. "Умаление в правоспособности есть изменение положения" (Д.4.5.1).
Различали три вида изменения статуса (capitis deminutio): максимальное, среднее и минимальное.
Наибольшее изменение статуса —превращение свободного человека в раба, утрата статуса свободы. Имущество раба переходило господину. Источниками рабства были плен, ссылка на рудники.
Среднее изменение статуса — это изменение статуса гражданства. По этому признаку различались римские граждане, латины, перегрины.
Минимальное изменение в правоспособности происходило при изменении положения в семье. Лицо либо становилось самостоятельным, либо поступало под власть домовладыки. По римскому праву был возможен переход в обоих направлениях. На состояние право- и дееспособности оказывала также влияние честь человека, то есть соответствие его поведения морально-этическим нормам общества. Лицо могло быть лишено чести или она могла быть умалена.
Состояние бесчестия наступало из-за:
• осуждения за преступление или за иное особо порочащее правонарушение или вследствие нечестности в отношения, в которых требуется особая честность (например, за нарушение условий договора товарищества, где предполагается особая честность и взаимодоверие его участников, договоров поручения, хранения);
• нарушения правовых норм, касающихся брака (например, вступление вдовы в новый брак до истечения года после смерти первого мужа);
• занятия позорным делом (например проституция, сводничество и др.).
Гражданин, признанный бесчестным, лишался права представлять интересы других лиц в процессе, не мог вступать в законный брак со свободнорожденным лицом, ограничивался в ряде наследственных прав и т. д.
"Осужденный за составление пасквиля не способен быть свидетелем" (Д.22.6.21).
"Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто" (Ц.23.2.41).