Тема 5. Правовое регулирование основных средств исправления осужденных
Основные вопросы
1. Исправление осуждённых как одна из основных целей уголовно-исполнительного законодательства. Понятие и нормативное закрепление. Виды основных средств исправления осуждённых.
2. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения. Внутренний распорядок в исправительных учреждениях.
3. Особенности режима в исправительных учреждениях разных видов (порядок и условия отбывания наказания в колонии-поселении, отбывание лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах, отбывание наказания в воспитательных колониях, порядок и условия исполнения наказания в виде ареста и ограничения свободы, особенности исполнения пожизненного лишения свободы).
4. Меры безопасности и основания их применения при исполнении наказания в виде лишения свободы.
5. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения как отражение принципа дифференциации и индивидуализации наказания.
6. Правовая природа труда осуждённых и его цели. Правовое регулирование труда осуждённых.
7. Воспитательное воздействие на осуждённых: понятие и значение. Задачи, формы и методы воспитательной работы с осуждёнными.
8. Особенности правового регулирования общего образования и профессиональной подготовки осуждённых. Их роль в достижении целей и задач, поставленных перед уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
9. Понятие, содержание и основные формы общественного воздействия на осуждённых.
Тема 6. Исполнение наказаний без изоляции от общества
Основные вопросы
1. Социально-правовое назначение и система наказаний без изоляции от общества.
2. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных исправительных работ.
3. Исполнение наказания в виде штрафа.
4. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.
5. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
6. Реализация условного осуждения.
Тема 7. Исполнение наказаний, связанных с изоляцией от общества
Основные вопросы
1. Понятие, сущность и социально-правовое назначение ареста как вида уголовного наказания.
2. Понятие и назначение учета осужденных к лишению свободы. Виды учета осужденных.
3. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.
4. Правила внутреннего распорядка в исправительных колониях.
5. Правила внутреннего распорядка в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы МЮ РФ.
6. Основные положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.
Тема 8. Основания и порядок освобождения осужденных от отбывания наказания
Основные вопросы
1. Правовые основания и виды освобождения осуждённых от отбывания наказания.
2. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения осуждённых.
3. Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания.
4. Социальная адаптация освобожденных от наказания и меры по ее обеспечению. Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания.
5. Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание
Образовательные технологии
Формами организации учебного процесса являются: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. В учебном процессе используются разнообразные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.
В соответствии с требованиями ФГОС высшее профессиональное образование должно строиться на базе компетентностного подхода. Реализация данного подхода при изучении дисциплины «Прокурорский надзор» обеспечивается посредством широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, основанных на следующих образовательных технологиях:
- диалоговые технологии;
- игровые технологии (ролевые игры, деловые игры);
- эвристические технологии;
- компьютерные технологии.
Кроме того, используются активные и интерактивные формы проведения лекций, в том числе в форме презентации с использованием мультимедийного оборудования, кейс-метод и т.п.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Средства текущей и итоговой оценки качества сформированных компетенций (фонд оценочных средств) при изучении дисциплин
7.1.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методические средства, которые обучающиеся используют при самостоятельной работе:
- рабочая учебная программа дисциплины;
- методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся;
- методические указания для обучающихся по освоению дисциплины;
- учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (списки рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы, программного обеспечения, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», электронно-библиотечных систем).
Виды и формы самостоятельной работы обучающихся:
- изучение и систематизация официальных государственных документов
(законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов);
-изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
-подготовка докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
-участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях;
- подготовка к семинарским (практическим) занятиям, к игровым формам проведения занятий и оформление результатов;
- самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов) в соответствии со структурой дисциплины (модуля), составление конспектов;
- самостоятельное выполнение практических работ и др.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
обучающийся должен:
- освоить содержание, выносимое на самостоятельную работу обучающихся;
- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;
- выполнять самостоятельную работу в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины;
- отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе.
Перечень вопросов для самостоятельной работы
Тема 1. Понятие и значение уголовно-исполнительного права. Предмет и система курса
1. Понятие, предмет, метод уголовно-исполнительного права, его место в системе отраслей права, регламентирующих борьбу с преступностью.
2. История Уголовно-исполнительного права
3. Уголовно-исполнительное право в Российской империи в ХIХ в.
4. Уголовно-исполнительное (исправительно – трудовое) право в Советском государстве 1917-1991 гг.
5. Уголовно-исполнительное право в современный период.
Тема 2. Система учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания
1. Понятие и содержание контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
2. Контроль органов государственной власти за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
3. Прокурорский надзор за соблюдением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Тема 3. Классификация осужденных к лишению свободы и порядок их распределения по исправительным учреждениям
1. Понятие классификации осужденных к лишению свободы и ее значение для достижения целей наказания.
2. Критерии классификации осужденных по социально-демографическим признакам.
3. Покажите уголовно-правовую классификацию осужденных:
4. Виды исправительных учреждений и классификация осуждённых.