Тема 16.4. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей

Понятие и содержание фирменного наименования. Регистрация фир­менного наименования и ее гражданско-правовое значение. Исключи­тельное право юридического лица на фирменное наименование.

Понятие и виды товарных знаков и знаков обслуживания. Оформле­ние прав на товарный знак (знак обслуживания). Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания). Коммерческое обозначение.

Гражданско-правовая охрана наименования места происхождения товара.

Гражданско-правовая ответственность за незаконное использование товарного знака (знака обслуживания) и наименования места происхож­дения товара.

Тема 16.5. Обязательства по приобретению и использованию исключительных прав и ноу-хау

Гражданско-правовые способы приобретения и использования исключительных прав и ноу-хау

Способы приобретения исключительных прав. Обязательственно-правовые формы использования исключительных прав. Иные гражданско-правовые формы использования исключительных прав.

Гражданско-правовые формы использования ноу-хау. Понятие ноу-хау. Правовой режим ноу-хау и правовые основы его приобретения. Формы приобретения (присвоения) ноу-хау.

Договоры об использовании исключительных прав и ноу-хау, их виды.

Обязательства из авторских договоров и договоров о передаче смежных прав.

Понятие и виды авторских договоров. Форма авторского договора. Условия авторского договора. Авторский договор заказа. Ответственность по авторскому договору. Договор на использование произведения, удос­тоенного награды на публичном конкурсе.

Договоры о передаче смежных прав. Договоры о передаче ис­ключительных исполнительских прав. Договоры о передаче исклю­чительных прав производителя фонограммы. Договоры о передаче прав организаций эфирного и кабельного вещания. Коллективное управле­ние имущественными авторскими и смежными правами.

Обязательства из договоров в сфере создания и использования достижений науки и техники.

Патентно-лицензионные договоры. Договор об уступке патента. По­нятие и содержание договора об уступке патента. Вознаграждение за уступку патента. Лицензионные договоры о передаче исключительных прав на объекты промышленной собственности, их понятие и виды. Со­держание лицензионного договора. Договоры о передаче прав на сред­ства индивидуализации товаров и их производителей. Передача исклю­чительных прав по договору продажи (аренды) предприятия.

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конст­рукторских и технологических работ. Договор на передачу научно-тех­нической продукции. Договор о передаче ноу-хау.

Обязательства из договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Понятие франчайзинга. Понятие, форма и содержание договора ком­мерческой концессии. Коммерческая субконцессия. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии. Исполнение и прекраще­ние договора коммерческой концессии.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКИМ (ПРАКТИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

Методические указания

Семинары проводятся с целью максимального использования творческого потенциала студентов, вовлечения их в процесс активной самостоятельной работы над сложными и актуальными проблемами науки и практики, имеющими важное теоретическое и практическое значение.

Главная задача семинаров состоит не только в углублении знаний студентов по отдельным вопросам теории и практики, но также в приобщении студентов к творческой, научной работе. Занятия на семинарах призваны научить студентов самостоятельно работать с юридической литературой, источниками права, выработать у них умение критически осмысливать прочитанное. Кроме того, занятия на семинарах приучают студентов к публичным выступлениям, прививают им навыки последовательнее изложения своих мыслей, помогают выработать культуру речи.

При подготовке к семинару студенту следует подготовить ответы на поставленные преподавателем в соответствии с планом семинара вопросы. При подготовке к семинару следует изучить правовые акты РФ, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, монографии, статьи и другие работы ведущих ученых-правоведов, зарубежное законодательство и зарубежную юридическую литературу.

Наиболее популярным способом ведения семинаров является метод чтения и обсуждения докладов по отдельным проблемам.Система докладов дает студенту необходимые навыки научной работы Студенты приучаются к тому, как следует подходить к научному изучению поставленной проблемы, как собирать и систематизировать необходимые материалы, анализировать их и обобщать, делать из этого логически правильные выводы. Они учатся самостоятельно определять, какие вопросы и данные, собранные по данной теме, действительно к ней относятся и должны быть освещены в докладе, а какие аспекты избранной темы следует оставить в стороне, как нужно построить план выступления, чтобы в отведенное время изложить суть проблемы и свои предложения по ее разрешению, ответить на вопросы и т.д.

Разрабатывая избранную тему, студент должен исчерпывающим образом использовать рекомендованную кафедрой литературу, провести анализ указанного преподавателем российского и зарубежного законодательства, изучить судебную и арбитражную практику.

Подготовка студентами обобщений судебной (арбитражной) практики представляет собой разновидность системы докладов. В отдельную форму занятий она выделяется по степени большего использования; практики. В курсе гражданского права есть вопросы, посвященные изучению правоотношений, регламентация которых содержится иногда в одной-двух кратких нормах закона. Между тем судебная практика содержит богатейший материал, показывающий, как эта норма раскрывается и детализируется в жизни, влияет на складывающиеся реальные отношения, и как жизнь влияет на понимание нормы в ходе ее практического применения. Такие примеры часто встречаются в сфере договорного права, в области отношений, возникающих из фактов причинения вреда, неосновательного обогащения и др.

Обобщения по отдельным вопросам судебной (арбитражной) практики особенно полезны, если анализируется практика, найденная и подобранная или даже пережитая непосредственно студентом. Хорошо, если преподаватель имеет возможность распределить темы между участниками семинара до ухода студентов на производственную практику. В этом случае во время прохождения практики студент может обратить особое внимание на изучение выбранной проблемы, подобрать и осмыслить необходимый материал, выяснить соответствующие теоретические вопросы и доложить на семинаре результаты обобщения.

Планы семинарских и практических занятий, практические заданияпредусмотрены в практикумах по гражданскому праву (в 2 частях) под редакцией Сергеева А.П.

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ

СТАДИИ ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы курсовой работы

С выбора и осмысления темы курсовой работы начинается творческая работа студента. При этом требуется тщательный предварительный анализ проблемы, осознание ее теоретического и практического значения, актуальности избранного объекта исследования. Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, выбрать тему.

Выполнение курсовой работы необходимо начать с изучения учебно-методического пособия, посвященного разработке и написанию курсовых работ, частных методик и планов семинаров по выбранной теме. Вполне допустима ситуация, когда студент может предложить научному руководителю свою собственную тему исследования, с обязательным обоснованием своей точки зрения и причин, побудивших его к этому. Однако выбранная тема должна обязательно входить в круг проблем, изучаемых данной дисциплиной.

Полная самостоятельность предоставляется студенту в выборе как объекта, так и предмета исследования, и определяется его интересами. Вместе с тем следует помнить, что при выборе темы студенты должны учитывать степень ее научной разработанности, наличие нормативных правовых документов, литературы, ее значимость в будущей деятельности в качестве сотрудников налоговых органов. Необходимо также учитывать, что разработка одной и той же темы допускается не более чем двумя студентами в каждой учебной группе.

Выбор темы определяется уровнем знаний студента по юридическим и смежным дисциплинам. Не следует браться за разработку проблемы, требующей довольно высокого уровня теоретических знаний, наличия материалов, имеющихся только в специализированных фондах и т.п.

Оказание научно-консультационной и методической помощи, руководство и контроль за работой, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагаются на научного руководителя (преподавателя по соответствующей дисциплине). Они же определяют степень готовности курсовой работы к защите.

Научный руководитель курсовой работы обязан:

- провести установочную консультацию со студентами с целью разъяснения задания и порядка его выполнения, оказания помощи в подборе литературы и вспомогательных материалов;

- систематически контролировать ход написания курсовой работы студентами;

- обеспечить проведение постоянных консультаций и оказание помощи студентам в подборе дополнительных материалов.

Ответы на все возникающие вопросы, связанные с подготовкой и написанием курсовых работ, студенты получают у научного руководителя.

Серьезное отношение к проведению научного исследования по выбранной теме, своевременное выполнение подготовительных этапов позволяют студентам успешно справиться с написанием курсовой работы в установленные сроки.

Наши рекомендации