Выявлено лиц, совершивших преступления в России
Годы | Всего | Прирост (снижение) в процентах к предыдущему году |
1 418 500 | ||
1 716 700 | +15,8% | |
1 741 400 | +1,4% | |
1 644 200 | -5,6% | |
1 257 700 | -23,5% | |
1 236 733 | -1,7% | |
1 222 504 | -1,2% | |
1 297 122 | +6,1% |
Показателями, характеризующими динамику преступности, являются ее абсолютный прирост (снижение), темпы роста (снижения) и темпы прироста.
Абсолютный прирост преступности представляет собой разность между данными и сравниваемыми показателями преступности.
Темп роста преступностипоказывает во сколько раз данный показатель преступности превышает (меньше) показателя, взятого для сравнения. Этот показатель может выражаться либо в процентах, либо в коэффициентах.
Темп прироста преступности показывает, на сколько данный показатель преступности превышает (меньше) показателя, взятого для сравнения. Этот показатель также может выражаться как в процентах, так и в коэффициентах[86].
Вред от преступности является одним из основных ее показателей, поскольку именно он характеризует преступность как нежелательное для общества явление.
Вред представляет собой негативное последствие преступности. Это означает, что нейтральные последствия от преступности или отдельного преступления не входят в предмет криминологических исследований.
Основную группу негативных последствий от преступности составляет тот совокупный вред, который возникает в результате совершения отдельных преступлений. Однако, как преступность не сводима к совокупности отдельных преступлений, так и вред от преступности не может сводиться к совокупному вреду всех преступлений. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, при совершении преступлений учитывается только такой вред, который имеет уголовно-правовое значение. Таким является вред, имеющий свойство основного или квалифицирующего признака состава преступления, а также обстоятельства, отягчающего наказание[87]. Очевидно, что все эти виды негативных последствий объединяют причинение вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, а также наличие причинной и виновной (умысла или неосторожности) связи между преступным деянием и вредом[88].
В понятие вреда от преступности входят, кроме того, те негативные последствия, которые выходят за рамки объекта уголовно-правовой охраны (например, эмоциональные переживания родных и близких потерпевших), а также последствия, выходящие за пределы субъективного предвидения преступника, но опосредованно связанные с преступлением (например, затраты государства на содержание осужденного).
Во-вторых, отдельные преступления, даже в совокупности, не приводят к тому вреду, к которому приводит преступность. Например, одним из негативных последствий групповой преступности является расширенное воспроизводство устойчивой криминальной среды. Этот вред не может возникнуть только в результате совершения отдельных преступлений в составе группы.
В-третьих, криминологическая оценка вреда от преступности не совпадает с уголовно-правовой оценкой вреда от отдельных преступлений. Это обусловлено тем. Что вред от отдельных видов преступлений может быть значительно меньше, чем вред от того вида преступности, который они представляют[89]. Например, значительная часть преступлений против государства опаснее преступлений против собственности, однако в связи с большей распространенностью преступлений против собственности ими причиняется более значительный вред, чем всеми преступлениями против государства в совокупности.
Следует отметить, что при уголовно-правовой оценке преступлений количественный критерий является основным для оценки причиненного вреда, качественный - дополнительными[90]. Напротив при оценке вреда от преступности оба критерия являются равнозначными, а нередко качественный критерий приобретает доминирующее значение. Например, при оценке вреда от экологической преступности большее значение имеет не количество вырубленных деревьев, погибших животных и т.д., а те негативные изменения, которые произошли в природных условиях жизнедеятельности человека.
В криминологической литературе разработаны две основные классификации вреда от преступности. В зависимости от характера выделяют вред прямой и косвенный. Прямой вред от преступности выражается в совокупности негативных изменений в материальной и духовной сферах жизни общества. Косвенный вред выражается в совокупности всех издержек, которые несет общество в связи с существованием преступности. В зависимости от вида социальных ценностей, которые подвергаются негативным изменениям, выделяют следующие виды вреда:
- физический вред, выражающийся в количестве смертей, числе инвалидов, количестве рабочих дней, потерянных в связи с утратой потерпевшими здоровья, ухудшением здоровья потерпевших, уменьшении продолжительности жизни большей части населения;
- имущественный вред, исчисляемый в денежном выражении;
- личный неимущественный вред, выраженный в негативных нравственно-психологических издержках для общества (от клеветы, оскорбления и т.д.);
- политический вред, причиненный государству как официальному представителю всего общества и нередко выражающийся в отчуждении законопослушных граждан от государства;
- экологический вред, выражающийся в разрушении природной среды обитания человека.
Хотя вред от преступности является одним из основных ее показателей, методики установления вреда не получили достаточной разработки в отечественной криминологической науке.
География преступности
Россия, имея громадную территорию (1 7075,4 тыс. км2) и достаточно большое население (143,7 млн. человек), остается одной из крупнейших мировых держав. На ее территории проживает свыше 100 наций и народностей. В состав России на 20 декабря 2006 г. входят 88 субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). В связи с проведением в ряде регионов страны референдумов, основным вопросом которых является объединение с другими регионами, в ближайшее время субъектов федерации станет меньше.
Сведения о территориальном распределении преступности в России формируется на основе данных первичного учета преступлений и лиц, их совершивших по месту совершения преступлений, затем обобщаются в официальной отчетности органов уголовной юстиции районов, городов, областей, краев, республик, федеральных округов и Российской Федерации в целом.
Очевидно, что в разных регионах, федеральных округах, проживает разное количество населения, что делает крайне неудобным сравнение, например, абсолютных показателей числа зарегистрированных преступлений в них. В этой связи удобнее сравнивать коэффициенты преступности.
Таблица 3