Особенности личности несов.преступника
Совершившие преступление подростки проживают как правило в родительской семье. Каждая 3-ая из них характеризуется семейным неблагополучием.
Для несовершеннолетних преступников характерно:
Утрата связи с учебным или трудовым коллективом
В сфере досуга типично бездельное время припровождение
Сведение интересов и желаний к потребительским
Характерна деформация нравственно-правового сознания.
В нравственно эмоциональной сфере замечается чувство ослабления стыда, отсутствие сдержанности, лживость, несамокритичность. Нервно-психические расстройство в несколько раз чаще чем у законопослушных сверстников.
Последние годы в РБ наметилась тенденция сокращения преступности нес-их в абсолютном выражении. Это объясняется демографическими процессами. Уровень преступности остается примерно на том же уровне.
В структуре отдельных видов преступлений на долю несовершеннолетних приходится: 60% краж, 12% грабежей, 6% хулиганств, 1% убийств, 1% умышленных причинений тяжких телесных повреждений и 1% изнасилований из числа зарегистрированных.
По корыстным мотивам совершается более половины всех преступлений несовершеннолетних. До 70% преступлений несовершеннолетних совершается в группе.
50-60% всех преступлений несовершеннолетних совершается по месту жительства, учебы или работы, причем каждое 3-4 преступление несовершеннолетних совершается в местах проведения привычного досуга.
На долю младшей возрастной группы (14-15 лет) приходится около 30 % всей преступности несовершеннолетних.
Соотношение сельской и городской преступности несовершеннолетних 1 к 1,5.
Общесоц.предупреждение
Правовую основу предупреждения о преступности несовершеннолетних составляет Закон РБ от 31 мая 2003 г. № 200з об основах профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних
В соответствии со ст. 1. Профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних – это система социально-правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, а так же совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляется в совокупности с индивидуальной профилактической работы как и с семьями, находящимися в опасном социальном положении. Важнейшим аспектом общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних таким образом является профилактика безнадзорности и беспризорности.
Безнадзорность – это социальное явление характеризующиеся отсутствием надлежащего контроля за поведение нес-их, способствующими совершения ими деяний, содержащих признаки адм. правонарушения или преступления.
Безнадзорный- это лицо в возрасте до 18 лет, контроль за поведение которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию и содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Или вследствие самовольного ухода его из дома или детского учреждения. Беспризорный- это безнадзорный не имеющий места жительства.
Необходимо развитие сети и активизация работы институтов общесоциального предупреждения (таких, как государственные, муниципальные и частные образовательные учреждения, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, направленных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).
В современном обществе необходимо функционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть предоставлены все возможности для участия в хорошо оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, так и частных предприятиях.
Важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних – их правовое просвещение и воспитание. Необходимо создать новые центры организованного досуга детей и подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию.