Основные признаки юридического лица
Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:
§ наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;
§ наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);
§ самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;
§ право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;
§ наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
Классификации юридических лиц
В соответствии с Гражданским кодексом РФ разрешенные по закону юридические лица классифицируются по:
§ цели деятельности (получение прибыли или достижение любых других не запрещенных законом целей, кроме получения прибыли);
§ организационно-правовой форме, т. е. по разрешенным видам организаций;
§ характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями с точки зрения наличия или отсутствия у учредителей прав собственности на вносимые ими вклады в имущество этого юридического лица.
Цель деятельности
По цели деятельности юридические лица подразделяются на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческая организация — это организация, занимающаяся коммерческой деятельностью, или это организация — участник рынка, основной целью деятельности которой является получение прибыли.
Некоммерческая организация- это организация, занимающаяся некоммерческой деятельностью, или это организация, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не связанная с получением прибыли, которая в свою очередь не подлежит распределению между участниками данной организации.
Юридически различие между коммерческой и некоммерческой организациями в современном Гражданском кодексе РФ сводится лишь к следующему: и та и другая организация может иметь прибыль, но в коммерческой организации эта прибыль может распределяться между учредителями (участниками), а в некоммерческой организации вся полученная прибыль расходуется на уставные цели.
Организационно-правовая форма
Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.
По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.
Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.
Характер отношений
По характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями возможны два типа организаций.
Первый тип организаций состоит в том, что учредители сохраняют право собственности на свои вклады, вносимые в организуемое ими юридическое лицо, а последнее не имеет прав собственности на эти вклады.
Второй тип организаций состоит в том, что учредители теряют право собственности на свои вклады в юридическом лице и это право переходит к юридическому лицу. Данный тип организации может иметь две подгруппы:
§ первая подгруппа — организации, в которых учредитель взамен своего взноса получает определенные обязательственные права в отношении юридического лица;
§ вторая подгруппа — организации, в которых учредитель не получает взамен своего взноса никаких прав по отношению к учреждаемому им юридическому лицу.
К первому типу юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, финансируемые их собственником.
Ко второму типу — все остальные юридические лица.
К первой подгруппе второго типа юридических лиц относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы.
Ко второй подгруппе второго типа юридических лиц относятся общественные организации (объединения), религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, объединяющие юридических лиц, другие некоммерческие организации.
Правовой режим имущества
В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:
§ субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);
§ субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);
§ субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).
В мировой практике в законодательстве других стран имеют место и другие виды юридических лиц, что отражает, с одной стороны, длительную историю развития рыночного хозяйства, а с другой — национальные особенности каждой страны. С этой точки зрения, в перспективе, возможно появление в России и других видов юридических лиц, если в этом появится необходимость у участников российского рынка.
Существует несколько классификаций юридических лиц.
Прежде всего, все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положенацель создания и функционирования юридического .ища.
Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей).
Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников).
Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.
Вторым критерием для классификации являетсяорганизации онно-правовая форма, под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования.
Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных).
Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.
Кроме ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут устанавливаться и другими федеральными законами.
Особенности отдельных организационно-правовых форм юридических лиц установлены специальными законами.
Важным критерием для классификации являетсяхарактер прав участников в отношении юридического лица. По данному критерию могут быть выделены три группы юридических лиц.
К первой группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеютвещные права — учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления.
Ко второй группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеютобязательственные права, — хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица.
К третьей группе относятся некоммерческие организации, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.
Существуют и иные классификации юридических лиц.
24.Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы
Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.
К внутригосударственным способам и средствам относятся:
1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;
3) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела.
Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.
Международные механизмы защитыправ человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.
В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.
Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах - Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) -Комитет по правам ребенка и т.д.
Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества. Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств - участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.
Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством-участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.
25.Договор займа: понятие, элементы, существенные условия, содержание, права и обязанности сторон.
По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги и другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег или равное количество других вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ). Юридическая квалификация договора: односторонне обязывающий (поскольку обязанности, вытекающие из данного договора, лежат на заемщике, а права — на займодавце, то есть обязанная сторона — это заемщик, управомоченная — займодавец), реальный (вступает в силу с момента передачи заемщику денег или вещей), может быть возмездным или безвозмездным. Договор считается безвозмездным, если в нем прямо не предусмотрено иное, и он заключен между гражданами (не предпринимателями) на сумму меньше 50 МРОТ, а также, когда предметом договора являются вещи, определенные родовыми признаками (вес, объем, длина, количество) (п. 3 ст.809 ГК РФ). Во всех остальных случаях займодавец имеет право на получение с заемщика процентов. При отсутствии в договоре условий о размере % он определяется ставкой рефинансирования банка в месте нахождения (жительства) займодавца на день погашения займа (части займа). Существенные условия договора: предмет договора: деньги (в том числе иностранная валюта); вещи, определяемые родовыми признаками. По окончании срока договора должно быть возвращено такое же количество аналогичных вещей. Стороны договора: займодавец и заемщик. Ими могут быть любые субъекты гражданского права (в качестве заемщика по договору государственного или муниципального займа может выступать либо РФ, субъекты РФ, либо муниципальные образования). Форма договора: 1) устная (между гражданами, если сумма займа не превышает 10 МРОТ); 2) простая письменная, если: - сумма договора превышает 10 МРОТ; - займодавец — юридическое лицо (независимо от суммы). В подтверждение договора может быть выдана расписка или иной документ, удостоверяющий передачу заемщику денежной суммы или вещей. Срок договора не является существенным условием; если он не установлен договором, то определяется моментом востребования. Заемщику дается 30-дневный срок со дня, когда кредитор предъявил требование о возврате (п. 1 ст. 810 ГК РФ). Разновидности договора займа: - целевой заем (на определенные цели), который осуществляется под контролем займодавца за его целевым использованием (ст. 814 ГК РФ); - гос-ый (мун-ый) заем (ст. 817 ГК РФ), который оформляется договором, либо заключается путем приобретения государственных ценных бумаг (облигаций). В этом случае заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо. Договор государственного займа является договором присоединения, поскольку он заключается на утвержденных государством условиях эмиссии ценных бумаг путем покупки их займодавцем. Статья 810. Обязанность заемщика возвратить сумму займа: 1. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором. 2. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно. - Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом займодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Д., займа может быть установлен более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно. Сумма займа, предоставленного под % в иных случаях, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца. 3. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет. Статья 811. Последствия нарушения заемщиком договора займа: 1. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном пунктом 1 ст. 395 ГК, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 ст. 809 ГК. 2. Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
26.Право вооруженных конфликтов: понятие, цели, источники
Право вооруженных конфликтов — это совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и индивидов за нарушение этих норм.
Право вооруженных конфликтов распространяет свое действие как на международные вооруженные конфликты, так и на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.
Предметом регулирования правил ведения войны являются специфические общественные отношения, складывающиеся между его субъектами в ходе вооруженных конфликтов.
Субъектами права вооруженных конфликтов являются основные субъекты МП: государства, нации, борющиеся за национальное и социальное освобождение, международные организации.
Традиционно до концаXIX в. основную роль в регламентации права вооруженных конфликтов играли международные обычаи; само это право обычно именовалось — «законы и обычаи войны».Международные обычаи сохранили определенное значение для данной отрасли международного права и сегодня. Однако в настоящее время основной массив норм права вооруженных конфликтов составляют нормы международных договоров. В их числе:
- Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 г.;
- Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны» и др.;
- Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;
- Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
- Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.
В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.
Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.
Театр войны— это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним,в пределах которых ведутся военные действия.Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.
Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).
Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.
Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — военные корреспонденты, юристы, духовенство. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:
- личный состав регулярных вооруженных сил;
- ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
- личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
- лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
- члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
- население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:
- принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
- носят отличительные знаки;
- открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.
Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
Иностранные военные советники и инструкторы — это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
Не являются комбатантами наемники.
От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров)— иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.
27.Договор страхования: понятие, элементы, существенные условия, содержание, права и обязанности сторон.
Договор страхования - это соглашение, в силу которого одна сторона (страхователь) уплачивает страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение в пределах определенной договором суммы (по имущественному страхованию), либо страховую сумму (по личному страхованию).
Легальное определение дано в ст. 929 ГК РФ:
По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1. риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2. риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3. риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск (статья 933).