Уголовного права БГУ, доцент И.О. Грунтов

Заведующий кафедрой

Уголовного права БГУ, доцент И.О. Грунтов

Понятие криминологии и ее место среди юридических и неюридических наук. Система криминологии

Понятие криминологии

Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» – преступление и греческого слова «logos» – учение. Таким образом – учение о преступлении. Однако содержание К намного шире, сложнее и многограннее. Впервые термин «К» ввел в научный оборот французский антрополог Поль Тапинар в 1879 году, но как самостоятельное научное направление этот термин впервые употребил итальянский юрист граф РафаельГарафанлло в 1875 году в своей книге «Криминология». Вместе с тем, специальные исследования, посвященные преступности и борьбе с ней, обнаруживаются и в более ранних источниках, например в книге итальянского гуманиста 18 в. ЧезареБеккане «О преступлении и наказании».

Как общественная наука, криминология изучает широкий круг явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью, с природой ее возникновения и ее предупреждению.

Наиболее приемлемым представляется следующее определение криминологии:

Криминология – это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения ее детерминанты (причины и условия), личность тех, кто совершает преступление и систему мер предупреждения преступности. В отличие от уголовного права, которое изучает юридические признаки конкретного преступления, криминология изучает преступление как социальное явление.

Система криминологии

Необходимо различать систему криминологии как науки и систему криминологии как учебной дисциплины.

Система науки криминологии – взаимосвязанная упорядоченная совокупность общих и частных теоретических и прикладных, методологических и ме проблем, составляющих предмет криминологии.

В настоящее время в К. науке сложились следующие направления:

- криминальная виктимология – наука о жертве преступления

- криминология латентной преступности (скрытой)

- криминофамилистика – семейная криминология

- криминопеналогия – криминология мест лишения свободы, преступного рецидива

- криминологическая прогностика, криминологическое прогнозирование

- криминальная ювенология – криминология несовершеннолетних

- криминально-правовая конфликтология

Криминология как учебная дисциплина подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части рассматриваются общетеоретические проблемы криминологии, касающиеся преступности в целом. В Особенной части рассматриваются те же проблемы сквозь призму отдельных видов преступлений.

Предмет и задачи криминологии. Методологическая основа криминологии

Отправным моментом для понимания криминологии является определение ее предмета. В обобщенном виде предмет криминологии включает в себя 4 ее основные блока:

- преступность со всеми ее признаками и показателями

- причины, условия преступности и иные ее детерминанты

- личность преступника

- предупреждение преступности

Под преступностью понимается комплекс негативных социально обусловленных деяний, имеющих относительно массовый характер, представляющих повышенную общественную опасность, и рассматривающихся действующим законодательством как

Причины и условия преступности – система негативных экономических, социальных, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обуславливают преступность как социальное явление.

Под личностью преступника – такая совокупность социально-психологически-биологических явлений , которые характеризуют лицо, совершившее преступление, и которые вместе с иными обстоятельствами обусловили его преступное поведение.

Предупреждение преступности – система государственных и общественных мер, направленных на устранение и устранение причин и условий преступности, удержание от совершения преступлений, коррекцию поведения правонарушителей.

Задачи криминологии

Значение криминологии как науки в первую очередь определяются теми задачами, которые перед ней стоят. Задачами криминологии являются:

1) Аналитическая – заключается в исследовании преступности, ее качественно-количественных параметрах, личности преступника и личности жертв преступлений, причин и условий преступности, мер предупреждения преступности в целом либо по отдельным видам преступлений.

2) Прогностическая – заключается в раскрытии обоснованных предположений о возможном развитии криминологических явлений в будущем и в разработке на этой основе научно обоснованных предложений по предупреждению преступности.

3) Экспертная – выражается в анализе проектов НПА на предмет их криминологической обоснованности и на предмет выявления их правовых криминологических дефектов.

4) Нормотворческая – создание нормативно-правовой базы для противодействия преступности, учет криминологических знаний при конструировании правовых актов.

5) Правоприменительная – заключается в разработке и применении эффективных мер, направленных на предупреждение преступности.

6) Международно-правовая – заключается в организации международного сотрудничества по противодействию наиболее опасным проявлениям преступности (наркотики, торговля людьми, оружием); изучение и использование международного опыта по выработке и осуществлении на практике системы эффективных мер по предупреждению преступности.

Теория стигматизации

«Стигма» в переводе с латинского – «клеймо». Из истории известно, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию заключенных на социальное отторжение. Т.о. теория стигматизации объясняет, в первую очередь, существование рецидивной и профессиональной преступности.

В теории стигматизации общественная жизнь рассматривается как серия социальных ситуаций и типичных реакций людей на поведение окружающих. Абсолютных признаков преступления не существует. Определение того или иного деяния в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей. Реально же далеко не все, что запрещено законом под страхом наказания, представляет собой опасность для общества.

Неправильное реагирование общества на то или иное деяние является одним из наиболее значимых криминогенных факторов. По мнению сторонников этой теории, преступник ничем не отличается от непреступника. Различие между осужденным и неосужденным преступником является более существенным. Наклеивание негативных ярлыков (или стигм) приводит к тому, что общество отвергает данное лицо, не допуская его в свои ряды. Этот ярлык становится началом криминального пути жизни молодого человека. Например, еще в 1934 г. супруги Глюк установили, что факт привода подростков в полицию оказывает большое влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение среди лиц, уже имеющих привод.

Воздействие судебной системы и карательного аппарата носит скорее негативный, чем позитивный характер. Оно приносит обществу больше вреда, чем пользы. Важна не кара как таковая и не наказание, а меры, которые могли бы удержать человека от совершения преступления и удержать раскол общества на 2 враждующих лагеря: законопослушных и преступников.

Сазерленд пришел к выводу, что ¾ лиц, содержащихся в тюрьмах штатов, не являются преступниками в полном смысле слова, однако криминальное клеймо инициирует процесс его отчуждения от общества.

Значительный вклад в развитие теории внесли Э. Лемер и Г.Беккер (?), опубликовавшие работу «Социальная патология». В этой работе Лемер рассмотрел этапы криминализации личности:

1) нарушение человеком правил поведения;

2) реакция окружающих людей в форме отрицательной оценки;

3) вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению;

4) осуждение, влекущее стигматизацию;

5) укрепление лица на преступном пути, восприятие и закрепление криминальных моделей, восприятие роли преступника.

По природе возникновения

1. объективные (отставание сознания от бытия)

2. объективно-субъективные (как правило, все носят такой характер)

3. субъективные (психические отклонения)

Планирование борьбы с преступностью и предупреждение преступлений

Криминологический прогноз является научной основой планирования деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Криминологическое планирование – это целенаправленная деятельность, направленная на разработку плана, которым на основе целей и задач борьбы с преступность определяются пути и средства их решения, нормативного, организационного, информационного, методического, ресурсного обеспечения на определенное время.

Планирование борьбы с прест-тьюосущ-ся на различных уровнях, реализ-ся в комплексных планах профилактики правонаруш., а также в ведомств.планах правоохранительных органов.

Содержанием криминолог. плана явл-ся комплекс соц.-экономич., пр. идеологовоспит. и админ.-орг. мер по борьбе с прест-тью.

Наиболее распростр. видом планом деят-ти по предупр. прест-нийяал-ся комплексные планы профилактики правонаруш.

Причём они составляются на различных уровнях:

· в масштабе всего гос-ва

· в масштабе обл., г. Минска

· в масштабе районов и городов

Система комплекс. планирования и профилактики прест. имеет не только территор., но и ведомств.-отрасл. подходы.Планы по профилактики правонаруш. включают в себя мероприятия, напра. на устранение причин и усл. совершения преступлений и развития всего криминог. потенциала региона или отрасли хоз-ва.Основная проблема: формализм (всё на бумаге красиво, а реализ-ся никак).Составной частью системы планиров. прест-тиявл-ся разработка ведомственных планов правоохранит. орг.

Основно составной частью их явл-ся разработка мероприятий по борьбе с прест-тью.

Обоснование плана по борьбе с прест-тью д. соотв-ть 2 условиям:

• д. соотв-ть прогнозируемой структуре претс-ти

• д. отвечать рацион.распределению имеющихся сил и ср-в

В качестве основы планирования целесообразно избирать наиболее неблагопр. вариант прогноза с тем, что бы при всех условиях добиться наиболее положит.результата.

С т. зр. структуры в плане д. б. предусмтрены меры по борьбе:

• с насильственными прест.

• корыстными

• коррупционными

• несоверш. и т.д.

Методика предполагает несколько этапов:

Подготовительный2. аналитический

3. прогностический

4. программный этап

По времени планирования выделяются:

1. планирование текущее (квартал, полугодие, год)2. планирование перспективное

Классификация предупредительных мер. Требования ,предъявляемые

В соответствии с законом РБ от 04.01.2014 г. №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», меры по специальному криминологическому предупреждению преступлений подразделяются на:

Профилактическая беседа

Проводится с гражданином в случае совершения им правонарушения или когда его поведение в общ местах, в месте жительства, в месте работы или учебы дают основания полагать о возможности совершения им преступления или правонарушения. Профилактическая беседа проводится по месту жительства работы или учебы, а также в пункте охраны правопорядка, помещении органа ВД, прокуратуры, Гос. безопасности, пограничной службы, таможенного органа, органа фин расследования или подразделения по чрезвычайным ситуациям. Состоит в разъяснении гражданину общественной опасности противоправных деяний и правовых последствий в результате совершения преступления или правонарушения, а также в недопустимости их совершения. После проведения беседы профилактируемое лицо подписывает документ, что с ним проведена беседа.

Профилактический учет

Наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушения и оказания на его профилактического воздействия. Гражданин, в отношении которого принято решение об осуществления профилактического учета, для вручения копии этого решения вызывается должностным лицом органа внутренних дел, гос. безопасности, пограничной службы, таможенного органа (не прокуратуры) в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Вызов осуществляется в письменной форме.

Должностное лицо органов (выше) вручает копию решения об осуществлении профилактического учета гражданину, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему его права и обязанности, предусмотренные ст. 32 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Должностное лицо органов (выше):

– Посещает гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет по его месту жительства или месту пребывания, по месту учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений не менее 1 раза в течение месяца, если иная периодичность посещения не определена руководством соответствующего субъекта профилактики;

– Определяет место и время проведения профилактических мероприятий, обеспечивает участие в них гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет.

Гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет:

– Прибывает по вызову должностного лица субъекта профилактики;

– Участвует в профилактических мероприятиях.

Профилактические мероприятия проводятся не реже 1 раз в месяц, если иная периодичность не определена руководителем субъектом профилактики, и осуществляется в форме лекций, демонстрации фильмов профилактической направленности, в т.ч. с рассмотрением уголовных, гражданских и административных дел, например, о признании граждан недееспособности, об отобрании ребенка с лишением родительских прав или без лишения, о направлении в лечебно-трудовой профилакторий. Проводятся во время, в которое гражданин не занят на работе или учебе.

Защитное предписание

Установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Применяется после вынесения постановления за умышленное причинение телесных повреждений или иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП), оскорбления (ст. 9.3 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП), совершенное по отношение к члену семьи. Применяется в течение года после объявления такого предупреждения.

Может быть запрещено:

– предпринимать попытки выяснять место пребывания граждан, пострадавших от насилия в семье, если эти граждане находятся в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие;

– посещать место нахождения гражданина, пострадавшего от насилия в семье, если этот гражданин временно находится вне совместного места жительства с гражданином, в отношении которого вынесено защитное постановление;

– общаться с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, в т.ч. по телефону, через интернет и т.д.;

Объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в 2-дневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением прав и обязанностей такого лица, предусмотренных ст. 32 Закона РБ «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Общесоц.предупреждение

Правовую основу предупреждения о преступности несовершеннолетних составляет Закон РБ от 31 мая 2003 г. № 200з об основах профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних

В соответствии со ст. 1. Профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних – это система социально-правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности, а так же совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляется в совокупности с индивидуальной профилактической работы как и с семьями, находящимися в опасном социальном положении. Важнейшим аспектом общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних таким образом является профилактика безнадзорности и беспризорности.

Безнадзорность – это социальное явление характеризующиеся отсутствием надлежащего контроля за поведение нес-их, способствующими совершения ими деяний, содержащих признаки адм. правонарушения или преступления.

Безнадзорный- это лицо в возрасте до 18 лет, контроль за поведение которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию и содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Или вследствие самовольного ухода его из дома или детского учреждения. Беспризорный- это безнадзорный не имеющий места жительства.

Необходимо развитие сети и активизация работы институтов общесоциального предупреждения (таких, как государственные, муниципальные и частные образовательные учреждения, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, направленных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).

В современном обществе необходимо функционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть предоставлены все возможности для участия в хорошо оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, так и частных предприятиях.

Важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних – их правовое просвещение и воспитание. Необходимо создать новые центры организованного досуга детей и подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию.

Заведующий кафедрой

уголовного права БГУ, доцент И.О. Грунтов

Наши рекомендации