Режим и труд как факторы ресоциализации осужденного
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных
учреждениях используются обучение, труд, общение. Однако здесь они
обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИУ,
что создает специфику всей деятельности по исправлению и
перевоспитанию осужденных.
Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда,
питания, отдыха и т. д. В то же время это и система необходимых правил и
мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных
особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности.
Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством:
• охраны и надзора за ними;
• использования мер поощрения и взыскания;
• применение в строго определенных случаях особых мер
безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек).
Основной базой действия режима как фактора является его жесткость
и неуклонность требований его выполнения. Человек смиряется с действием
режима и, осознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его без
внутренних протестов и конфликтов.
Как правило, режим – это организация жизни и деятельности
осужденных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая
организация и оказывает воздействие на человека, формируя у него те или
иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными
установленного в исправительном учреждении режима обеспечивается не
только посредством их охраны и надзора за ними, использования мер
поощрения и взыскания, применения в строго определенных случаях особых
мер безопасности, но и мер воспитательных, основанных на глубоком учете
особенностей психологии отдельных осужденных и их коллективов
Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному,
воспринимается и переживается осужденными. Прежде всего, различны
глубина, сила и длительность переживаний осужденными кары. Мы далеки
от мысли – писал М.Н. Гернет, что особенности того или иного режима в той
или другой тюрьме проходят через каждого заключенного всегда и везде
одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого
прохождения через нее тюремного режима различны: у одних они также
глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной
проселочной дороге. У других эти следы – лишь рябь на реке после
прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая. Субъективное
восприятие и переживание кары зависит от вида режима, отношения
осужденного к приговору, количества судимостей, времени нахождения в
ИУ, индивидуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семейного
и социального положения и т.д. Работникам ИУ важно знать, как каждая
группа осужденных и каждый осужденный воспринимают и переживают те
или иные режимные ограничения.
Режим обеспечивает постоянное восприятие условий жизни в ИУ как
наказание за совершенное преступление, без него не может быть обеспечен
активный процесс перевоспитания. При осуществлении воспитательного
воздействия на осужденного часто приходится сталкиваться с
первоначально отрицательным отношением его к этому воздействию. Всякая
попытка изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает
сопротивление и столь значительное, сколь устойчивы установки личности и
инертен разум индивида. Это и определяет необходимость, особенно в ИУ,
системы мер принуждения и наказания, регламентированных режимом.
Озлобленность осужденных нередко возникает как следствие
восприятия наказания только как мести. А это приводит к негативному
пониманию мер воздействия – нежеланию искать в мерах воздействия
какой-либо иной смысл, кроме кары, направленной против данного
осужденного. При определении дисциплинарного воздействия всегда
необходимо заранее учитывать воспитательное воздействие данного типа
взыскания, как на конкретного осужденного, так и на весь коллектив.
Воспитательная цель наказания будет достигаться только в тех случаях,
когда наказание не ломает воли осужденного, а способствует изменению ее
направленности.
Требования, принуждение, наказание должны сочетаться и с системой
поощрений. Правильно примененное поощрение способствует укреплению
уверенности осужденного в своих силах, вызывает у него чувство
удовлетворения, возбуждает энергию, способствует появлению желания и
повторению положительных поступков. Поощрение усиливает начавшийся
процесс исправления.
Несмотря на большое воспитательное значение карательных
элементов режима, он обладает вполне самостоятельной воспитывающей
функцией. Действительно, четкий распорядок дня, высокая
организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на
характер осужденного, его поведение, дисциплинируют его, вырабатывают
качества, необходимые в жизни на свободе (точность, исполнительность,
аккуратность и т. д.).
Режим есть средство воспитания дисциплины у осужденных. Одна из
основ ликвидации социально-психологических дефектов в личности
преступника –внедрение в его сознание необходимости дисциплины,
определенного поведения в обществе. Под влиянием дисциплинарных
требований у осужденных развиваются и укрепляются такие положительные
качества как собранность, подтянутость, ликвидируется расхлябанность,
безволие, вырабатывается привычка к определенному положительному
образу жизни.
Определение правил режима должно быть всегда психологически
обоснованным, соответствующим требованиям организации жизни и
деятельности осужденных. В этом случае они окажут максимальное
воздействие на психику осужденных, разовьют у них необходимые
морально-психологические качества. Использование данных психологии
позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределялись оптимально
и, с одной стороны, создавали определенную напряженность,
благоприятную для развития личности, а с другой – не вели бы к срыву
психической деятельности.
Труду как особому фактору воздействия отводится особое место.
Причина этого заключается в том, что труд является специфической
человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем
мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность
человека. Правильно организованный общественно полезный труд
способствует гармоничному развитию физических и умственных качеств
осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность. Труд
воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство
товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке
положительные, моральные, этические, нравственные и правовые
программы. Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако
это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют
трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и
нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию
в трудовом процессе.
Социально-психологические дефекты в личности осужденных в
значительной мере определяются их отрицательным отношением к труду,
отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд
может и должен перевоспитывать паразита, преступника с укоренившейся
иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в
жизни, стать полноправным членом общества. Трудовой процесс должен
быть основой для восприятия общественно полезных взглядов и навыков,
мотивов и целей. Выработке трудовых навыков способствует общий ритм
трудового процесса, его постоянство, развивающее стереотип определенных
привычек, навыков и деятельности. В целях перевоспитания в
исправительном учреждении создаются такие условия, при которых от
осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Только постоянство
трудовых усилий создает привычку, а затем и потребность в труде. Интерес
к работе, увлеченность трудовым процессом способствует изменению
комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет
активизировать деятельность по перевоспитанию. Трудовые процессы
способствуют и накоплению опыта, формированию _______системы положительных
связей.
Труд должен способствовать изменению основной направленности
личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужденного,
ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только
физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью,
бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы
человека. Большое психологическое значение имеет внедрение в
подразделение ИУ методов экономической реформы. Доведение этих
методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую
активность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового
процесса. Главная же цель воспитательного процесса – сделать так, чтобы
труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это
достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания
личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и
осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому
ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций
осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Огромной
силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной
деятельности, соревнования, перенесенные с определенными изменениями в
деятельность ИУ. Это создает условия нормальных трудовых
взаимоотношений между людьми на свободе.
В процессе педагогической подготовки осужденных к труду
формируется психологическая готовность трудиться не только в условиях
ИУ, но и на свободе. Но это не тождественные явления. Обследование
ведущих после освобождения из колоний паразитический образ жизни
показало, что многие из них активно трудились в ИУ, перевыполняли нормы
выработки. Однако их активная деятельность в колонии побуждалась
узкоэгоистическими мотивами и установками: активным трудом можно
приблизить свое освобождение, а потом продолжать «вольную» (т.е.
преступную) жизнь; не трудиться в колонии нельзя; трудится кое-как
невыгодно – потеряешь «прибавку _______к общему котлу», «когда работаешь – то
быстрее время летит» и т.д. Такая мотивация не способствует выработке
общей психологической готовности к труду, ибо труд для них остается
вынужденной мерой облегчение своего существования.
Таким образом, режим и труд как карательно-воспитательные меры в
современных условиях деятельности исправительных учреждений в полном
объеме не могут реализовать задачи, выдвигаемые перед УИС.