Приглашение представителей графств и городов в тот же парламент

Король шерифу Нортгамптоншира. Так как мы хотим иметь совещание и рассуждение с графами, баронами и прочими магнатами королевства нашего, чтобы позаботиться о мерах против опасностей, которые в эти дни угрожают этому королевству, вследствие чего повелели им, чтобы они прибыли к нам в воскресенье, ближайшее после праздника святого Мартина зимнего, в Уэстминстер, чтобы обсудить, постановить и исполнить то, с помощью чего следует устранить эту опасность, мы предписываем тебе, крепко наказывая, чтобы ты распорядился без замедления избрать и к нам в указанный выше день и место отправить от названного выше графства двух рыцарей и от каждого города этого же графства двух граждан и от каждого бурга двух горожан из более выдающихся и более способных к труду; так чтобы названные рыцари полную и достаточную власть за себя и за общину названного выше графства, а названные граждане и горожане за себя и за общину названных выше городов и бургов отдельно от них здесь тогда имели делать то, что тогда будет по общему совету постановлено касательно того, о чем была речь выше, так чтобы за отсутствием этой власти названное выше дело никоим образом не оставалось бы несделанным. И ты должен иметь здесь имена рыцарей, граждан и горожан, и этот приказ. Засвидетельствовано королем в Кентербери третьего дня октября.

Памятники истории Англии XI—XIII вв / Пер., сост. и введ. Д. М. Петрушевского. – М.: Гос.соц. эк. изд-во, 1936. – 238 с. – С. 221 – 2237

ТЕМА V. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ XIII В.

Общие методические указания

Для исследования своеобразия западноевропейского политического и правового сознания XIII в. предлагаются три трактата составленные юристами-практиками из разных стран Европы: «Саксонское зерцало» Эйке фон Репгау, написанное в первой трети XIII в., в Германии; трактат «О законах и обычаях Англии» Генри Брактона, относящийся к первой половине 50-х гг. XIII в. и «Кутюмы Бовези» французского юриста Филиппа де Бомануара записанные в начале 80-х гг. того же века. К каждому документу ниже приводятся конкретные методические рекомендации, но итогом работы по данной теме должно стать сравнительное исследование: определение общих, характерных для XIII в. правовых и политических идей западноевропейских юристов, выявление и объяснение своеобразия позиций каждого из авторов и обязательное сравнение с идеями «Великой хартии вольностей» ( Тема IV), которая отражает практику политической борьбы и правовое сознание достаточно широких групп населения и позволяет рассматривать идеи юристов в более широком контексте.

Занятие 1. «Саксонское зерцало» Эйке фон Репгау

Примерный план

1. Понимание сущности государства и королевской власти

2. Права и обязанности государственных и социальных институтов

3. Социальные группы их права и обязанности

4. Особенности правового сознания автора

Источники

Репгау Эйке фон. Саксонское зерцало. Пер. Л.И. Дембо / Отв. Ред. В.М. Корецкий. – М.: Наука. 1985. – 271 с.

Основная литература

Аксененок Г.А., Кикоть В.А. «Саксонское зерцало» и его автор в свете новых исследований // Репгау Эйке фон. Саксонское зерцало. – М.: Наука, 1985. – 271 с. – С. 226 – 269.

Дембо Л.И. «Саксонское зерцало» - выдающийся памятник истории германского феодального права // Репгау Эйке фон. Саксонское зерцало. – М.: Наука, 1985. – 271 с. – С.152 – 225.

Дополнительная литература

Аннерс Э. История европейского права / Э.Аннерс. – М.: Наука, 1995. –398 с.

Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж.Берман. – М.: Изд–во МГУ, 1998. – 624 с.

Бойцов М.А. Величие и смирение / М.А. Бойцов. – М.: РОССПЭН, 2009. – 549 с.

Вис Эрнст В. Фридрих II Гогенштауфен / Эрнст В. Вис. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 379 с.

Двор монарха в средневековой Европе: Явление, модель, среда / Под ред. Н.А. Хачатуряна – М. – СПб: Алетейя, 2001. – 352 с.

Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя» – притязания и действительность / Н.Ф. Колесницкий. – М.: Просвещение, 1977. – 463 с.

Колесницкий н.Ф. Особенности вассально-ленных отношений в германии X – XIII вв. / Н.Ф. Колесницкий. – М.: Наука, 1969. – 342 с.

Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Ф. Рапп. – СПб.: Евразия, 2009. – 427 с.

Методические указания

Целью работы с текстом «Саксонского зерцала» должно стать понимание связи политических и правовых норм и идей, зафиксированных в сборнике с особенностями развития Германии и Европы в первой половине XIII в.

Так как «Саксонское зерцало» содержит отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии вы сможете охарактеризовать особенности королевской и императорской власти, трактовку Эйке фон Репковым ее основ, компетенций, прав и обязанностей, взаимодействие церкви и светской власти. Текст позволяет понять широко распространенную в то время концепцию «двух мечей», которая призвана была определить основы взаимодействия светской и церковной власти.

Для понимания основ и системы функционирования германского общества того времени необходимо выделить социальные группы различного статуса, определить их права и обязанности, охарактеризовать отношение автора к существующей социальной структуре. Обратите внимание, что сборник состоит из двух разделов: три книги Земского права (для «неблагородных», но лично-свободных). и три главы Ленного права (для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям). Соответственно, когда делаете выводы из установлений не забывайте, что в первом случае речь идет об общем праве свободных, а во втором – в основном о праве феодалов.

В тексте достаточно данных, позволяющих охарактеризовать судебную систему Германии: представления о ее основах, видах судов, их компетенции и функционировании; а также составить мнение о существовавшей тогда системе наказаний. Подумайте, что определяет феодальный характер, описанного в «Саксонском зерцале» судопроизводства. Кем по сути дела, является судья, кто имеет право на защиту своих прав в суде, что принимается судом в качестве основного доказательства. Характеризуя правовую и экономическую систему ленной системы, надо не рассматривать не только права и обязанности ленника, но и своеобразие характера германских правовых взаимоотношений между вассалами и их сеньорами.

Поиски своеобразия «Саксонского зерцала» можно вести в нескольких направлениях. Во-первых, сосредоточив свое внимание на своеобразии германских институтов, описанных автором и на их деятельности, во-вторых, описывая трактовки и мнения самого автора, его отношение к крепостной или рабской зависимости; единой государственной власти, к обязанностям императора и должностных лиц и т.п. Кроме того, можно попытаться выделить в тексте, с одной стороны, нормы обычного права, с другой, императорского законодательства и обнаружить особенности этого правового документа, связанные как с основами обычного права, так и с судебной практикой северо-восточной Германии.

Саксонское зерцало

Эйке фон Репгау

Эйке, вероятно, родился в Репкове[136] в небогатой рыцарской семье примерно в 90 гг. XII в., умер вскоре после 1233 г. Обучался в церковных и монастырских школах. Он читал и писал по-немецки, в определенной мере владел латынью, знал Библию, был знаком с каноническим правом и светскими законами, церковной и светской историей и т. д. Он состоял в свите очень влиятельных и знатных феодалов, свидетельствуя их важные правовые акты. Возможно был судьёй и ленником (вассалом) графа Хойера фон Фалькенштейна.

«Саксонское зерцало» было составлено, по-видимому, между 1215 - 1235 г., в период острой борьбы Штауфенов и Вельфав, германских королей и папства. Сначала он был записан на латинском, затем переведен на немецкий. Позднее из него были сделаны многочисленные заимствования в других землях, Сборник применялся в судах Германии свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Германское гражданское уложение.

Книга первая

Статья 1

Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору - светский.

Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

Статья 27

§ 2. Каждый мужчина рыцарского рода оставляет двоякого рода наследство: наследство ближайшему родственнику, равному ему по рождению, кто бы он ни был, и особое имущество воина ближайшему способному носить меч родственнику. Кто не принадлежит к рыцарству и военного щита не имеет, тот в случае смерти оставляет только наследство, но не военное снаряжение.

Статья 30

Каждый пришлый приобретает наследство в Саксонии по праву страны, а не по личному праву, будь то баварец, шваб или франк.

Статья 31

§ 1. Муж и жена не имеют раздельного имущества при их жизни… Жена не может без согласия мужа также отчуждать что-либо из ее имущества так, чтобы из-за этого он потерпел ущерб в [своих] правах.

Книга вторая

Статья 1

Если сеньоры объединяются клятвой и при этом игнорируют империю, то они действуют тем самым против империи.

Статья 13

§ 4. Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг, или мельницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайных [ночных] поджигателей, или тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстных целях, - их всех следует колесовать.

§ 5. Кто убьет кого-нибудь, или [незаконно] возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет, кроме тайных [ночных] поджогов, или изнасилует девушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской верности, тем следует отрубить голову.

§ 7. Христианина - мужчину или женщину, - если он еретик, и того, кто имеет дело с волшебством или с отравлениями, если он будет в том изобличен, следует подвергнуть сожжению на костре.

Статья 24

§ 1. Никого нельзя лишить права владения по суду, даже если он бесправно владеет, иначе как при помощи правомерной жалобы, если он сам присутствует, или вызвав его для суда в надлежащий судебный день; если он не явится, то тогда его можно по праву лишить права владения.

§ 2. Каждый может по праву лишиться прав на свое имение, если он его продаст или заложит, или передаст права на него или не объявит своему [новому] господину, или если оно будет от него отчуждено по земскому или по ленному праву, или если он иным образом передает без принуждения; тогда он справедливо лишается права владения.

Статья 27

§ 2. Священники, и рыцари, и их челядь свободны от таможенных пошлин. Каждый также должен быть свободен от таможенных пошлин, когда он едет [в повозке] или верхом или идет пешком, если он не пользуется паромом или мостом, и с полным правом он должен быть свободен от пошлины за охрану [конвой], если он хочет рисковать своим имуществом и своей жизнью. Если же он кому-нибудь вносит пошлину за охрану, то тот должен его охранять от ущерба в пределах округа своей охраны, в противном случае он должен ему возместить [ущерб].

Книга третья

Статья 3

Женщину, которая носит в себе живого ребенка, нельзя присуждать к более тяжелому, чем телесное, наказанию. Слабоумных и умалишенных не следует подвергать наказанию. Если же они кому-либо и причиняют вред, то их опекун должен возместить его.

Статья 7

§ 2. Если еврей убьет христианина или совершит против него преступление, и будет при этом схвачен, то его судят так же, как христианина.

§ 3. Если, далее, христианин убьет еврея или совершит против него преступление, то его нужно судить за нарушение королевского мира, который он в отношении него нарушил. Этот мир добыл им Иосиф от императора Веспасиана, когда он излечил его сына Тита от ломоты.

Статья 33

§ 1. Каждый имеет право суда у короля.

§ 5. Король должен, далее, судить по поводу земельной собственности не по праву лица, а по праву той страны, где она находится.

Статья 42

§ 3. Когда впервые было установлено право, тогда не было никаких министериалов; и все люди были свободными, когда наши предки пришли в эту страну. По правде говоря, мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого. И о том, что это было, мы не имеем никаких свидетелей.

Статья 52

§ 1. Немцы должны выбирать короля по праву. Когда он посвящен теми епископами, которые к тому назначены, и вступает на престол [коронуется] в Аахене, тогда он получает королевскую власть и королевский титул. Когда его посвящает папа, тогда он получает и императорскую власть, и императорский титул.

§ 2. Короля избирают судьей над земельной собственностью, и леном, и над жизнью каждого. Однако император не может быть повсеместно и судить все преступления во всякое время; поэтому он передает князьям графство и графам шультгейство[137].

§ 3. В четвертые руки не должен передаваться ни один лен, имеющий суд [т. е. право суда над преступлениями, влекущими за собою] смертную казнь [шею] и [отсечение] руки; исключение составляет шультгейство в графстве, так как ни один судья не может вести суд, созываемый в установленные сроки, без шультгейса. Если кто-нибудь подает жалобу на судью, то он [судья] должен отвечать перед шультгейсом, ибо шультгейс является судьей в отношении его вины. Точно так же пфальцграф[138] — судья над императором и бургграф — над маркграфом[139]

Статья 54

§ 2. Когда выбирают короля, он должен принести присягу верности государству в том, что он будет укреплять правду и карать неправду, и защищать интересы империи, как он только сможет и будет в силах. После этого он уже никогда больше не должен приносить присягу, разве только его обвинит папа в том, что он сомневается в истинной вере. Затем он должен быть свидетелем во всех делах, по которым на него ссылаются, прося о королевской милости; обещание он должен давать взамен присяги, когда устанавливается мир.

§ 3. Хромого и прокаженного или того, кто правомерно отлучен папой от церкви, нельзя избирать в короля. Король должен быть свободным и законнорожденным и должен сохранять свое право рождения [происхождения].

§ 4. Король должен обладать франкским правом после избрания независимо от того, к какому племени он принадлежал до избрания. Ибо как франк не может быть лишен жизни, если только он не будет пойман на месте преступления или если он не будет лишен своего франкского права, точно так же никто не может приговорить к смерти короля, если предварительно он не будет правомерным решением лишен королевства.

Статья 55

§ 1. Над жизнью и здоровьем князей никто не может быть судьей, кроме короля.

Статья 57

§ 1. Императора не может ни папа, ни кто-либо другой отлучить от церкви с того момента, как он посвящен, кроме трех случаев: если он сомневается в истинной вере, или если он оставляет законную жену, или если он разрушает божий храм.

§ 2. При выборах императора первый голос принадлежит епископу Майнца, второй - Трира, третий - Кельна. Среди светских первый при выборах пфальцграф рейнский - имперский стольник, второй - герцог саксонский - маршал, третий - маркграф бранденбургский - имперский камерарий[140]. Имперский шенк[141], король богемский, не имеет права избрания, потому что он не немец. Затем выбирают все имперские князья, духовные и светские. Те, которые первыми названы при избрании, должны голосовать не по собственному усмотрению, а должны первыми голосовать за того, кого все князья изберут императором.

Статья 58

§ 1. Имперские князья не должны иметь никакого другого светского господина, кроме короля.

§ 2. Нет такого знаменного лена, при помощи которого кто-либо мог бы стать имперским князем, если он не получил этого лена от короля. Если другой от него получает, то он не является первым держателем лена, потому что тот раньше его получил, и он не может поэтому быть имперским князем.

Часть вторая. Ленное право

Глава первая

4. Клирики, и женщины, крестьяне, и купцы, и лишенные прав, и незаконнорожденные, и все не рыцарского звания со стороны отца и их предков — все они лишены ленного права.

5. Если, однако, кто-либо им передаст лен, то они будут иметь право ленника, но только от него; своим детям они лен не передадут по наследству, а также они не смогут стать в ленные отношения к другому господину.

8. Ленник должен своему господину принести известную присягу в том, что он ему будет верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен. Если он этого не выполнит, то он не сможет быть свидетелем относительно ленного права своего господина. Ленник должен оказывать своему господину надлежащее уважение и нести службу.

9. Ленник должен нести надлежащую королевскую службу, объявленную приказом господина в присутствии двух его людей за шесть недель до похода. Служба должна осуществляться в пределах тевтонской земли, входящей в состав Римской империи.

11. Шесть недель должен ленник служить своему господину за счет господина. После шести недель службы он отдыхает.

12. Когда германцы избирают императора, и он направляется в Рим, его должны сопровождать шесть князей, которые первыми были при его избрании, чтобы папа знал о законности избрания императора.

13. Так же должны следовать и все другие, держащие имперские лены, каждый со своим господином, если он только не откупится от похода десятой частью суммы, которую он ежегодно имеет от имения господина.

15. Обязанность этой службы прекращается, как только император будет посвящен.

16. Ленник должен также служить своему господину тем, что он принимает участие в судебных решениях по ленному праву, когда это потребуется господину до полудня и в судебные дни. Если какое-либо дело начато до полудня в судебный день, то допускается его закончить после полудня и в несудебный день.

18. Также если господин откажет [леннику] в правосудии, когда ленник предъявит ему обвинение в присутствии двух его людей, то ленник сможет отказаться от службы своему господину и не обязан присутствовать в его ленном суде.

24. Отец передает по наследству сыну владение, равно как и лен, поэтому сын не обязан просить господина, чтобы он подтвердил ему лен отца.

94. Никто не может быть лишен владения иначе, как если оно будет от него отнято по суду.

95. Ленник может утратить владение, если он будет лишен его в судебном порядке или если он откажется от лена в пользу господина. Однако в течение года и шести недель он сможет присягой отрицать, что он отказался от имения, если только господин не передал лен другому в его присутствии.

96. Ленник может в более частых случаях свидетельствовать против господина, чем это допускается для господина против ленника.

97. Свидетелем владения может быть любой не лишенный прав, имеющий усадьбу [маис] в той же деревне или в одной из близлежащих.

107. Свидетельство семи своих людей требуется господину, чтобы лишить ленника лена.

108. В споре обо всем том, что господин должен получить от ленника по ленному праву или что ленник обещал господину, господин сможет победить ленника при помощи своих свидетелей. «Точно так же правомерную королевскую службу, потребованную от ленника по решению [курии], в случае отрицания ленником, что служба ему была предписана, господин может доказать свидетелями. Однако он не может предписать леннику королевскую службу раньше, чем она была предписана ему по решению [курии].

109. Равным образом, если господин по своему ленному праву предпишет леннику по решению [курии] явиться к нему ко двору, то в случае отрицания со стороны ленника, [что он был вызван], господин может доказать это, как надлежит, свидетелями.

110. Если ленник имеет двух или трех сеньоров, то ленник служит тому, кто первый из них объявил ему о королевской службе, и оказывает помощь для похода другим, поскольку он от них имеет лены.

116. Если господин отнимет неправомерно у ленника лен, или несправедливо откажет в наделении леном, или не захочет дать инвеституру на лен, который ленник от него держит, то ленник может жаловаться вышестоящему господину, который должен в присутствии своих вассалов через своего посланца от того потребовать, чтобы жалобщику он сделал, что полагается по праву. Если тот этого не выполнит, то вышестоящий господин на себя берет лен и ленник получит от него инвеституру вместо первого господина.

Глава вторая

О порядке судопроизводства

52. Если ленник сморкается, или брызжет слюной, или кашляет, или чихает или если он становится с другой стороны своего говорителя, чем стоял раньше, или чистит себя, или оглядывается вокруг, или сгоняет мух, чтобы они ему не мешали, — по таким поводам он не платит штрафа господину; хотя все же некоторые имеют ошибочное мнение по этому поводу.

Глава третья

О городском лене

2. Горожанин не несет [военной] службы своему господину, но он должен пребывать в городе, должен защищать его от врагов и участвовать с господином в вынесении судебных решений по делам о господских [ленах], когда это потребуется.

3. Городской суд находится в руках господина только в его городах; вследствие чего в вынесении судебных решений участвуют только те, которые держат от господина городские лены, и в отношении городского лена свидетелями могут быть только горожане.

13. Без ущерба для своей чести ленник может взять с господина залог за его долг или по этому поводу подать на пего в суд, если только раньше он возбудил против него, как надлежит по праву, жалобу перед его ленниками [в курии] и если господин отказал ему в правосудии по ленному праву; за это он не будет присужден к уплате штрафа господину.

14. Также если господин учинит над своим ленником насилие или его ограбит, и ленник вышеуказанным порядком возбудит против господина судебное преследование и если, явившись в суд, он будет возводить на господина обвинение в грабеже, а тот будет защищаться, то тем самым он не нарушит своей верности, если он не отказался быть [его] вассалом и не отказался от лена.

15. Если ленник откажется быть вассалом [своего] господина, то лен, который он держит от господина, будет у господина свободным. Наоборот, господин теряет лен, который от него держит ленник, если он откажется от ленника, и ленник немедленно будет просить у вышестоящего сеньора этот лен по праву или будет просить о том, чтобы он его передал другому господину, от которого он смог бы держать [лен] с таким же достоинством [щитом], с каким он держал его от прежнего господина.

Репгау Эйке фон. Саксонское зерцало. Пер. Л.И. Дембо / Отв. Ред. В.М. Корецкий.– М.: Наука. 1985. – 271 с. – С. 17 – 143.

Наши рекомендации