Тема 2. Личность и юридическая деятельность

1. Психология личности, структура и подходы к ее изучению в

отечественной и зарубежной психологии.

2. Социально-психологическая характеристика профессиональной

деятельности юриста и ее основные особенности.

3. Психология юридического труда.

1. Психология личности, структура и подходы

к ее изучению в отечественной и зарубежной психологии

Личностьвыступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным,

многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного

междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-

психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его

психической, духовной жизнедеятельности.

Человек– с одной стороны существо биологическое, животное,

наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с

другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо

общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность – это тот же

человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря _______о

личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не

всякий человек является личностью.

Индивидуальность– это личность конкретного человека как

неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид

– человек как единица общества.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена,

что все стороны личности являются врожденными. Например, характер,

способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые уверены, что каждый человек всегда находится в

определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения

и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в

данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Очевидно природные биологические особенности необходимы для

психического развития человека: человеческий мозг и нервная система –

основа формирования психических особенностей человека. Развиваясь же

вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом,

никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не

рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой

теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из

них, например:

􀀹 биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) сторонники этой

теории считают основой развития личности биологические процессы

созревания организма;

􀀹 социогенетический подход – (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.)

последователи теории основу развития личности видят в структуре

общества, способах социализации, взаимоотношениях с окружающими

и т.д.

􀀹 психогенетический подход – (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая

ни биологических, ни социальных факторов, сторонники теории

выдвигают на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под

влиянием научных работ К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева,

Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева,

Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского,

К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др. Эта теория базируется

на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания

личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через

внутренние причины.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою

структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру

личности вообще, которая состоит из четырех составляющих:

1) блок психических явлений (мотивационный) – направленность

(устойчивая система мотивов): влечения желания, стремления, интересы,

идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

2) опыт личности – обретение человеком общественного опыта

(социализация). Этот опыт включает необходимые для его

жизнедеятельности знания, умения, навыки:

знания – система научных понятий о закономерностях природы,

общества, становления и развития человека и его сознания;

умения – способность человека на основе знаний и навыков

продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых

условиях;

навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной

сознательной деятельности;

Наши рекомендации