Криминологическая характеристика личности лица, совершившего преступление
Личность лица, совершившего преступление, как человеческая личность вообще, представляет собой целостное образование, обладающее определенной структурой, т.е. состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Изучить личность – означает приблизиться к пониманию движущих сил ее поведения, так как изменения соотношения между различными элементами структуры личности равносильно радикальной ее перестройке. При этом важно учитывать то, что отношения (связи) между людьми часто важнее, чем сам человек, продукт этих отношений.
Сказанное выше означает, что познание личности лица, совершившего преступление, возможно только с учетом анализа общественных отношений, в которые личность реально включена, поскольку именно отношения во многом формируют и определяют отдельные элементы структуры личности и связи между этими элементами.
Из множества отношений, в криминологической литературе чаще всего выделяют те, которые возникают в демографических, экономических, социокультурных процессах, а также отношения личности к социальным институтам, общностям, различным социальным нормам. Наиболее часто выделяемые виды отношений, исследователи распределяют по различным блокам, которые показывают структуру личности и одновременно характеризуют ее.
Наиболее устоявшейся позицией, чаще всего применяемой при характеристике личности лица, совершившего преступление, является позиция, в соответствии с которой выделяются три больших блока:
1) социально-типологическая характеристика личности;
2) социально-ролевая характеристика личности;
3) нравственно-психологическая характеристика личности.[141]
Отдельные исследователи кроме того выделяют уголовно-правовую характеристику личности преступника.[142] Нам представляется, что такая характеристика личности преступника вполне правомерна в науке уголовного права, поскольку включает в себя признаки субъекта преступления (общего и специального) и иные свойства, имеющие значение для правильной квалификации преступления, применения мер уголовной ответственности, освобождения от уголовной ответственности и наказания.
В криминологии выделение уголовно-правовой характеристики личности преступника является излишним, поскольку эта характеристика в основном совпадает с таким показателем преступности как число лиц, совершивших преступления. Остальные свойства личности преступника, составляющие содержание ее уголовно-правовой характеристики, изучаются в криминологии либо в группе социально-психологических, либо социально-ролевых, либо нравственно-психологических качеств этой личности.
Социально-типологическая характеристикаличности преступника включает в себя совокупность социальных позиций личности, определяющих принадлежность личности к определенной социальной группе. Основное внимание в данном случае обращается на социальную обусловленность поведения личности.[143] Эта характеристика личности преступника наглядно показывает уровень криминальной активности различных групп населения.
Наиболее полное представление о социально-типологических свойствах личности лица, совершившего преступление дают ее социально-демографические признаки: пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий, место жительства.
Пол.Преступность всегда была и остается преимущественно мужским явлением. Это обусловлено сложившимся в обществе половым разделением социальных ролей и следующей за этим общей повышенной активностью мужского населения. Однако данные исследователей показывают, что с середины 60-х годов удельный вес женщин среди лиц, совершивших преступления, возрастает: если раньше он составлял чуть больше 10,0%, то в последующие годы иногда был выше 20,0%.[144] В последние годы удельный вес женщин среди всех лиц, совершивших преступления колеблется от 16,3% в 2000 году, 17,8% - в 2002 году до 13,4% в 2004 году.[145] Отметим, что данный показатель является самым низким за последние десять лет. Данное обстоятельство вытекает, во-первых, из повышения социальной активности женщин, которая помимо позитивного имеет и криминальный выход; во-вторых, из возрастания социальной напряженности в обществе, которую женщины в силу многих обстоятельств (прежде всего субъективного характера) воспринимают острее, чем мужчины; в-третьих, из кризиса института семьи, который в социально-позитивном плане гораздо важнее для женщин, чем для мужчин.[146] Особенно заметно стало влияние этих факторов в период перехода общества к рыночной модели жизнедеятельности.[147]
Следует отметить, что удельный вес женщин среди различных категорий преступников неодинаков. Например, среди лиц, совершивших насильственные преступления, доля женщин ниже среднестатистической, а среди лиц, совершивших преступления в сфере торговли и обслуживания населения, доля женщин значительно превышает удельный вес мужчин.[148] Эти отклонения вполне объяснимы социально-ролевыми, физическими и психологическими особенностями полов: женщины, как правило, слабее физически, меньше склонны к насилию, в большей степени задействованы в сфере торговли и обслуживания населения, чем мужчины.
Возраст.Наибольшей криминальной активностью отличаются лица в возрасте 18-29 лет. Удельный вес лиц этой возрастной группы среди всех лиц, совершивших преступления стабильно высок. Так, в 2000 году он составил 43,3%, в 2001 году – 43,4%, в 2002 году – 43,5%, в 2003 году – 45,2% в 2004 году – 44,9%. Удельный вес несовершеннолетних среди всех лиц, совершивших преступления в последние годы стабильно поднимался от 10,2% в 2000 году до 12,4% в 2004 году. Лица в возрасте старше 30 лет составляли в 2004 году – 42,6% от всех лиц, совершивших преступления.[149]
Эта ситуация вполне объяснима, поскольку с возрастом в силу целого ряда причин отличается социальная активность человека, в том числе и криминальная. Удельный вес различных возрастных групп по отдельным категориям преступлений может существенно отличаться от среднестатистических показателей. Например, удельный вес несовершеннолетних среди лиц совершающих убийства (с покушением) не превышает 4,0%, среди лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ – 6,1%.[150]
С середины 80-х годов отчетливо просматривается тенденция «омоложения» преступности, которая выражается не только в увеличении удельного веса несовершеннолетних среди всех лиц, совершивших преступления, но и стабильным увеличением абсолютного числа и удельного веса лиц младшей возрастной группы (14-15 лет) среди всех несовершеннолетних, совершивших преступления.[151] Отметим также, что в большинстве регионов России темпы прироста преступности несовершеннолетних значительно опережают темпы прироста населения в возрасте 14-17 лет.[152]
Изучение образовательного уровня, семейного положения, рода занятий лиц до совершения ими преступления, прежде всего, способствует выяснению социальной позиции личности и, следовательно, позволяет судить о том, объектом каких социальных влияний были эти лица, в какую структуру социальных связей они включались.
Образование.Образовательный уровень у среднестатистического преступника ниже, чем у законопослушного гражданина.[153] Особенно низким является уровень образования у лиц, совершающих корыстные и корыстно-насильственные преступления, и довольно высоким у лиц, совершающих должностные преступления.[154] В связи с повышением общеобразовательного уровня населения страны в целом, и в преступности наметилась тенденция повышения образовательного уровня лиц, совершивших преступления.[155]
Семейное положение. Семья как социальный фактор и один из важнейших социальных институтов является сильным средством антикриминогенного характера. В этой связи неудивительно, что среди лиц, совершивших преступления, значительно больше, чем среди законопослушных граждан, лиц, не состоящих в браке. Мало того, коэффициент преступности среди лиц, совершивших преступления и не состоявших в браке, в два раза выше, чем среди преступников, состоявших в браке на момент совершения ими преступления.[156]
Род занятий.Среди преступников почти каждый четвертый на момент совершения преступления работал на предприятии, в организации в качестве рабочих. Их удельный вес среди всех лиц, совершивших преступления в 2000 году составлял 25,9%, в 2002 году – 26,0%, в 2004 году – 21,1%. Являлись служащими в 2000 году – 3,7%, в 2002 году – 5,2%, в 2004 году – 4,4%. Были учащимися образовательных учреждений в 2000 году – 5,8%, в 2002 году – 6,2%, в 2004 году – 7,0%. Являлись студентами вузов в 2000 году – 1,1%, в 2002 году – 1,4%, в 2004 году – 1,6%. Наибольшей представленностью среди всех лиц, совершивших преступления, отличались лица, без постоянного источника дохода, удельный вес которых в 2000 году составлял 54,8%, в 2002 году – 52,4%, в 2004 году – 58,8%. Следует отметить и большой удельный вес безработных среди всех лиц, совершивших преступления. В частности, в 2000 году он составлял 5,3%, в 2002 году – 5,0%, в 2004 году – 6,0%.
Из приведенных данных обращает на себя внимание большой удельный вес лиц, не имевших постоянного источника дохода и рабочих. Последнее обстоятельство, очевидно, обусловлено тем, что эта социальная группа всегда была наиболее маргинальной частью населения и воплощала в своем образе жизни многие издержки цивилизации. Кроме того, на большом удельном весе рабочих среди всех лиц, совершивших преступления, сказалось и то обстоятельство, что многие из них работали на небольших предприятиях, выполняя при этом низкоквалифицированную работу, и внутренний порядок на этих предприятиях оставлял желать лучшего.
Место жительства.Повышенной криминальной активностью обладают лица без определенного места жительства, число которых интенсивно пополняется за счет беженцев из республик бывшего СССР, лиц без гражданства и иностранных граждан слаборазвитых государств, которые граничат с Россией. Этим лицам труднее овладеть факторами антикриминогенного характера: найти работу, вступить в брак, завести социально-полезные связи и т.п.
Высоким является уровень преступности среди мигрантов, которые встречают дополнительные трудности в позитивной адаптации на новом месте жительства: поиск работы и жилья, значительные материальные затраты на переезд и обустройство на новом месте и т.д.
На криминальную активность населения влияет также качество жилья. Наибольшую криминальную активность проявляют лица, проживающие в общежитиях, наименьшую – в своих домах. Это обстоятельство обусловлено, очевидно, тем, что различное по качеству жилье создает и различный уровень социальной напряженности, различную частоту и глубину конфликтных ситуаций между людьми.
Социально-ролевая характеристикапозволяет увидеть личность преступника в реальной деятельности, которая вытекает из занятия этой личностью определенных социальных позиций. Этот подход позволяет криминологу определить наиболее объективно существующие криминогенные социальные роли и. Тем самым, выработать конкретные меры профилактики по исключению личности из сфер негативного воздействия.[157]
При социально-ролевом подходе к личности преступника исследователи особое внимание обращают на качество выполнения преступником своих ролей, исходя из занимаемых им социальных позиций.
Для «совокупного» преступника по сравнению с законопослушным гражданином характерно менее ответственное отношение к своим социальным ролям в основных общественных институтах: в семье, школе, трудовом коллективе, других социальных группах, большая степень отчужденности от законопослушных граждан, входящих в различные формальные и неформальные общности, тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности, к выполнению негативных социальных ролей.[158]
Нравственно-психологическая характеристика личностивыражает отношение преступника к обществу в целом, принятым в нем ценностям и нормативно одобряемым социальным ролям.
Основу нравственно-психологической характеристики личности преступника составляет ее мотивационная сфера. Это обусловлено тем, что главной детерминантой преступления является мотив, опредмечивающий потребности личности и стимулирующий ее криминальное поведение.[159] Мотивы наиболее очевидно свидетельствуют о том, насколько глубоко личность восприняла нравственные, правовые и иные позитивные ценности общества.
Мотивационная сфера среднестатистического преступника существенно отличается от мотивационной сферы среднего законопослушного гражданина. Во-первых, мотивы лиц, совершивших преступления, как правило, уже по кругу, беднее по содержанию, асоциальны по сущности.В частности, по данным исследователей, у 60,0% лиц, совершивших преступления, отмечается полное отсутствие или зачаточное состояние развития нравственных, эстетических, творческих, научных и других духовных потребностей. Мотивационная сфера личности лица, совершившего преступление, значительно сдвинута от одобряемых в обществе культурных и духовных потребностей и потребностей материально-биологического (витального) характера. Ассоциальность мотивов личности преступника выражается в ее стремлении к паразитизму, пьянству, половому распутству, садизму и другим видам социально-отклоняющегося поведения, в порочности самих мотивов поведения (корысть, хулиганские и сексуальные побуждения, месть и т.д.).[160]
Во-вторых, для личности лица, совершившего преступление характерна низкая степень иерархизации побуждений, т.е. наличие неустойчивых ориентаций личности, их изменение под влиянием ситуации, обусловленной внешней средой. Устойчивая направленность личности обнаруживается только у незначительной части преступников, еще реже у лиц, впервые совершивших преступление.[161]
В-третьих, для личности лица, совершившего преступление характерна деформация иерархической структуры потенциальных побуждений: преобладание личных потребностей над общественными, материальных над духовными, биологических над социальными, субъективных над объективными и т.д.[162]
В заключение отметим, что большая или меньшая выраженность различных негативных социальных свойств личности зависит от того, какую категорию преступников исследователи рассматривают (убийц, хулиганов, воров и т.д.).