Методы криминологического прогнозирования.
Специальные методы криминологического прогнозирования – метод экстраполяции, моделирования, экспертных оценок и метод социального экспериментирования.
Метод экстраполяции, сущность которого состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.
Анализ показателей динамики преступности и отдельных ее видов за ряд предшествующих лет позволяет выявит тенденцию изменения данных показателей. На основании этого посредством специальных математических расчетов можно определить, как будут изменяться коэффициенты в будущем. Недостаток этого метода состоит в том, что он дает удовлетворительные результаты только в отношении ближайшего будущего (1-3 года). По мере увеличения прогнозируемого периода вероятность ошибок в оценке возрастают.
Более сложен метод моделирования, который состоит в создании упрощенного образа прогнозируемого криминологического объекта, отражающего его существенные свойства и стороны. Он предполагает построение количественной модели преступности, отражающей ее зависимость от действия ряда факторов. Сложность этого метода состоит в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени связи этих факторов с преступностью.
Точность подобных приведений можно увеличить посредством сочетания методов экстраполяции и моделирования с методом экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на анализируемый период. Существуют строгие процедуры сбора мнений экспертов, их анализа и расчета экспертных оценок. Ценность этого метода в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только официальные данные, но и свой опыт и интуицию.
Метод социального экспериментирования в силу ограничения практического и нормативного характера применяется редко и в определенных пределах. Применение экспериментального метода возможно лишь при выполнении следующих требований:
v Строгого соблюдения законности
v Наличии научно обоснованной гипотезы
v Выбранного типичного объекта эксперимента
v Предоставлении определенного периода времени, обеспечивающего возможность глубокой проверки выдвинутых гипотез
v Наличия разрешения соответствующих органов.
42. Понятие и принципы планирования предупредительной деятельности.
Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.
Профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.
Законность деятельности по предупреждению преступности предполагает наличие достаточного правового регулирования на уровне законов и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.
Демократизм в профилактике преступности означает, что она осуществляется:
- под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;
- при непосредственном участии и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли "помощников" государственных органов;
- с учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактической деятельности означают, что:
лица, в отношении которых она проводится, рассматриваются как субъекты взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты;
ставится задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества и государства;
профилактическое воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.
Научность как принцип профилактики означает:
ü наличие и востребование в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах;
ü сопровождение всех уровней, этапов, направлений, видов профилактической деятельности научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой; наличие при этом механизма внедрения научных рекомендаций после их объективной оценки;
ü использование на практике предоставляемых наукой знаний закономерностей преступности для точной оценки ситуации в ретроспективе, настоящем времени и перспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений по борьбе с нею;
ü осознание практикой того обстоятельства, что попытки решить проблемы концептуальной базы, правового регулирования, управления профилактикой и т. д., требующие профессионального использования научных знаний, не обращаясь к ним, а используя понятийный аппарат на уровне бытового словоупотребления, приводят только к серьезным провалам; в этой связи должна быть осознана и необходимость во всех программно-плановых документах выделять раздел о научном обеспечении предупредительной деятельности;
ü проведение криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.
43. Виды криминологических планов (программ).
Криминологическое планирование (программирование) представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целей и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, а также нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения практических мер на определенный период времени.
Криминологическое планирование реализуется в форме управленческих документов-планов (программ) и имеет следующие виды:
- по уровню и масштабу - федеральное, региональное, местное, на отдельном объекте;
- по органу власти, утверждающему план (программу);
- по составу участников и их роли - комплексное, межведомственное, ведомственное;
- по направленности - территориальное или отраслевое;
- по предмету - охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений;
- по срокам - долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбы с преступностью. Они предусматривают цели и задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью и т.п.
Планы детализируют по задачам, направлениям, функциям отдельных субъектов борьбы с преступностью, организацию этой борьбы, предусматривая конкретные мероприятия, порядок, последовательность, сроки исполнения, ответственных исполнителей. Краткосрочное криминологическое планирование рассчитывается на квартал, полугодие, год и направлено на решение текущих проблем, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки.
Среднесрочное и долгосрочное планирование исходит из прогнозов на эти же периоды. Такие виды планирования направлены на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку задач на продолжительный срок, определение путей и средств их решения.
Комплексное и межведомственное криминологическое планирование охватывает соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Основная задача состоит в том, чтобы объединить усилия различных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое руслоцеленаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью.
Ведомственное планирование включает разработку задач и средств участия в борьбе с преступностью надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своей компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности и другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.
Особенная