Фаза общения – контроль и коррекция взаимодействия

информационного обмена и взаимоотношений. Контроль ситуации общения

осуществляется средствами понимания и рефлексии. Рефлексия -это

управляемое осознание юристом того, как понимает ситуацию контакта

его собеседник.

Каждый участник общения контролирует и оценивает процесс обмена

информацией, отношение собеседника к целям контакта. Интенсивность

оценочных действий зависит от значимости и сложности ситуации, личных

особенностей субъектов. Коррекция хода общения производится как

осознанно, так и неосознанно. В простых контактах люди не осознают, как

они подбирают слова, где делают паузы в речи, не контролируют позу и

многое другое. Чем сложнее и ответственнее разговор, тем больше значение

контроля собственного поведения и особенностей поведения партнера.

Однако для профессионально подготовленного к общению человека это

не означает необходимости контролировать каждый свой жест. Сознание

опытного оперативного работника занято анализом целей и замыслов

участников беседы, диагностикой динамики отношений, действиями по

развитию контакта в нужном направлении. Особенности его поведения

«пристроены» к особенностям темы разговора, личности собеседника,

пространственным и временным характеристикам контакта. Отсутствие

профессионального мастерства проявляется в избыточном контроле

элементов собственного поведения, в скованности и неестественности речи,

позы и пр.

Особенность контрольной функции заключается в том, что она

продолжается и после выхода из контакта. Порой, едва закончилась беседа,

юрист уже оценивает ее результаты, причины поведения партнера,

прогнозирует возможное развитие отношений. В случае неудачного общения

его оценка в отрицательных переживаниях у многих людей опережает

сознательный анализ ситуации. В целом эмоциональные переживания, в том

числе и радость, затрудняют контроль и коррекцию результатов общения, но

служат показателем личного отношения к содержанию контакта.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие общение и его виды в деятельности юриста.

2. Составные части процесса общения.

3. Какова роль общения в профессиональной деятельности юриста?

4. Назовите основные правила и приемы психотехники общения юриста с

учетом специфики решаемых задач?

5. Что понимается под коммуникативной компетентностью юриста?

6. Какие основные формы процессуального и непроцессуального общения

юриста?

7. Назовите общие социально-психологические закономерности

профессионального общения юриста?

8. Значимость установления психологического контакта и доверительных

отношений в общении юриста?

9. Назовите основные психологические условия установления контакта

юриста при общении?

10. Особенности общения с лицами, имеющими криминальный опыт?

11. Роль психологического воздействия при установлении контакта?

12. В чем отличие правомерного психологического воздействия от

психологического насилия при общении?

13. В чем состоит основное отличие показаний свидетеля от обычного

рассказа очевидца о происшедшем событии?

14. Раскройте содержание коммуникативной стороны общения?

15. Охарактеризуйте интерактивную сторону общения?

16. Раскройте понятие эмпатии. Каким образом эмпатия влияет на

установление психологического контакта?

17. Что в себя включает перцептивная функция общения?

18. Какие основные способы вербальной коммуникации?

19. Что такое вербальная ригидность? Как проявляется ее влияние на

показания свидетеля?

20. Что такое уголовный жаргон?

21. Речевой этикет и его роль в развитии диалога.

22. В чем состоит процесс индентификации? Его роль в общении.

23. Понятие конфликта в общении, виды конфликтных отношений, их

краткая характеристика.

24. Что собой представляют средства невербальной коммуникации?

Раскройте их роль в установлении и развитии психологического

контакта между людьми.

25. В чем состоит суть понимающего слушания, какие приемы

способствуют данному виду коммуникативного поведения?

Тема 4. Психология профессиональной деятельности следователя и

Оперативного сотрудника

1. Психологическая характеристика следственной деятельности.

2. Психологическая характеристика профессиональной деятельности,

задач и мышления оперативного сотрудника.

Наши рекомендации