Проблема личности в социальных науках
При изучении личности преступника криминология активно использует достижения других наук, прежде всего социальных. Поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на общем понятии личности.
Понятие «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются в художественной литературе, публицистической и даже научной как равнозначные. Между тем содержание этих понятий различное. Понятием «человек» обозначается особый вид живого существа в единстве его биологической природы и социальной сущности. Под «индивидом» понимают отдельного представителя рода «человек». Понятие «личность» фиксирует социальное качество индивида[102].
Социальное качество индивида выражается в совокупности его социальных свойств.[103] Одни из этих свойств имеют биологическое, другие – психологическое, третьи – социальное происхождение[104]. Однако биологические и психологические свойства человека входят в структуру личности не непосредственно, а в «снятом», т.е. преобразованном виде[105]. Например, возрастные и половые различия людей входят в структуру личности постольку, поскольку они получают социальное «звучание», т.е. через связь с социальным: характером социальных ролей и позиций, образом жизни, ведущими видами деятельности и т.д.
Многогранность личности, различная природа составляющих ее свойств приводит к тому, что личность является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает личность на «фоне» своего предмета. Это означает, что каждая из наук изучает те стороны личности, которые составляют содержание ее предмета. Поэтому в каждой науке дается свое определение понятия «личность», включая в него лишь те элементы социального качества личности, которые составляют предмет конкретной науки. Именно этим, прежде всего, можно объяснить многообразие суждений о понятии и структуре личности, которые встречаются в научной литературе. В частности, понятие и структура личности даются через систему социальных позиций и ролей[106], человеческую деятельность[107] или через внутреннюю идеальную сторону[108], через структуру человеческих потребностей[109], психические свойства человека[110], его сознание.[111] Под личностью нередко понимают субъекта[112] или объекта и субъекта общественных отношений[113], совокупность общественных отношений и т.д.
Каждый из указанных подходов, безусловно, имеет право на существование, поскольку отражает существенные аспекты бытия личности, изучаемые разными науками. Однако при этом не следует доходить до крайностей, а именно: выдавать понятие, выработанное одной из наук, изучающих личность, за универсальное и единственно возможное. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в реальной действительности личность существует как органическая неразрывная совокупность социальных свойств индивида, поэтому личность необходимо изучать, прежде всего, как целостность, единое социальное качество.[114]
Однако более глубокое изучение личности предполагает рассмотрение ее различных граней, множества проявлений ее социальных свойств.
Целостный подход к изучению личности реализуется в рамках философской науки, одной из задач которой является выработка методологических подходов к изучению личности и определению ее понятия.
В философской науке не подвергается сомнению положение о том, что способом существования всего материального мира является движение. Различные формы материи выделяются из природы по специфическим формам движения: способом существования жизни является активность животных – жизнедеятельность и т.д. Существование человека немыслимо вне его принадлежности к социальной форме движения материи, суть которой составляет человеческая деятельность в различных сферах природы и общества.[115] Внутренней стороной каждой формы движения материи является определенный способ отражения окружающей природы.[116] Внутренней (идеальной) стороной человеческой деятельности является сознание – активное, целенаправленное отражение действительности.[117] Деятельность и сознание, прежде всего, подчеркивают социальное качество человека, его отличие от других объектов материального мира.
Философский подход, вытекающий из положений о принадлежности человека к социальной форме движения, является методологическим для других наук, изучающих личность, в частности, для социологии, общей и социальной психологии и т.п. Данные науки, изучая определенные грани личности, должны соотносить свои предметы и методы с философским подходом к личности.
Социологию – науку о наиболее общих законах развития общества личность интересует с точки зрения ее принадлежности к определенной макроструктуре[118]. Поэтому в социологических исследованиях в структуру личности включаются такие социально-типичные свойства, которые характеризуют личность как гражданина государства, представителя конкретной нации или другой макрообщности людей, а именно: социальные позиции и роли индивида, его психологические свойства[119]. Социальные позиции характеризуют включение лица в макрообщественные отношения (государственные, классовые, производственные и т.д.), Включение личности в эти общественные отношения во многом предопределяет ее образ жизни. Фактическая реализация этого образа жизни осуществляется через социальные роли, которые выполняет индивид в макрогруппах (гражданина государства, лица определенной национальности, члена общественного объединения и т.д.).
В литературе под социальной ролью понимается нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от лица, занимающего определенную социальную позицию[120]. Такое суждение, на наш взгляд, нуждается в уточнении, поскольку социальная роль является объективным качеством личности, которое зависит не только от ожидания окружающих. Поэтому под социальной ролью личности следует понимать не определенный образ ожидаемого окружающими поведения лица, занимающего определенную социальную позицию, а объективно возможный образ поведения этого лица.[121]
Психологические свойства личности войдут в ее социологическую структуру в той части, в какой они являются выражением массовидных психических явлений, поскольку психика индивида интересует социологию как форма бытия правового и иных видов общественного сознания макрогруппы.
Общая психология при изучении личности человека упор делает на его внутренние психические процессы и состояния (мотивы, установки, мотивацию и т.д.).
Своеобразным является подход к изучению личности со стороны социальной психологии как науки, стоящей на грани психологии и социологии. Поскольку социальная психология изучает психологические закономерности восприятия внешней социальной среды, постольку эта наука психологическая; поскольку социальная психология изучает социально-типичные свойства личности, это наука социологическая.[122]
Особая специфика социальной психологии состоит в том, что, во-первых, она изучает социально-типичные черты личности человека как представителя определенной малой социальной группы (например, учебного или производственного коллектива), во-вторых, психологические свойства личности человека социальная психология рассматривает как результат общения с другими людьми в малых социальных группах, микросреде (семье, коллективе и т.д.).[123]
Итак, философия призвана давать целостное, методологическое представление о личности, социология фиксирует социально-типичные черты личности человека как представителя определенной макрогруппы, психология изучает внутренние психические процессы и состояния человека, социальная психология изучает социально-типичные и психологические свойства личности человека как представителя определенной малой социальной группы. Указанные подходы использует и криминология применительно к особенностям своего предмета исследования – личности лица, совершившего преступление.
Философский подходпозволяет подчеркнуть социальное качество такой личности, методологически правильно решить вопрос о соотношении социального и биологического в личности преступника.
Социологический подходпозволяет установить социально-демографический портрет преступника и выявить факторы, влияющие на формирование личности преступника на макроуровне.
Психологияпозволяет установить особенности психики такой личности, а использование достижений социальной психологии помогает установить факторы, влияющие на формирование личности преступника на микроуровне, установить такие социальные роли и социальные позиции, которые объективно являются наиболее криминогенными.
В конечном счете, использование достижений этих наук позволяет определить основные направления профилактического воздействия на лиц, совершивших преступления.[124]