Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения в России

Годы
Российская Федерация
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ

Из данных таблицы 3 видно, что федеральные округа, находящиеся к востоку от Урала, значительно опережают по уровню преступности другие федеральные округа. Вместе с тем отметим, что в каждом федеральном округе есть свои «лидеры», т.е. регионы с наиболее высоким коэффициентом преступности. Так, в Центральном федеральном округе – это Ярославская область, в Северо-Западном – Калининградская, в Южном – Астраханская, Приволжском – Пермская, в Сибирском – Иркутская, в Дальневосточном – Еврейская автономная область и Хабаровский край.

Боле подробно рассмотрим региональные особенности преступности в Сибирском федеральном округе, который был образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе № 849». В состав Сибирского федерального округа вошли 16 субъектов РФ с центром в г. Новосибирске: Агинский Бурятский автономный округ, Алтайский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Таймырский автономный округ, Томская область, Читинская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

По своему географическому положению округ занимает центральное место в азиатской части России и относится к числу наиболее крупных территориальных образований. Население округа по состоянию на 1 января 2002 года составило 20 542 тыс. человек (14,3% всего населения России). Более двух третей населения (70,4%) проживают в городах. Крупнейшими городами Сибирского федерального округа являются: Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Томск, Улан-Удэ, Чита. Всего на территории округа расположены 132 города, из них два являются городами-миллионерами: Новосибирск и Омск.

Плотность населения в Сибирском федеральном округе одна из самых низких в стране (второй показатель снизу среди всех федеральных округов) и составляет 4,02 человека на 1 км2. Наиболее высокая плотность населения в Кемеровской области – 30,8 человека на 1 км2, самая низкая в Эвенкийском и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах – 0,02- 0,05 чел на 1 км2.

Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе – одна из наиболее сложных в России. Численность населения стабильно сокращается. Это обусловлено, во-первых, тем, что смертность в округе превышает рождаемость (например, в 2002 году этот показатель составил 97 269 человек). Во-вторых, устойчивой тенденцией отрицательных миграционных процессов – тысячи людей уезжают за пределы округа, тех, кто приезжает – значительно меньше.

Численность экономически активного населения округа по состоянию на 1 декабря 2002 года составляла 9743,58 тыс. человек или 47,4% от общей численности населения. Наибольший удельный вес данной категории в общей численности населения был на территории Эвенкийского и Таймырского автономных округов (59,3% и 57,6% соответственно).

К началу 2003 года в округе было зарегистрировано 260,6 тыс. безработных.

Анализ преступности в округе следует начать с показателей ее состояния, которые могут выражаться как в абсолютных, так и относительных величинах.

Таблица 4

Объем преступности в СФО за 1999-2004 гг.[91]

Регионы Всего зарегистрировано преступлений
1999г 2000г 2001г 2002г 2003г 2004г
Агинский Бурятский АО
Алтайский край
Иркутская область
Кемеровская область
Красноярский край
Новосибирская область
Омская область
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Таймырский АО
Томская область
Усть-Ордынский Бурятский АО
Читинская область
Эвенкийский АО
Итого по округу


Приведенные в таблице 4 данные, показывают абсолютные величины зарегистрированных преступлений в регионах, входящих в Сибирский федеральный округ. Очевидно, что эти показатели плохо поддаются сравнению. В этой связи несомненный интерес представляют показатели, характеризующие уровень (коэффициенты) преступности в регионах, позволяющие сравнить преступность в различных регионах округа.

Таблица 5

Коэффициент зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения в Сибирском федеральном округе[92]

Регион
Республика Алтай 2391,0 2573,6 2312,8 1824,8 2319,5 2311,4
Республика Бурятия 3016,0 3024,3 3089,6 2390,7 2233,6 2602,3
Республика Тыва 2403,0 2554,5 2853,3 2412,8 2907,1 2972,4
Республика Хакасия 2188,0 2332,2 2127,5 1898,5 2712,4 2886,6
Алтайский край 2318,0 2136,7 2075,4 2049,8 2421,3 2290,3
Красноярский край 2623,0 2365,9 2367,6 1856,0 2067,9 2240,3
Кемеровская область 1803,1 1889,4 1970,0 1591,8 1565,5 1614,7
Иркутская область 2900,1 2743,1 2747,9 2569,9 2534,5 2741,8
Новосибирская область 2704,2 2487,7 2567,2 2117,7 2460,5 2642,5
Омская область 2346,2 2324,5 2331,3 1920,1 2169,4 2257,6
Читинская область 2551,0 2559,0 2715,6 2231,5 2336,0 2374,5
Томская область 2415,0 2375,5 2413,0 2012,9 2388,4 2695,0
По СФО 2471,5 2447,2 2316,5 1923,0 2536,1 2469,1
По РФ 2051,1 2028,3 2039,2 1754,9 1926,2 2007,2

Анализ данных, приведенных в таблице 5 показывает, что наиболее высокий коэффициент зарегистрированных преступлений в Сибирском федеральном округе отмечается в республиках Бурятия, Хакасия, Тыва, а также в Иркутской области. Самый низкий – в Кемеровской области. Отметим, что показатель по Сибирскому федеральному округу превышает аналогичный показатель по Российской Федерации.

В структуре преступности в Сибирском федеральном округе преобладают преступления против собственности. Так, удельный вес краж среди всех зарегистрированных преступлений в 2003 году составил почти 42,0%; грабежей и разбоев – 10,0%. Удельный вес преступлений в сфере экономической деятельности составил почти 11,5%. Довольно высоким был и удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ – 7,5%. Около 5% составляли преступления против жизни и здоровья: убийства с покушениями, причинение разной тяжести вреда здоровью. Хулиганство составило около 3,5%. Остальное приходилось на иные преступления.

Около 7% всех преступлений было совершено на улице. Более 15,0% преступлений было совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Почти пятая часть всех преступлений в округе совершаются лицами, ранее совершавшими преступления. Около 7,0% всех преступлений были совершены несовершеннолетними.

Таблица 6

Динамика преступности в СФО

Год Общее кол-во зарегистрированных преступлений Абсолютный прирост к предшествующему году Темп прироста к предшествующему году в %
13,1
-20618 -4,1
1,1
-79795 -16,0
8,8
2,6
21,8

Анализ данных, содержащихся в таблице 6 показывает, что динамика преступлений в Сибирском федеральном округе имела волнообразный характер по годам, хотя и с прослеживающей тенденцией к снижению абсолютных показателей зарегистрированных преступлений, что было характерно для показателей преступности в эти годы в целом по Российской Федерации.

Латентная преступность

Показатели зарегистрированной преступности не в полной мере соответствуют действительной ситуации с преступностью в стране, поскольку не все совершаемые преступления и лица, их совершившие, находят отражение в статистической отчетности. И одним из важных обстоятельств, влияющих на степень соответствия отчетных статистических данных действительному положению дел с преступностью, является скрытность преступлений от органов, в обязанности которых входит их регистрация, или латентность.

По мнению Д.А. Ли существует некоторая постоянная пропорция зарегистрированной и незарегистрированной преступности: «…число зарегистрированных преступников составляет 24,0% от общей численности предполагаемых преступников, а 76,0% - удается избежать уголовной ответственности»[93].

Криминологи во всем мире изучают это явление, прилагают усилия, чтобы раскрыть его природу, выявить и изучить основные показатели латентности: состояние, структуру, динамику, вред; определить причины и условия, которые порождают это явление и обусловливают его существование.

В криминологической науке существуют разные позиции относительно латентной преступности[94]. Представляется, что под латентной преступностьюследует понимать преступность, оказавшуюся за пределами уголовно-статистического учета.

Латентная преступность может быть охарактеризована теми же количественно-качественными показателями, что и зарегистрированная преступность: состояние, структура, динамика, вред. По мнению исследователей, абсолютные показатели латентной преступности, определяющие ее состояние, в 3-5 раз превышают аналогичные показатели зарегистрированной преступности.

В структуре латентной преступности наибольший удельный вес составляют преступления, не представляющие большой общественной опасности. Поэтому конфликты, возникающие из совершения этих преступлений, могут быть разрешены без привлечения органов системы уголовной юстиции[95]. Поскольку удельный вес преступлений в общей структуре латентной преступности неодинаков, постольку по степени латентности их можно разделить на три группы:

1. Преступления с минимальной степенью латентности (убийства, с покушением; причинение тяжкого вреда здоровью; разбойное нападение и др.).

2. Преступления со средней степенью латентности (кражи, грабежи, изнасилования и др.).

3. Преступления с высокой степенью латентности (заражение венерической болезнью, незаконное производство аборта, взяточничество и др.)[96].

В криминологической литературе приводятся данные, показывающие величину латентности для отдельных видов преступлений. Так, «темное число» детоубийств составляет 1:10, абортов 1:100, обычных краж – 1:20, крупных краж – 1:8, грабежей – 1:5, мошенничества – 1:20 и т.д.[97].

Не придавая чрезмерного значения строгости исчисления конкретных показателей латентности (представляется, что из самой природы данного явления следует вывод о невозможности точного определения его размеров), следует согласиться с криминологами, которые считают, что при современном уровне знаний и наличия современных методик нельзя ставить иную задачу, чем приблизительное установление основных показателей латентной преступности, определения основных направлений ее развития.

Что же касается такого ее показателя, как вред, то с определенной степенью достоверности можно говорить о наличии следующих негативных последствий:

- отсутствует реальное представление о состоянии преступности в стране, конкретном регионе;

- дается искаженный криминологический прогноз преступности;

- применяется неадекватная система мер предупреждения преступности;

- нарушается принцип неотвратимости уголовной ответственности, создается обстановка безнаказанности, которая во многом стимулирует дальнейшее совершение преступлений;

- у населения появляется страх перед преступностью, который объективно ухудшает качество жизни населения, поскольку страх ограничивает сферы социальной активности людей в выборе места жительства, времени и места проведения досуга, приобретении конкретного имущества и т.п.;

- происходит дискредитация органов уголовной юстиции, а следовательно, государства и их отчуждение от законопослушного населения страны;

- права потерпевших остаются незащищенными, поскольку отсутствуют официально установленные лица, совершившие преступления и обязанные загладить причиненный вред[98].

В криминологической науке, исходя из механизма «вхождения» преступлений в число латентных, различают естественную латентность, латентность «пограничных ситуаций» и искусственную латентность[99].

Естественная латентность состоит из преступлений, которые не регистрируются потому, что они не обнаруживаются соответствующими органами уголовной юстиции.

При латентности «пограничных ситуаций» преступление не регистрируется, потому что органы уголовной юстиции дают им неправильную уголовно-правовую оценку. Например, уголовно-правовое хищение имущества квалифицируется как административно-правовое.

Искусственная латентность представлена теми преступлениями, которые обнаруживаются и правильно оцениваются работниками органов уголовной юстиции, однако сознательно по различным причинам не регистрируются.

Поскольку механизм появления латентных преступлений во многом зависит от деятельности органов уголовной юстиции, постольку уровень латентной преступности в определенной мере может рассматриваться в качестве показателя эффективности деятельности органов уголовной юстиции в предупреждении преступности.

Причины того, что преступления остаются незарегистрированными можно условно разделить на объективные и субъективные.

К объективным можно отнести следующие обстоятельства.

1. Ограниченная пропускная способность органов уголовной юстиции, обусловленная их недостаточной штатной численностью, слабой материально-технической базой, перегруженностью сотрудников и другими факторами организационного характера. В этой связи можно говорить о том, что величина преступности в статистической отчетности отражает не только величину преступности в действительности, но также и обеспеченность органов уголовной юстиции кадрами, а структура преступности в статистической отчетности отражает не только структуру преступности в действительности, но также и распределение сотрудников между отдельными подразделениями, например, органов внутренних дел.

2. Особенности механизма совершения некоторых преступлений. Например, скрытый механизм совершения и высокая латентность взяточничества объясняются тем, что в этом преступлении нет жертвы, поэтому каждый из его участников не заинтересован в сообщении о факте преступления в органы уголовной юстиции.

3. Несовершенство показателей эффективности деятельности органов уголовной юстиции. Например, сокрытие работниками этих органов в недавнем прошлом преступлений во многом было обусловлено тем, что их деятельность оценивалась по показателям роста или снижения зарегистрированной преступности. Таким образом, ответственность за состояние преступности возлагалась в основном на органы уголовной юстиции.

4. Наличие более эффективных, чем органы уголовной юстиции, способов разрешения проблем, порожденных преступлениями. В основном это относится к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. Например, возникает конфликт между людьми, в основе которого лежит оскорбление одного лица другим, данный конфликт, как показывает практика, более эффективно разрешается обычными житейскими способами.

5. Отсутствие реальной правовой защищенности потерпевших и очевидцев преступления от расправы со стороны преступников. В этих условиях не каждый гражданин решается сделать заявление о совершенном преступлении.

К субъективным причинам латентной преступности относятся следующие обстоятельства.

1. Стремление государства устранить социально-психологические издержки (например, беспокойство населения), связанные с выявлением и обнародованием полной картины преступности[100].

2. Стремление сотрудников органов уголовной юстиции уменьшить объем своей работы.

3. Низкий уровень правосознания определенной части населения, обусловленный либо правовой безграмотностью в оценке конкретного поведения как преступного, либо негативными поведенческими установками в отношении органов уголовной юстиции.

4. Неверие потерпевших и очевидцев преступления в способность органов уголовной юстиции обеспечить неотвратимость уголовной ответственности.

5. Виктимное поведение потерпевшего, которое может получить негативную правовую или моральную оценку со стороны работников органов уголовной юстиции.

6. Нежелание потерпевших и очевидцев преступления разглашать интимные стороны своей жизни[101].

Знание основных причин латентной преступности позволяет в определенной мере снизить количество нерегистрируемых преступлений.

Система учета преступности

Любое криминологическое исследование невозможно без сбора необходимых данных о преступности как о массовом социальном явлении. Такой сбор осуществляется путем регистрации по установленным признакам той единицы или слагаемого, из которых и составляется массовое явление, т.е. преступность. Очевидно, что такой единицей будет являться каждый случай преступления, а также лицо или лица его совершившие, которые и регистрируются по определенным признакам в документах первичного учета органов уголовной юстиции.

Начало системы учета преступности в России принято относить к 1802 году, когда были созданы министерства внутренних дел и юстиции и их подразделения на местах. Именно с этого времени указанные ведомства начинают осуществлять регистрацию преступлений и лиц, их совершивших, организуют статистическую уголовную отчетность, что явилось огромным достижением для того времени, и в чем Россия опередила многие западноевропейские страны. Введение государственной системы учета преступности позволило государству более эффективно воздействовать на это негативное социальное явление и, кроме того, обусловило развитие научных исследований, связанных с преступностью.

Введенная в 1802 году система учета преступности на протяжении многих лет видоизменилась, модернизировалась, однако основные ее единицы – преступление и лицо, его совершившее – и в настоящее время лежат в основе системы учета преступности.

В соответствии с Приказом о едином учете преступлений от 29 декабря 2005 года №39 /1070/1021/253/780/799, который зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2005 года с 1 января 2006 года введены в действие:

- Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверке сообщений о преступлении.

- Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений.

- Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов.

В соответствии с этим нормативным актом к учетным документам относятся статистические карточки:

Форма №1 – на выявленное преступление;

Форма №11 – о результатах расследования преступления;

Форма №2 – на лицо, совершившее преступление;

Форма №3 – о движении уголовного дела;

Форма №4 – о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности.

С 1 июля 2006 года введены в действие статистические карточки формы №5 – о потерпевшем, формы №6 – о результатах рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции и приложении к статистической карточке формы №6 на преступление по делу частного обвинения.

В соответствии с Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений под регистрацией понимается присвоение регистрационного номера объектам регистрации.

Учет – фиксирование в учетных документах, органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Объектами регистрации являются: уголовное дело, материал с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Объектами учета являются: преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлением и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу.

В анализируемом Положении предусмотрен отдельный учет, т.е. фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений о деяниях с признаками преступления, по которым лица, их совершившие в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации не являются субъектами преступлений, а также сведений об указанных лицах. Порядок учета этих деяний сохраняется в полном объеме, однако сведения о них в общее число учетных преступлений не включаются.

Субъектами регистрации по действующему законодательству являются:

- органы прокуратуры (включая военные прокуратуры);

- органы внутренних дел РФ;

- органы Федеральной службы безопасности (включая пограничные органы);

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- органы Федеральной службы исполнения наказания;

- таможенные органы РФ;

- органы Федеральной службы судебных приставов;

- органы противопожарной службы МЧС.

Субъектами регистрации являются также иные перечисленные в п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органы дознания и должностные лица, перечисленные в п.п. 1-3 ст. 40 УПК РФ, которым уголовно-процессуальным законодательством предоставлено право возбуждать уголовные дела и проводить дознание.

Субъектами учета преступления являются: орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, на которых возложена обязанность фиксирования в учетных документах сведений об объектах учета.

Действующее Положение предусматривает, что учетные документы в течение суток с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производившим предварительное расследование в регистрационно-учетные подразделения. Последние в течение сутокнаправляют все поступившие учетные документы в ИЦ.

Учету подлежит каждое преступление. Основанием учета преступлений является:

- постановление о возбуждении уголовного дела;

- постановление в отказе в возбуждении уголовного дела;

- постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;

- постановление о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета;

- постановление о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела;

- постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению;

- обвинительное заключение по ранее неучтенному преступлению;

- обвинительный приговор суда по делу частного обвинения;

- постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства.

Подлежит снятию с учета преступление, уголовное дело о котором прекращено по реабилитирующим основаниям (отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения и т.п.) либо в случае вынесения оправдательного приговора.

В соответствии с Положением учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам (например, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования - п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; со смертью подозреваемого или обвиняемого, прекращением уголовного дела в связи с примирением сторон; прекращением уголовного преследования вследствие акта об амнистии - п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с деятельным раскаянием - ст. 28 УПК РФ, в связи с применением к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия - ч. 1. ст. 427 УПК РФ).

Основаниями учета лиц, совершивших преступления являются:

- обвинительное заключение (акт);

- обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу;

- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям);

- постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Учету подлежат сведения о причиненном преступлением материального ущерба и обеспечением его возмещения, которые устанавливаются в ходе расследования уголовного дела органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором.

Основанием учета материального ущерба являются:

- утвержденное прокурором обвинительное заключение (акт);

- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

- постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

- постановление о приостановлении производства по делу.

В соответствии с Приказом учету подлежат сведения о потерпевших, в частности:

- о физических и юридических лицах, признанных в установленном законом порядке потерпевшими;

- о физических лицах, смерть которых наступила в результате совершения в отношении них преступлений до момента вынесения постановления о признании их потерпевшими.

Учету не подлежат сведения о лицах – близких родственниках, признанных потерпевшими по уголовному делу о преступлении, последствием которого явилась смерть лица.

Основаниями учета потерпевших являются:

- постановление о признании потерпевшим;

- определение суда о признании потерпевшим;

- постановление о возбуждении уголовного дела по факту смерти лица, в случае, когда постановление (определение) о признании потерпевшим не выносилось.

Учету подлежат судебные решения по уголовным делам.

Приказом Министерства юстиции РФ от 11 июля 2006 года № 250 была утверждена «Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях», в соответствии с которой осуществляется учет преступлений в уголовно-исполнительной системе.

Наши рекомендации