Тема 24. Права на средства индивидуализации товаров и их производителей. Ноу-хау. 4 часа

Методические указания

Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.

Роль таких средств выполняет исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп: подгруппы средств индивидуализации продукции и подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота. Эти подгруппы характеризуются особым набором конкретных средств индивидуализации, играющих специфическую роль в общественных отношениях, складывающихся в связи с применением к индивидуализируемому объекту.

Подгруппа средств индивидуализации продукции включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.

Подгруппа средств индивидуализации участников гражданского оборота состоит из таких средств индивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Правовые механизмы, положенные в основу регулирования отношений, складывающихся в связи с правовой охраной и использованием указанных средств индивидуализации, аналогичны правовым механизмам, применяемым для целей регламентации отношений, возникающих по поводу правовой охраны и использования иных нематериальных результатов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем специфические свойства средств индивидуализации как носителей образной информации о производителе конкретного товара, работы или услуги либо о самом предлагаемом товаре, работе или услуге, выступающих в качестве объектов правовой охраны, не позволяют в полной мере отождествлять средства индивидуализации с иными охраняемыми объектами не только интеллектуальной, но и промышленной собственности. Поэтому правовой инструментарий, задействованный в целях установления системы охраны средств индивидуализации, отличается своеобразием приемов правового регулирования и способов защиты прав и охраняемых законом интересов их владельцев.

Сами средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции как объекты гражданских прав, а равно и система их правовой охраны всегда являлись актуальным предметом исследования для юридической науки. Вместе с тем в советский период эта сфера научных знаний находилась в стороне от проблематики изобретательского права в его широком понимании, а на современном этапе развития системы правовой охраны средств индивидуализации, несмотря на обилие публикаций учебного и научного характера, посвященных отдельным видам средств индивидуализации, она входит в проблематику права интеллектуальной собственности.

Студенты должны системно изучить основные вопросы правовой охраны и использования средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции как обособленной совокупности охраняемых объектов, приравненных по правовому режиму к результатам интеллектуальной деятельности и играющих все более заметную роль в современном гражданском обороте и, в частности, в его предпринимательском секторе.

Контрольные вопросы

Первое занятие. 2 ч.

1. На какие средства индивидуализации устанавливаются исключи­тельные права?

2. Кто и в каком порядке осуществляет регистрацию фирменного наименования ? Каково содержание фирменного наименования? Можно ли использовать в фирменных наименованиях слова «Россия» и «Российская Федерация»? Какие права имеет юридическое лицо, зарегистрировавшее на свое имя фирменное наименование?

3. Каков правовой режим коммерческого обозначения?

4. Что понимается под товарным знаком (знаком обслуживания), каковы его функции и виды? В каком порядке оформляются права на то­варный знак? Какие права и в течение какого срока имеет владелец то­варного знака? Каковы основания прекращения правовой охраны товарного знака?

Второе занятие. 2 ч.

5. Что понимается под наименованием места происхождения това­ра? Каковы условия правовой охраны наименования места происхож­дения товара? В каком порядке производится регистрация и предостав­ление права пользования наименования географического объекта? Как осуществляется регистрация наименования места происхождения това­ра за рубежом? В каком порядке осуществляется использование наиме­нования места происхождения товара?

6. Каковы формы и условия ответственности за незаконное использо­вание товарного знака и наименование места происхождения товара?

7. Что такое информация?

8. Что понимается под ноу-хау и коммерческой тайной?

9. Каковы условия и меры охраны ноу-хау?

10. По каким договорам возможно приобретение ноу-хау?

Темы рефератов

1. Международно-правовая охрана товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.

2. Информация как объект гражданских прав.

Задание

Составьте обзор судебной практики по темам «Порядок оформления прав на товарные знаки», «Защита прав на товарные знаки».

Нормативные акты

Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Основная литература

Гражданское право. В 4 т. Том II: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. Третье издание. М., Волтерс Клувер, 2005. Параграф 6 главы 31, глава 32.

Гражданское право: учеб. для вузов. В трех томах. Том 3. Учебник. Издание четвертое / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., ТК Велби, Проспект, 2004. Параграфы 1 и 2 главы 55.

Дополнительная литература

Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики. Учебное пособие. М., 2003.

Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004. Книга размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Гаврилов Э.П. О коммерческой тайне // КонсультантПлюс: справ. прав. система, 2005.

Горленко С.А. Наименование места происхождения и товарный знак: сходство и различия // Вопросы изобретательства. 1991. № 3.

Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., Волтерс Клувер, 2006. Книга размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., Юрист, 2004. Книга размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров – товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М., Статут, 2007. Книга размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Еременко В.И. Правовая охрана коммерческой тайны в Российской Федерации // Адвокат. 2004. № 10. Статья размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Комментарий к Закону «О коммерческой тайне». Охрана интеллектуальной собственности в России. // Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц, науч. ред. В.М. Жуйков. – М., Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2005. Книга размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

Ливадный Е.А. Ноу-хау как результат интеллектуальной деятельности и информация // КонсультантПлюс: справ. прав. система. 2006.

Погуляев В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О коммерческой тайне». М., Юридический Дом "Юстицинформ", 2005. Книга размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Пресняков М.В., Чанов С.Е. Комментарий к Федеральному закону 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный) // КонсультантПлюс: справ. прав. система. 2006.

Рабец А.П. Правовая охрана коммерческих обозначений: новеллы законодательства // Право и экономика. 2007. № 6. Статья размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5.

Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве // Гражданское право. 2007. № 2. Статья размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Шишмарева Е.В. Общие признаки информации, составляющей коммерческую тайну // Журнал российского права. 2004. № 9. Статья размещена в СПС «КонсультантПлюс».

Наши рекомендации