Взаимодействие правоохранительных органов при осуществлении своих полномочий.
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности. Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении. Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам. К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов. Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств.Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Некоторые принципы взаимодействия правоохранительных органов: взаимодействие должно строиться на принципах законности, добровольности и взаимного уважения сторон; взаимодействие не должно ограничивать профессиональные возможности сторон в период проведения совместных либо согласованных мероприятий; взаимодействие должно давать положительные результаты, как для взаимодействующих сторон, так и для общего состояния правопорядка; основным результатом взаимодействия должно быть улучшение уровня защищенности личности, общества и государства; обеспечение разумного и достаточного уровня возможностей, предоставляемых полномочий и ответственности.
20. Предварительное расследование: понятие, значение, формы (виды). Общие условия и сроки производства предварительного следствия.
Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.
Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование; всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения.
Значение предварительного расследования состоит в том, что органом расследования устанавливаются данные о преступлении, лице, его совершившем, и обеспечивается реализация уголовной ответственности, установленной законом. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Гарантией законности проведенного расследования служит прокурорский надзор и судебный контроль за действиями и решениями следователя и дознавателя.
Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса).
Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.
Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.
Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности. Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса.
Общие условия предварительного следствия включают положения, которые раскрывают назначение и содержание отдельных уголовно-процессуальных институтов предварительного следствия, обеспечивающих производство следственных действий в целях установления истины по уголовному делу.
Общие условия предварительного расследования подчинены принципам уголовного судопроизводства и являются их проявлениями в конкретной стадии.
В качестве основных общих условий предварительного расследования выделяются (статьи не проверены!):
· правильное определение подследственности (ст. 151 УПК РФ);
· соединение уголовных дел (ст. 153, 162 УПК РФ);
· полномочия следователя и дознавателя и их процессуальное самостоятельность (ст. 38, 41 УПК РФ), перераспределение полномочий прокурора и руководителя следственного органа (ст. 37, 401 УПК РФ);
· своевременное начало (ст. 156 УПК РФ), соблюдение места (ст. 152 УПК РФ) и сроков производства предварительного расследования (ст. 152, 157, 223 УПК РФ);
· выделение уголовного дела (ст. 154 УПК РФ);
· выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ);
· расследование уголовных дел группой (бригадой) следователей (ст. 163 УПК РФ);
· криминологические аспекты деятельности органов дознания и предварительного следствия (ст. 73, 158 УПК РФ);
· соблюдение формы и порядка взаимодействия следователя с органами дознания (ст. 38, 149, 152, 157 УПК РФ);
· применение научно-технических средств при производстве предварительного расследования (ст. 58, 83, 84, 180, 186 УПК РФ);
· недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ; ст. 130 УК РФ; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; ст. 39-40 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);
· обязанность рассмотрения ходатайств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 73, 119-122, ч. 2 ст. 159 УПК РФ);
· соблюдение порядка и формы взаимодействия следователя (дознавателя) с органами следствия и должностными лицами иностранных государств (ст. 453-473 УПК РФ; Международные договоры и соглашения РФ со странами СНГ и дальнего зарубежья);
· общие правила производства и протоколирования следственных действий (ст. 29, 164, 166, УПК РФ), т.е. письменность предварительного расследования;
· соблюдение нравственных основ предварительного расследования (ст. 6, 9, 10, 16, 49-53, 56, 133-139, 187-192 УПК РФ).
К иным общим условиям относятся (факультативны, их может не быть в конкретном деле):
1. восстановление утраченного уголовного дела (ст. 158.1 УПК РФ);
2. необходимость принятия мер попечения о детях и других иждивенцах обвиняемого, обеспечения сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);
3. участие в уголовном деле специалистов, переводчиков, понятых (ст. 168, 169, 170 УПК РФ).